- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

МТК «Север-Юг» – Индийский океан: востребованы взаимодополняющие маршруты

Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» будет в большей мере сориентирован на порты, расположенные на побережье Индийского океана, прежде всего на иранские порты этого бассейна. О такой ориентировке МТК на днях заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в Совете Федерации. При этом уточнена основная конфигурация данного маршрута. И в этой связи нет оснований предполагать, что соседние с Ираном страны означенного бассейна отдаляются от МТК.

Как отметил М. Хуснуллин, создание магистрали в рамках развития МТК «Север-Юг» «вдоль Каспийского побережья с выходом к бассейнам Индийского океана обсуждается». Видимо, вице-премьер имеет в виду акватории Персидского залива и Аравийского моря, входящие в единый бассейн Индийского океана.

Уточнено также, что этот коридор - «обход Каспия с запада и с востока. Мы с запада практически договорились и по железной дороге, договариваемся по автомобильной дороге (с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном. - Ред.). Но у нас еще имеется связь с Центральной Азией по существующим автомобильным дорогам - с выходом на Индийский океан через Иран».

В данном случае речь идет о параллельных авто- и железнодорожной магистралях, стыкующихся с РФ (в Поволжье и Южноуральском регионе) – Казахстан – Туркменистан - Иран, выходящих по кратчайшему маршруту - в основном вдоль восточного берега Каспия - на юго-восточные порты Ирана Бендер-Аббас, Минаб и Чахбехар.

Транзитный  коридор Туркменистан (Центральная Азия) - Иран к бассейну Индийского океана

По оценке вице-премьера РФ, проект развития автомобильного сообщения в рамках МТК «Север - Юг» не требует капитальных вложений. Кроме того, развитие магистрали с другими странами продолжается. Отмечено М. Хуснуллиным и то, что общий объем инвестиций для развития транспортной инфраструктуры МТК составит около 280 млрд. рублей.

Вице-премьер не уточнил, в ценах какого года определена упомянутая сумма инвестиций и каковы конкретные источники - государственные или межгосударственные - финансирования этих вложений. По неофициальной информации, сумма инвестиций в соответствующие МТК-проекты за последние 5 лет пересматривалась дважды в сторону увеличения. В том числе пересматривался в ту же сторону объем капвложений и в автодорожную МТК-инфраструктуру.  Не прозвучало также, когда будут полностью введены в действие все маршруты данного коридора.

Заметим в этой связи, что сроки реализации железнодорожного проекта на северо-западе Ирана  Решт - порт Астара длиной всего лишь в 160 км переносились с 2010 года уже трижды. Теперь, по данным главы Минтранса РФ Виталия Савельева, этот проект планируется реализовать к 2028 году. Данный участок, напомним, это основная линия, соединяющая МТК-маршрут через Иран - Азербайджан с центрально-, южноиранскими железными дорогами и портами Ирана в Персидском заливе. Причем министр уточнил, что проект Решт - Астара обсуждался более 20 лет.

Соединительный ж. д. проект Решт - Астара

Насчет развития МТК-проекта с другими странами, о чем упомянул вице-премьер РФ М. Хуснуллин, в первую очередь подразумевается, скорее всего, Пакистан, располагающий крупными портами на побережье Индийского океана – Гвадар, Карачи, Ормара. И соединенный (включая пакистанские порты) железными дорогами с Индией и Ираном.

Заметим, что Пакистан и Азербайджан еще в 2017-м договорились проработать вопросы по включению Пакистана и пакистано-иранских сухопутных артерий в МТК; позже участие Исламабада в том же проекте было поддержано Тегераном.

Нужно уточнить, что конечным пунктом МТК еще в начале 2000-х определен крупный западноиндийский порт Мумбаи (до 1995 г. назывался Бомбей). Но согласно коридорному проекту, грузы должны перегружаться в иранских портах Индийского океана на морской транспорт (или на паромный маршрут), что, естественно, увеличивает перевозочные расходы и время перевозок. Прямое же ж. д. сообщение с Индией - через Пакистан - на 20-25% удешевляет транспортировку и примерно на столько же ускоряет доставку грузов в/из Мумбаи.

Похоже, «пакистанский фактор» уже активнее учитывается и российской  стороной в рамках того же МТК: в ноябре 2022 г. в Москве министры транспорта РФ и Пакистана подписали соглашение о двусторонних и транзитных автомобильных перевозках. Причем документ исключает уплату налогов и сборов для владельцев перевозочных средств: это нацелено на стимулирование, в том числе международного грузового транзита в автоперевозках между РФ и Пакистаном.

Подписание соглашения об автомобильных перевозках между РФ и Пакистаном 

По официальной оценке обеих сторон, соглашение будет способствовать развитию международного транспортного коридора «Север-Юг» и расширению географии перевозок грузов, в том числе с выходом через Иран на Пакистан. Аналогичная точка зрения у Игоря Левитина, помощника президента РФ по вопросам транспортной политики: «Когда мы говорим про коридор «Север-Юг», мы понимаем, что от этого коридора будут расходиться направления и в другие страны: Пакистан, Афганистан, Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ. Поскольку коридор многополярный».

Вполне можно согласиться и с мнением Юлии Церцеил, экспертом РЭУ им. Плеханова: «МТК не только позволит расширить географию перевозок в Индию, Пакистан, страны Персидского залива, Закавказья и Центральной Азии, но также поможет заместить отдалённые порты Балтики для сообщения со странами Африки и Азии». То есть по кратчайшему маршруту - через порты Ирана, Индии, Пакистана.

Разумеется, реализация комплексных преимуществ всех маршрутов МТК впрямую зависит от достаточной, притом рассчитанной на перспективу пропускной способности сухопутных, портовых, паромных артерий данного коридора. Поэтому целесообразны совместная разработка всеми странами-участницами МТК программы по согласованному развитию провозных мощностей в рамках коридора и его ответвлений в соседние страны. А также согласование транзитно-тарифной политики, стимулирующей  конкурентоспособность как центровых МТК-артерий, так и примыкающих к ним магистралей/портов соседних стран.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2023
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика