Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» будет в большей мере сориентирован на порты, расположенные на побережье Индийского океана, прежде всего на иранские порты этого бассейна. О такой ориентировке МТК на днях заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в Совете Федерации. При этом уточнена основная конфигурация данного маршрута. И в этой связи нет оснований предполагать, что соседние с Ираном страны означенного бассейна отдаляются от МТК.
Как отметил М. Хуснуллин, создание магистрали в рамках развития МТК «Север-Юг» «вдоль Каспийского побережья с выходом к бассейнам Индийского океана обсуждается». Видимо, вице-премьер имеет в виду акватории Персидского залива и Аравийского моря, входящие в единый бассейн Индийского океана.
Уточнено также, что этот коридор - «обход Каспия с запада и с востока. Мы с запада практически договорились и по железной дороге, договариваемся по автомобильной дороге (с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном. - Ред.). Но у нас еще имеется связь с Центральной Азией по существующим автомобильным дорогам - с выходом на Индийский океан через Иран».
В данном случае речь идет о параллельных авто- и железнодорожной магистралях, стыкующихся с РФ (в Поволжье и Южноуральском регионе) – Казахстан – Туркменистан - Иран, выходящих по кратчайшему маршруту - в основном вдоль восточного берега Каспия - на юго-восточные порты Ирана Бендер-Аббас, Минаб и Чахбехар.
Транзитный коридор Туркменистан (Центральная Азия) - Иран к бассейну Индийского океана
По оценке вице-премьера РФ, проект развития автомобильного сообщения в рамках МТК «Север - Юг» не требует капитальных вложений. Кроме того, развитие магистрали с другими странами продолжается. Отмечено М. Хуснуллиным и то, что общий объем инвестиций для развития транспортной инфраструктуры МТК составит около 280 млрд. рублей.
Вице-премьер не уточнил, в ценах какого года определена упомянутая сумма инвестиций и каковы конкретные источники - государственные или межгосударственные - финансирования этих вложений. По неофициальной информации, сумма инвестиций в соответствующие МТК-проекты за последние 5 лет пересматривалась дважды в сторону увеличения. В том числе пересматривался в ту же сторону объем капвложений и в автодорожную МТК-инфраструктуру. Не прозвучало также, когда будут полностью введены в действие все маршруты данного коридора.
Заметим в этой связи, что сроки реализации железнодорожного проекта на северо-западе Ирана Решт - порт Астара длиной всего лишь в 160 км переносились с 2010 года уже трижды. Теперь, по данным главы Минтранса РФ Виталия Савельева, этот проект планируется реализовать к 2028 году. Данный участок, напомним, это основная линия, соединяющая МТК-маршрут через Иран - Азербайджан с центрально-, южноиранскими железными дорогами и портами Ирана в Персидском заливе. Причем министр уточнил, что проект Решт - Астара обсуждался более 20 лет.
Соединительный ж. д. проект Решт - Астара
Насчет развития МТК-проекта с другими странами, о чем упомянул вице-премьер РФ М. Хуснуллин, в первую очередь подразумевается, скорее всего, Пакистан, располагающий крупными портами на побережье Индийского океана – Гвадар, Карачи, Ормара. И соединенный (включая пакистанские порты) железными дорогами с Индией и Ираном.
Заметим, что Пакистан и Азербайджан еще в 2017-м договорились проработать вопросы по включению Пакистана и пакистано-иранских сухопутных артерий в МТК; позже участие Исламабада в том же проекте было поддержано Тегераном.
Нужно уточнить, что конечным пунктом МТК еще в начале 2000-х определен крупный западноиндийский порт Мумбаи (до 1995 г. назывался Бомбей). Но согласно коридорному проекту, грузы должны перегружаться в иранских портах Индийского океана на морской транспорт (или на паромный маршрут), что, естественно, увеличивает перевозочные расходы и время перевозок. Прямое же ж. д. сообщение с Индией - через Пакистан - на 20-25% удешевляет транспортировку и примерно на столько же ускоряет доставку грузов в/из Мумбаи.
Похоже, «пакистанский фактор» уже активнее учитывается и российской стороной в рамках того же МТК: в ноябре 2022 г. в Москве министры транспорта РФ и Пакистана подписали соглашение о двусторонних и транзитных автомобильных перевозках. Причем документ исключает уплату налогов и сборов для владельцев перевозочных средств: это нацелено на стимулирование, в том числе международного грузового транзита в автоперевозках между РФ и Пакистаном.
Подписание соглашения об автомобильных перевозках между РФ и Пакистаном
По официальной оценке обеих сторон, соглашение будет способствовать развитию международного транспортного коридора «Север-Юг» и расширению географии перевозок грузов, в том числе с выходом через Иран на Пакистан. Аналогичная точка зрения у Игоря Левитина, помощника президента РФ по вопросам транспортной политики: «Когда мы говорим про коридор «Север-Юг», мы понимаем, что от этого коридора будут расходиться направления и в другие страны: Пакистан, Афганистан, Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ. Поскольку коридор многополярный».
Вполне можно согласиться и с мнением Юлии Церцеил, экспертом РЭУ им. Плеханова: «МТК не только позволит расширить географию перевозок в Индию, Пакистан, страны Персидского залива, Закавказья и Центральной Азии, но также поможет заместить отдалённые порты Балтики для сообщения со странами Африки и Азии». То есть по кратчайшему маршруту - через порты Ирана, Индии, Пакистана.
Разумеется, реализация комплексных преимуществ всех маршрутов МТК впрямую зависит от достаточной, притом рассчитанной на перспективу пропускной способности сухопутных, портовых, паромных артерий данного коридора. Поэтому целесообразны совместная разработка всеми странами-участницами МТК программы по согласованному развитию провозных мощностей в рамках коридора и его ответвлений в соседние страны. А также согласование транзитно-тарифной политики, стимулирующей конкурентоспособность как центровых МТК-артерий, так и примыкающих к ним магистралей/портов соседних стран.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram