- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.11.2024 |

Долговая петля – это не про Евразию

На днях из департамента статистики Евразийской экономической комиссии в открытые источники поступили сведения о весьма существенном снижении внешнего долга по Евразийскому экономическому союзу на суммарной основе. По состоянию на 1 апреля 2023 года отмечено сокращение на 14,3% по сравнению с 1 апреля 2022-го. Общая сумма снижения составила 96 млрд долларов, причём львиная доля пришлась на Россию.

На саму сумму тут же обратили особое внимание в деловой прессе, причём в основном в зарубежной. Едва ли не первым из всех авторитетный и консервативный The Economist сравнил сумму «евразийских долгов» с размерами российских замороженных активов, которые, как известно, оцениваются в 300 млрд долларов либо евро. Как видим, они чуть более чем втрое превышают указанную сумму долгов ЕАЭС.

Дальше больше: другими СМИ параллельно было отмечено, что потери России, по крайней мере те, которые можно назвать прямыми, от нефтяного эмбарго существенно ниже. Напомним, что год назад речь шла о 22 млрд долларов убытков для России, в реальности же из-за того, что цена барреля нефти Urals лишь изредка превышала контрольную отметку в 60 долларов, потери вряд ли превышают даже 10 млрд.

Экономисты никогда не переставали спорить, кто и кого – должник или кредитор – реально держит «на привязи» или же в «долговой петле». В связи с этим нелишним будет напомнить, что самый большой долг в мире на сегодня у США, который не так давно превысил 30 трлн долларов. Другое дело, что при этом самим США должны ничуть не меньше, если не больше, причем, прежде всего, не столько банки и корпорации, а американские домохозяйства.

 Однако и такая сумма как 30 трлн, разумеется, астрономическая, не достигает даже двух годовых ВВП американской, то есть одной из ведущих пока ещё экономик мира. Впрочем, с учётом долгов тех же домохозяйств и корпораций речь идёт уже о размере долга почти в четыре американских ВВП. Поэтому нельзя не обратить внимания на то, что в соотношении долгов стран ЕАЭС с их валовым продуктом положение дел на сегодня существенно лучше, чем в США, как, впрочем, и в Евросоюзе.

Суммарный долг стран Евразийского союза, как известно, опустился ниже отметки в 700 млрд долларов. По отношению к ВВП внешний долг сократился с 54,3% на 1 января 2023 года до 50,5% на 1 апреля, при этом внешний долг на душу населения уменьшился с 4,3 тыс. до 4,1 тыс. долларов соответственно. Если сравнивать внешний долг с суммарным ВВП стран ЕАЭС, который, по оценкам за 2022 год, составил 170 трлн рублей, или 2 трлн долларов по усреднённому курсу, то наш общий евразийский долг немногим превышает 30% от него.

При этом Россия к июлю 2023 г. сократила свои долги, и так весьма незначительные, до 347,7 млрд долларов, что на 33 млрд, или на 8,7%, ниже показателя начала года. Это данные Банка России, свидетельствующие, что по отношению к ВВП страны внешний долг не превышает 7%.

Беларусь в первом квартале 2023 года снизила внешний долг ещё на 2,1 млрд долл. – до 37,6 млрд. Это чуть более 50% объёма ВВП страны за 2022 год - 72,79 млрд долл. В Казахстане внешний долг в размере 54 млрд долларов, или более 25 трлн тенге, составляет не более 8% от ВВП страны.

Незначительный рост внешней долговой нагрузки отмечен только в Армении и Кыргызстане, что связано в основном с изменениями курсов валют. В то же время суммарный госдолг Армении снизился за это время с 63,5 до 60,25% к ВВП страны, а Кыргызстана – с 68 до 60,3%.  

Показательно, что крупнейшая в ЕАЭС российская экономика в настоящее время подкреплена солидными международными резервами, которые обеспечивают высокое покрытие её внешнего долга – в 167,4%. В других странах – членах ЕАЭС данный показатель составлял от 21,5% в Беларуси до 25,1% в Армении. Однако только в Кыргызстане к 1 апреля 2023-го было отмечено снижение международных резервов в процентах к внешнему долгу по сравнению с соответствующей датой прошлого года.

Нельзя не отметить, что основная часть внешнего долга всех стран ЕАЭС по-прежнему представлена долгосрочными обязательствами (до 55-75%), что свидетельствует о невысоких рисках в сфере внешнедолгового финансирования. Вместе с тем это сужает возможности сокращения внешнего долга в пользу внутреннего или долга внутри ЕАЭС. Тем не менее динамика показателей по внешним обязательствам свидетельствует о снижении общей долговой нагрузки на интегрированную экономику стран Союза.

В завершение остаётся отметить, что в рамках ЕАЭС у пяти его членов заметно различается сама структура внешнего долга. Если в Армении, Беларуси и Кыргызстане преобладал долг органов государственного управления, причём акцентированный в банковском секторе, то в Казахстане – долг по прямым инвестициям (межфирменному кредитованию). В России, помимо собственно снижения суммарного долга, отмечается также тенденция его перераспределения в пользу так называемого долга других секторов.

Долговой тренд в пяти странах также весьма неоднозначен. Так, Россия и Беларусь взяли вполне однозначный курс на снижение долговой зависимости, прежде всего, от Запада. При этом Россия, чей внешний долг превышает суммарный долг остальных четырёх членов сообщества, снизила свои обязательства на 21,5%, тем самым внеся основной вклад в сокращение общей долговой нагрузки. У Республики Беларусь внешний долг за тот же период сократился на 7,2%. В то же время, по пока не обнародованным данным (они обычно становятся известны после публикации полугодовой и годовой отчётности центральных банков), продолжают расти долги Беларуси перед Россией.

В то же время денежные власти Казахстана, второго по финансово-экономическим показателям государства Союза, продолжают придерживаться стратегии долговой стабильности. Внешний долг в РК вырос с апреля 2022 по апрель 2023 года всего на 1%, в то время как заимствования внутри страны растут достаточно высокими темпами. Это вполне очевидно свидетельствует, прежде всего, о высокой степени доверия национального бизнеса к денежным властям государства. При схожем подходе центральных банков к внешним заимствованиям пока не удаётся достичь снижения долговой нагрузки в Армении и Кыргызстане. Долг в Армении вырос на 10,6%, в Кыргызстане – на 7%.

Складывающееся положение дел при этом можно рассматривать как весьма перспективное с точки зрения перераспределения долговой нагрузки с источников за пределами ЕАЭС в пользу взаимных обязательств. Россия, где зарегистрирован профильный евразийский коммерческий банк – ЕАБР, уже выступила с инициативой оперативно провести нечто вроде конвертации значительной части внешних долгов в долги внутри ЕАЭС. При этом в ответ практически не отмечено негативной реакции, вроде того что «российские банкиры готовы затянуть коллег из ЕАЭС в долговую петлю». 

Предложение уже нашло понимание у партнёров России, появились и объективные публикации в СМИ в пользу его реализации. Однако для воплощения здравой идеи в жизнь предстоит непростой и, скорее всего, не быстрый процесс согласования условий и объёмов взаимного кредитования. Впрочем, как считают многие аналитики, к примеру, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров кандидат экономических наук и известный евразиец Александр Разуваев, при наличии политической воли всё может быть проделано в течение всего одного отчётного финансового года.

В пользу перевода долговых обязательств из дальнего зарубежья в «ближнее» ЕАЭС говорит среди прочего и тот факт, что у трёх его членов рост долговой нагрузки отмечается в первую очередь в банковском секторе.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1771
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика