5-6 августа в Джидде (Саудовская Аравия) прошел саммит, главной темой которого было заявлено мирное завершение российско-украинского конфликта. В конференции приняли участие представители 42 стран во главе с США и Великобританией. Россия участия в саммите не принимала.
Тем не менее очередная попытка США перетащить на свою сторону мировое сообщество не удалась – большинство стран в конфликт России и Украины вмешиваться не хотят. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, подчеркнувший, что «при этом у многих из тех, кто не понимал, в чем суть конфликта, открываются глаза на происходящее. И явно не в пользу Запада и пестуемого им Киева».
Место проведения конференции и характер ее освещения в западных СМИ, сводящийся к демонстративному игнорированию России в пресловутой «формуле мира», красноречиво говорят о том, что ее организаторы и предполагаемые выгодополучатели в Вашингтоне и Лондоне пытались таким образом оказать дипломатическое давление на Пекин с целью повлиять на Москву. Суть действа – попытка сблизить позиции НАТО, ЕС и Украины с позициями стран Глобального Юга, включая Китай, Индию, ЮАР, Бразилию, Пакистан. Другими словами, найти такой компромисс, чтобы эти страны не развивали отношения с Россией и как минимум не шли на сближение с Москвой, а как максимум – поддержали концепт долгосрочного сдерживания РФ.
При этом даже само участие Китая в саммите рассматривалось Западом как большое дипломатическое достижение, в т. ч. потому, что Пекин был приглашён на переговоры в Копенгагене в июне (где прошла первая встреча такого формата), но не принял в них участия. Китай как важнейший союзник России рассматривается англосаксами в качестве ключевой стороны для «создания тяги к переговорам». Поэтому, кстати, советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан и заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд встретились в кулуарах с главой китайской делегации, посланником Пекина по вопросам мира Ли Хуэем.
При этом сам Пекин, предложивший в Джидде обсудить красные линии Москвы, старался отстаивать нейтральную позицию, а также продвигать свой план по урегулированию кризиса. Вероятно, именно поэтому на конференцию Пекин отправил бывшего посла КНР в России Ли Хуэя – после недавнего визита на Украину и в РФ он заявлял о важности прекращения поставок западного оружия ВСУ для решения конфликта.
Выбор Саудовской Аравии как места проведения саммита не был случаен. Во-первых, для самих саудовцев он стал отличным шансом попиариться в роли политического посредника. Во-вторых, арабская Джидда, в отличие от европейского Копенгагена, – это место, куда китайцы приехали. В-третьих, Эр-Рияд – удобный партнёр для всех заинтересованных сторон и может со всеми нормально общаться, в том числе с Россией и Украиной. Британская The Guardian оценила посредничество Саудовской Аравии как «шанс восстановить напряжённые отношения с союзниками, особенно с США». Переговоры продемонстрировали «готовность Королевства оказать добрые услуги, чтобы способствовать достижению решения, которое приведёт к постоянному миру», отметило в свою очередь официальное агентство Saudi Press Agency.
По информации The Wall Street Journal, сославшегося на высокопоставленного европейского чиновника, киевская делегация на переговорах в Джидде не настаивала на реализации «формулы мира» В. Зеленского, которую российская сторона назвала нежизнеспособной. Примечательно, что уже на следующий день после окончания саммита сам Зеленский намекнул, что из-за давления Запада в скором будущем возможны переговоры с Россией, фактически на ее условиях. Прямо об этом мастер разговорного жанра, разумеется, не сказал, однако если отбросить витиеватости сказанного, то можно констатировать: Зеленский вынужден начинать готовить общественное мнение к такому весьма непопулярному для многих на территории Украины решению.
А ведь, по данным Стратфор, спонсоры и хозяева киевского режима надеялись, что саммит «поможет убедить страны Юга поддержать мирный план Зеленского, включая территориальную целостность Украины. Такая поддержка приведёт к дипломатической изоляции России от ряда ее ключевых партнёров на глобальном Юге, поскольку все больше иностранных государств откажутся дипломатически признавать российские аннексии или одобрять предпринимательскую деятельность на оккупированных территориях Украины. В результате российская стратегия долгосрочной войны станет более дорогостоящей и менее привлекательной».
Все эти надежды пошли прахом. Как метко отметил в своем интервью «Парламентской газете» председатель комитета Совета Федерации по международным делам В. Джабаров, статус «примиряющего» саммит в Джидде изначально не носил, в т. ч. потому, что главными бенефициарами мероприятия выступили силы, которые хотят подчинить своему влиянию страны Глобального Юга. «Прежде всего речь идет о США и коллективном Западе. Но из этой затеи ничего не вышло. Яркий штрих – представители Китая, одного из безусловных лидеров Глобального Юга, не захотели даже встречаться с украинским президентом Зеленским», – подчеркнул сенатор РФ, назвав закономерным явлением тот факт, что «никаких серьезных решений в Джидде принято не было».
Россия высоко ценит посреднические и гуманитарные инициативы стран Глобального Юга по украинскому кризису - таким образом прокомментировали встречу в Джидде по Украине в МИД РФ. Москва рассчитывает, что участвовавшие во встрече страны БРИКС проинформируют РФ о ходе консультаций. Заодно в дипломатическом ведомстве подчеркивают, что без участия России и учета ее интересов никакие встречи по Украине просто не имеют «ни малейшей добавленной стоимости».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram