В Эстонии продолжается процесс декоммунизации. Закончив расправу с памятниками советским воинам, власти спохватились – оказалось, что в Нарве некоторые улицы до сих пор носят имена погибших во время войны Героев Советского Союза. Разумеется, местное правительство не намерено терпеть такой, по его мнению, «ужасающий факт». Мнение самих нарвитян, которых вполне устраивают названия их улиц, во внимание не принимается. И волевым решением министра внутренних дел эти улицы решено переименовать.
Имена советских героев неприемлемы
В последнее время власти Эстонии взяли решительный курс на избавление от любых напоминаний в положительном ключе о советском периоде в истории республики. Уже демонтированы практически все памятники советским солдатам, переносятся в глухие и безлюдные места братские захоронения павших воинов. Но этого эстонским чиновникам показалось мало. Они начали перепроверять названия улиц в эстонских городах – не сохранили ли какие-либо из них «по недосмотру» имена, по нынешним реалиям «подозрительные» и «нежелательные»? Такие улицы отыскались в Нарве – самом «русском» городе Эстонии, население которого в прошлом году до последнего не соглашалось на снос памятников советским воинам.
Выяснилось, что в Нарве до сих пор есть улицы, носящие имена Алексея Юханова, Арсения Бастракова, Игоря Графова и Михаила Горбача. Все они – герои, отдавшие свои жизни за освобождение Эстонии от немецко-фашистских захватчиков. 31-летний младший лейтенант Алексей Семёнович Юханов был командиром взвода 593-го стрелкового полка 131-й стрелковой дивизии 2-й Ударной армии Ленинградского фронта. 25 июля 1944 года он со своим подразделением во время советского наступления под огнём противника в числе первых начал переправу через реку Нарову – в районе населённого пункта Тырвала.
Хотя Юханов получил ранение ещё при посадке в лодку, он остался со своим взводом. В их суденышко на середине реки попал вражеский снаряд – и Юханов добрался до западного берега вплавь; его взвод с ходу атаковал вражескую траншею. Как значится в документах, комвзвода ручными гранатами забросал немецкий блиндаж и уничтожил девять гитлеровцев. В ходе атаки второй траншеи Юханов получил повторное ранение, однако отступать вновь не стал и ворвался в третью траншею. Всего в том бою Алексей лично уничтожил шестнадцать солдат противника и израненным был эвакуирован в тыл. Командир полка, отдавший приказ об эвакуации Юханова, представил его к званию Героя Советского Союза, которое Алексею впоследствии и было присвоено. Увы, сам он не выкарабкался – 20 сентября 1944 года умер в госпитале.
24-летний гвардии старшина Арсений Михайлович Бастраков был командиром отделения 2-й пулемётной роты 191-го гвардейского Красносельского стрелкового полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии 2-й Ударной армии. Воевал с первых дней войны, защищал Ленинград. Свою смерть молодой человек встретил 17 февраля 1944 года в районе железнодорожной линии Нарва – Таллин. Гитлеровцы упорно атаковали, стремясь прорваться к станции Аувере, там разыгрался жестокий бой. Бастраков косил немцев из своего пулемёта – он был ранен, но продолжал вести огонь. Когда закончился боеприпас к пулемёту, Арсений взялся за автомат. Гитлеровцы окружили бойца, но тот гранатой подорвал и себя, и их. Посмертно Бастраков получил звание Героя Советского Союза.
Младший лейтенант Игорь Александрович Графов, командовавший зенитно-пулемётным взводом 803-го армейского зенитно-артиллерийского полка 2-й Ударной армии, на момент гибели был ещё моложе Бастракова – всего двадцатилетний. Графов оказался на фронте в январе 1942-го. Он погиб в феврале 1944-го, вскоре после того, как его взвод переправился через Нарову. Стремясь выбить советские подразделения с занятых позиций, враг обрушил на них огневой удар, а потом в течение семнадцати часов предпринимал контратаку за контратакой. Графов занял место погибшего пулеметчика, вёл огонь и не покинул поля боя, даже невзирая на ранение. Во время отражения седьмой по счёту немецкой атаки у Графова закончились патроны, и немцы подобрались совсем близко к нему. Юноша погиб в ходе рукопашной схватки. Боец Александр Румянцев, командовавший одним из отделений взвода Графова, открыл огонь по немецким солдатам, убившим Игоря и уничтожил их. Приняв командование взводом на себя, Румянцев отбивал вражеские атаки до подхода подкрепления. Графов же посмертно получил звание Героя Советского Союза. В Нарве ему поставили памятник, который по приказу эстонских властей был в августе 2022-го демонтирован.
27-летний Михаил Михайлович Горбач был орудийным номером 760-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 2-й Ударной армии. 11 февраля 1944 года расчёт Горбача первым в своём подразделении переправился через реку Нарва. На подходе к берегу плот сильно качнуло от близкого взрыва, и орудие оказалось в воде. Спрыгнув в ледяную воду, Горбач привязал к пушке трос и вместе с другими бойцами вытащил орудие. Артиллеристы, не теряя времени, открыли стрельбу по противнику. Горбач сначала подавал снаряды, потом заменил выбывшего наводчика. Метким огнём пушкари разнесли несколько миномётных и пулемётных гнёзд врага, обеспечив переправу советским стрелковым подразделениям.
Когда десантников контратаковали танки, расчёту Горбача удалось подбить две машины. Так как все артиллеристы, кроме Горбача, легли с тяжелыми ранениями, Михаил продолжил вести огонь в одиночку, добившись попаданий ещё в два танка. Когда кончились снаряды, он взял автомат и стрелял по немецкой пехоте. Записанные на его счет двадцать солдат и офицеров противника вызывают сомнение, но как минимум нескольких врагов он положил точно, прежде чем сам сложил голову в неравном бою. Михаил посмертно был удостоен за свой подвиг звания Героя Советского Союза.
Больше одного не собираться, «оккупационные» праздники не отмечать!
Помимо вышеназванных, в Нарве есть ещё улицы, названия которых в правительстве сочли неприемлемыми – Партизанская, 1 мая и 26 июля. Последнее название – дата освобождения Нарвы от немецко-фашистских захватчиков 26 июля 1944 года. У нарвитян есть традиция торжественно отмечать этот день, но в последние годы им пришлось столкнуться с запретами. Так, в нынешнем году эстонская полиция запретила проведение в Нарве с 26 июля по 2 августа любых публичных собраний, если поводом для них является, как выразились полицаи, «празднование значимых для России памятных дней военной направленности».
Введенный запрет вызвал у многих нарвитян негодование. «26 июля мы хотели вместе с Союзом бывших малолетних узников концлагерей и фашизма – группой в 10-15 человек – возложить цветы на братскую могилу. Не разрешили. Да, это печально, вынуждены подчиниться закону и возлагаем цветы не все вместе, а кто когда может», – рассказал прессе активист Михаил Паншин, год назад безуспешно пытавшийся спасти находившийся в Нарве советский мемориальный танк-памятник.
Сотрудники полиции, опасаясь возможных нарушений запрета, предприняли «превентивные меры» – патрулировали места, где ещё в прошлом году стояли памятники советским бойцам. Одиночному возложению цветов к могилам полицейские, впрочем, не препятствовали. Однако руководитель Нарвского отделения полиции Индрек Пюви предупредил: «Возложение цветов в день, когда Красная армия вторглась в Эстонию, – явная поддержка нарративов российской пропаганды».
Ранее, кстати, подобными мерами эстонские власти предотвратили празднование 9 мая. Накануне Дня Победы подполковник эстонской полиции Елена Мирошниченко сообщила, что в стране заведено уже несколько дел по фактам демонстрации запрещенной (по законам Эстонии) символики. В одном из случаев «нарушителем» оказался человек, разместивший в соцсети пост, который он проиллюстрировал изображением георгиевской ленточки. «Также были ситуации, когда демонстрировали георгиевские ленточки в машинах, российские флаги на передней консоли автомобиля, герб РФ на заднем стекле автомобиля и запрещенную символику на госномере», – пояснила Мирошниченко. Подполковник сообщила, что её коллеги постоянно мониторят интернет и социальные сети. Она добавила, что, если в прошлом году эстонская полиция сначала выносила устные предупреждения за запрещённую символику, то сейчас сразу же заводит дело.
«Дружными рядами – в счастливое будущее»
Возвращаясь к нарвским улицам имени Юханова, Бастракова, Графова и Горбача, отметим, что в апреле этого года министр государственного управления Рийна Солман поставила городу ультиматум. Нарвская администрация получила требование в течение двух месяцев изменить названия этих улиц. Город этому подчиниться не захотел. «Мы считаем, что эти молодые ребята, которые погибли, были героями, потому что воевали против нацизма. А государство нам говорит, что эти люди боролись за оккупацию Эстонии», – сказал председатель городской комиссии по историческому наследию Алексей Евграфов.
Понятно, что силы муниципалитета и государства слишком неравны. Но муниципальные депутаты, избранные нарвитянами, попытались отстоять названия улиц. В июле А. Евграфов от лица своей комиссии представил проект решения, в котором указывалось, что люди, чьими именами названы улицы в городе, не воевали против Эстонской Республики. «На мой взгляд, большинство депутатов городского собрания склонны поддержать такой подход, который предложил Алексей», – сказал заместитель председателя горсобрания Нарвы Вадим Орлов.
Нарвитян поддержали муниципальные депутаты города Силламяэ (тоже по преимущественно русскоязычного), где есть улица, названная в честь местного жителя Михаила Румянцева. Это молодой парень, погибший в Афганистане, где он находился в составе советского воинского контингента. Правительство захотело сменить название и этой улицы, но местные депутаты проголосовали за сохранение привычного имени. Румянцева в Силламяэ до сих пор помнят, причём, как сообщил прессе муниципальный депутат Дмитрий Летт, «не только старшее поколение, но и молодые жители города». Менее двух лет назад умерла мама погибшего «афганца» – Зинаида Михайловна Румянцева. «С просьбой не переименовывать улицу обращались к депутатам его одноклассники и все жители города, с кем мы общались», – добавил Летт. Ранее, в декабре 2022 года председатель горсобрания Силламяэ Валерий Абрамович заявил, что имя Михаила Румянцева – святое для горожан.
Государство предвидело такой поворот событий и заранее обеспечило себе свободу рук. Минувшей весной в стране вступили в силу законодательные поправки, давшие правительству право переименовать улицы самостоятельно, без учёта мнения местных жителей. Тем не менее власти решили пойти на минимальные уступки, дабы совсем уж не озлоблять русскоязычных эстонцев. Министр по делам регионов Мадис Каллас сообщил, что правительство не будет принудительно переименовывать улицу Румянцева в Силламяэ. Эту уступку, впрочем, городские власти купили, согласившись переименовать в своём городе другую улицу, носившую имя Валерия Чкалова.
Что касается Нарвы, то там всё получилось по-иному. В начале августа М. Каллас сообщил, что своим решением переименует пять городских улиц. По его словам, государство решило вмешаться из-за «бездействия» горсобрания. Он добавил, что расходы, связанные с переименованием, тоже возьмёт на себя государство – они составят от 8 до 9 тыс. евро.
«Наше правительство вообще очень заботится о своей стране: ломает памятники, отковыривает с фасадов звезды и другие чуждые символы, запрещает неправильные телеканалы. Вся эта бурная деятельность, без сомнения, приближает тот вожделенный момент, когда Эстония войдёт в пятёрку самых благополучных стран Европы. Ведь экономика наша развивается невиданными темпами, цены снижаются, а доходы граждан неуклонно растут. Треть жителей страны пока ещё живут в бедности, но отсутствие враждебной символики и правильное информационное пространство, без сомнения, заставит эстонский народ забыть о мелких неудобствах и дружными рядами двинуться в счастливое будущее», – зло иронизирует оппозиционный депутат парламента Эстонии Александр Чаплыгин.
Но возмущение храбрых одиночек не может переломить устоявшуюся тенденцию…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram