- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Почему для ЕАЭС важно расширение транзитных способностей Казахстана

Годы существования Евразийского экономического союза продемонстрировали особую важность формирования единой политики объединения в области транспортного сообщения. Свободное перемещение товаров как внутри ЕАЭС, так и за его пределы и ранее являлось одним из важнейших элементов развития Союза, а после развернувшейся санкционной войны Запада против России и Белоруссии и вовсе превратилось в абсолютную необходимость.

Именно поэтому любые инициативы, которые страны евразийского пространства реализуют в области транспортной логистики, являются в настоящее время краеугольными камнями в   процессе дальнейшей постсоветской интеграции. И немалое значение в этом сегодня стали играть страны азиатского региона, в первую очередь Казахстан, от позиции которого во многом зависит будущее транспортных потоков из ЕАЭС и обратно.

Можно напомнить, что ранее страны Евразийского экономического союза делали основную ставку на расширение своего транзитного потенциала в направлении Евросоюза, а потому ситуация на восточных границах объединения порой оказывались на втором плане. Хотя именно здесь в прошлые годы возникали довольно серьезные проблемы, в первую очередь между Казахстаном и Киргизией. В частности, согласно договору о присоединении Киргизии к ЕАЭС, республика обязывалась модернизировать свои пограничные пункты до 12 августа 2017 г. Речь шла о переоснащении переходов на границах со странами, не входящими в ЕАЭС (Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном), для чего предполагалось установить там оборудование для ветеринарного, санитарного, фитосанитарного, радиационного контроля и переносного оборудования для проведения таможенных проверок.

Однако Бишкек, к сожалению, не справился с поставленной задачей и несколько раз переносил сроки завершения модернизации. К 2023 году были готовы 11 пунктов пропуска из 14, а реконструкция пограничных пунктов «Достук», «Бор-Добо» и «Торугарт» все еще продолжается.

Параллельно долгое время шли разговоры о необходимости решить вопросы на границе между Киргизией и Казахстаном, так как именно здесь периодически возникали серьезные проблемы с перевозкой грузов, которые приводили к резким заявлениям с одной и другой стороны. Поэтому еще в январе 2019 года было решено улучшить инфраструктуру пунктов пропуска на границе между двумя странами. Тогда речь шла о реконструкции КПП «Кордай - автодорожный», а также строительстве и реконструкции моста на пункте пропуска «Карасу - автодорожный».

За прошедшее после этого время стороны провели ряд встреч, определили некоторую документацию, однако полностью решить проблему так и не смогли. Сегодня предполагается, что все пункты пропуска на киргизско-казахстанской границе будут модернизированы до 2025 года, и Астана ожидает, что Бишкек выполнит взятые на себя обязательства, так как именно от него зависит развитие транспортной логистики на данном направлении.

В то же время, являясь одним из главных транзитных государств в ЕАЭС на пути товаров из Азии в Европу, Казахстан сам озаботился модернизацией своих пограничных переходов. И работа на этом направлении идет уже не первый год, причем весьма ударными темпами с применением новых технологий и с учетом всех особенностей в рамках Евразийского союза.

Так, известно, что на казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС расположены 14 автомобильных пунктов пропуска и шесть железнодорожных. Однако предыдущая масштабная их реконструкция, как и закупка технологического оборудования проводились еще в далеком 2011 г. Это привело к тому, что в пунктах пропуска на узбекской и китайской границах более 70% технических средств контроля устарели, а инфраструктура не позволяла справляться с постоянно растущим транспортным потоком. Поэтому Астана на протяжении последних лет активно занимается исправлением ситуации.

Например, в 2018 г. на казахстанско-китайской границе был введен в эксплуатацию новый автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы», который стал самым крупным и технологически передовым в Средней Азии: он пропускает 2,5 тыс. транспортных средств и 15 тыс. физических лиц в день в обе стороны движения.

В 2020 г. была проведена реконструкция автомобильного пункта пропуска «Б. Конысбаева», который является одним из крупнейших на казахстанско-узбекской границе. Более того, в том же году в послании президента Казахстана народу была отмечена важная роль государственной программы «Нұрлы жол», направленной на «закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора страны». Через год слова казахстанского лидера воплотились в Комплексный план противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства, в котором предусмотрено завершение модернизации и технического дооснащение пунктов пропуска в 2024 году.

И, как показывают события последних двух лет, казахи всерьез взялись за транспортную логистику своей страны, прекрасно понимая, что от этого во многом зависит будущее благосостояние республики. В частности, как отметил в конце июля директор департамента контроля комитета государственных доходов Министерства финансов РК Елдос Саудабаев, Астана с прошлого года активно ведет работу по реконструкции 10 пунктов пропуска на таможенных границах ЕАЭС. По его словам, завершить все работы планируется до конца 2024 года, что позволит увеличить пропускную способность на границе более чем в 8 раз – с 1 тыс. до 8,4 тыс. транспортных средств в сутки. Одновременно ожидается и сокращение времени ожидания с 2 часов до 25 минут и, что немаловажно, «минимизация коррупционных рисков».

Одной из особенностей идущей сегодня в Казахстане модернизации пограничных переходов, которая ведется под лозунгом «Скорость, эффективный контроль, безопасность, комфорт», является ее ориентированность на создание комфортных условий при прохождении границы по аналогии с международными аэропортами (кафетерии, санузлы, комнаты матери и ребенка и т. п.). Планируется, что пункты пропуска будут обустроены обязательным физическим разделением потоков движения, в них будут установлены «единые сквозные автоматизированные коридоры технического контроля» для безостановочного движения транспортных средств с автоматизацией всего цикла перемещения транспортных средств.

Более того, с 23 ноября 2022 года на китайском участке казахстанской границы (пункт пропуска «Достык») была впервые внедрена электронная очередь, а до конца текущего года планируется запустить её еще в 12 пунктах на внешних границах ЕАЭС. Такая система, при которой можно выбрать конкретную дату перехода границы и первое свободное время, должна ускорить прохождение границы, сделав этот процесс более прозрачным и предсказуемым. К слову, в Белоруссии электронная система очередей начала внедрятся еще с 2016 года, а в России – в нынешнем году.

Параллельно Астана не забывает расширять сотрудничество и со своими соседями вне ЕАЭС. В частности, между правительствами Казахстана и Узбекистана была подписана Дорожная карта по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству прилегающей территории на границе. Стороны также постоянно проводят двусторонние встречи, на которых   обсуждают мероприятия по одновременной модернизации пунктов пропуска.

Развиваются отношения в данной сфере у Казахстана и с Китаем, на границе с которым запущен пилотный проект и автоматизирована система выдачи бланков на базе электронной очереди. Кроме того, заключены международные соглашения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах не только с КНР, но и Азербайджаном, Грузией, Ираном, Турцией, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном и даже Украиной, что должно ускорить таможенные операции и сократить количество подаваемых для оформления документов.

В целом же проводимые казахстанскими властями работы уже дали свой положительный результат для экономики страны. Как отмечал Е. Саудабаев, за первое полугодие 2023 года объем таможенных платежей и налогов в бюджет после распределения между странами ЕАЭС достиг 1,9 трлн тенге (около $4,2 млрд), или на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо этого, в Астане рассчитывают за счет модернизации своей системы прохождения границ серьезным образом расширить транзитные и экспортно-импортные возможности Казахстана, сделав его главным логистическим узлом сразу в двух глобальных транспортных коридорах: «Север-Юг» и «Запад-Восток».

Это, в свою очередь, положительно скажется и на ситуации в ЕАЭС в целом, так как позволит и другим странам объединения получить свободный доступ к ранкам Азии, а значит, стать более независимыми от стран Запада.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1004
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика