- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Турция и Иран – кто первый в ЕАЭС?

Если не прямое вступление в успешное евразийское экономическое объединение, то более глубокая интеграция с ним – это отчётливый тренд наших дней. 

О реальном расширении Евразийского союза говорить сегодня рано, но курс на углубление сотрудничества выбрали уже многие. Переговоры о создании зон свободной торговли с ЕАЭС, заключении таможенных соглашений, хотя и с разной степенью интенсивности, продолжают вести сразу несколько стран. Однако только в Турции и Иране уже не раз поднимался вопрос о том, чтобы стать как минимум ассоциированным членом экономического объединения.

Процесс как в той, так и в другой стране если и тормозится, то почти исключительно по политическим мотивам, хотя, как хорошо известно, ЕАЭС максимально дистанцируется от разного рода  неэкономических условий сотрудничества. Нельзя забывать, что страны-члены ЕАЭС не раз высказывали сомнения в том, что новые члены сами не привнесут в объединение элементы политики, не всегда, на их взгляд, уместные.

Однако в связи с бесспорными успехами ЕАЭС в экономической сфере, причём, несмотря на все трудности самого крупного члена содружества – России, которые вызваны беспрецедентным санкционным давлением Запада, притяжение к ЕАЭС со всей очевидностью нарастает. В условиях, когда на смену глобализации, шедшей под диктовку небольшого числа стран, объявивших себя «развитыми», приходит интеграция совсем иного рода, причём без политической, а скорее с отчётливой географической подоплёкой, такое вполне объяснимо.

Речь не только и не столько о прямом пополнении рядов ЕАЭС, сколько о расширении его сферы влияния, прежде всего в плане экономики и финансов. В этом смысле отнюдь не случайно наблюдатели уже задались вопросом, кто станет первым на пути интеграции с евразийцами. Несмотря на то, что совсем недавно всплывала кандидатура Индонезии, реальных кандидатов – признаем, на редкость перспективных – на глубокую интеграцию пока только два – Иран и Турция.

Начнём с Исламской Республики. Курс Ирана на интеграцию как с ЕАЭС, так, к примеру, и с Китаем напрямую связан с изменениями во внешней политике страны. Они наметились в 2018 г. с выходом США из соглашения по иранской ядерной программе в 2018 г. – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Следствием этого стало фактическое возвращение Ирана под западные санкции. Руководством Ирана было принято решение о реализации политики «Взгляд на Восток» и развитии политических и экономических отношений со странами Евразийского региона.

«Взгляд на Восток», провозглашённый ещё президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом (2008–2013 гг.) предполагает во избежание изоляции страны укрепление связей с незападными странами. Иран осознанно пошёл на расширение экономического сотрудничества со странами Азии и вернулся к отчётливому позитиву в отношении России, что, увы, не всегда находило в Москве адекватный ответ. Наибольшую активность Иран проявил в энергетике и логистическом секторе с расчётом на расширение транзитных маршрутов. Китайская инициатива «Один пояс – один путь», по сути глобальный маршрут Восток-Запад, оказалась тут очень кстати.

Нельзя исключать, что в Тегеране именно из-за неё не стали слишком торопить продвижение в сторону ЕАЭС, тем более что некая ясность по схожему проекту Север-Юг стала появляться только в последнее время. Строительство важнейшей для него железнодорожной ветки Решт – Астара, как известно, планируется завершить лишь в конце 2020-х годов.

       

Иран имеет все основания к тому, чтобы выйти в экономические лидеры Центральной Азии примерно к 2025 г. Технологическое лидерство – вторая цель Исламской Республики, подкреплённая успехами страны в атомной отрасли, энергетике, машиностроении, сырьевых и связанных с ними отраслях. При этом внешнеполитическая стратегия Ирана нацелена на избежание конфликтов, подобных сирийскому, и интеграцию со странами Евразийского региона. Насколько в этом плане для Тегерана привлекательно членство или глубокая интеграция с ЕАЭС, скорее всего, пока не представляют и в самой иранской столице. Но на Востоке есть традиция – не спешить с большими решениями: «плод должен созреть».

Тем не менее уже сегодня можно утверждать, что Евразийскому экономическому союзу наравне с ШОС иранским руководством отводится центральная роль в евразийской интеграции, и не в последнюю очередь потому, что иные структуры такого рода либо провалились, либо являются чисто декоративными. Каким путём пойдёт сам процесс интеграции, для Тегерана, похоже, не так важно. Важнее конкретные экономические и политические дивиденды.

Напомним, что Иран уже успел опередить многих во взаимоотношениях с ЕАЭС, заключив с Союзом 17 мая 2018 г.  соглашение об образовании зоны свободной торговли, пока временное. Основное отличие временного соглашения от обычных в том, что ввозные таможенные пошлины в торговле между ЕАЭС и Ираном снижаются или устраняются не по всей товарной номенклатуре, а только по ограниченному спектру товаров. Полноценная ЗСТ – это стратегическая цель, которая подкреплена соглашением деловых сообществ государств-членов ЕАЭС и Ирана.

На сегодня Иран активно взаимодействует с ЕАЭС в торговле, транспорте и энергетике. Итог известен: первоначальный сильный рост товарооборота Иран–ЕАЭС в 2019 году сменился спадом из-за возвращения американских санкций, но затем рост возобновился, даже несмотря на начало СВО на Украине. 

***

Турецкое пришествие в ЕАЭС развивается в настоящее время с очень существенными отличиями от иранского курса. Одна из причин этого – традиционно сложные отношения Турции с Арменией, одним из членов ЕАЭС. Трудности усугубляет крайне напряжённая ситуация вокруг Нагорного Карабаха. О планах если не присоединения, то заключения таможенного союза с ЕАЭС в Анкаре заявили ещё несколько лет назад. Однако назвать идею перспективной и воплотить её в жизнь – это, как известно, две большие разницы.

Турки почти сразу дали понять, что таможенное соглашение с ЕАЭС не может отменить такой же договор с ЕС. Однако нельзя забывать, что Турция не входит в ЕС и её много лет фактически держат даже не в дверях или прихожей, а, по сути, на задворках единой Европы, продолжая давать некие размытые обещания. Как вообще на некую турецкую двойственность посмотрят в Брюсселе, стало понятно очень быстро – негативно, причём весьма резко. Но отнюдь не это, уже забытое «нет», тормозит движение Турции навстречу евразийцам. Главное, что турки так и не находят для себя в более глубокой интеграции с ЕАЭС какой-то реальной дополнительной выгоды, и без того получая едва ли не всё, что им нужно.

Тем не менее такие секторы, как нефтехимия, сельское хозяйство и другие, с ресурсом, явно недостаточным для страны, претендующей на статус уже не развивающейся, а развитой, готовы укреплять свой потенциал благодаря связям с Россией и её евразийскими партнёрами. Возможности огромного рынка сбыта в бывших союзных республиках для турецких производителей далеко не исчерпаны. В пользу именно такого подхода говорит и тот факт, что Россия экспортирует в Турцию почти впятеро больше товаров, хотя в основном и сырьевых, чем ввозит оттуда.

При этом непростая ситуация сохраняется и с взаимными инвестициями стран ЕАЭС и Турции, которая странам Союза предпочитает скорее Грузию и Азербайджан. Ряд экспертов расценивает это как ещё один путь ослабления России, которая в таком случае будет сговорчивее при определении условий интеграции Турции в ЕАЭС. Снятие экономической блокады с Армении, а также минимальное вмешательство в решение карабахской проблемы – от таких условий Россия (и тем более Армения) не откажется никогда, что делает перспективу прямого вхождения Турции в ЕАЭС очень и очень сомнительной. Что усугубляется и с учетом сохраняющейся с 1993 г. железнодорожной блокады Армении со стороны Турции.

Но таможенное соглашение и перспектива создания реально действующей, а не крайне ограниченной ЗСТ при этом могут быть переведены на совершенно иной, при этом взаимовыгодный уровень. Поскольку товарообмен и прибыльный транзит как для Севера и Юга, так и для Востока с Западом – вполне достаточные основания для такого решения. 

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1668
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика