Сразу несколько крупных изданий Евросоюза и США опубликовали материалы о запланированном на 1 сентября запрете транзита западных грузов через Россию. Такая мера предусмотрена 11-м пакетом русофобских санкций, находящимся на рассмотрении Еврокомиссии.
Поводом стали жалобы сбежавших на Запад иноагентов, недовольных устойчивостью «режима Путина». По их мнению, с которым солидарны реанимированные западные экспертные группы по «сдерживанию России», российская экономика отнюдь не «разорвана в клочья» (как сообщали об этом Обама и Байден).
Формально целью и готовящегося пакета санкций ЕС, и предыдущих является стремление ограничить Россию в возможностях продолжать СВО на Украине. Год назад глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель уточнил: официальный Брюссель рассматривает происходящее как войну против России и «эта война должна быть выиграна на поле боя».
Таким образом, речь идёт об экономическом аспекте войны коллективного Запада с Россией на украинском поле. Политологи и экономисты используют также термины «экономическая война» и «санкционная война».
В попытках установить объёмы и стоимость оседающих в России санкционных товаров западные аналитики столкнулись с проблемами. Поэтому в публикациях о поставках товаров происхождения ЕС в РФ при содействии российских союзников по ЕАЭС присутствуют либо ничем не подтверждаемые цифры, либо ссылки на сомнительные авторитеты. Природа этой проблемы понятна: непосредственно граничащие с Евросоюзом Россия и Белоруссия прекратили публикацию таможенной и прочей необходимой для анализа отчётности.
В такой ситуации Европейский банк реконструкции и развития ввёл в оборот термин «евразийская карусель». Под ней понимается фактически реэкспорт в Россию товаров ЕС союзниками по ЕАЭС. Одновременно, утверждают аналитики банка и обозреватели западных изданий, действует схема разгрузки западных товаров в России. По документам грузопоток идёт через российскую территорию в Армению, Киргизию, Казахстан, а также в Азербайджан и Грузию. Фактически же товары не доезжают до конечного пункта. Эта якобы выявленная схема очень схожа с действующей с 2014 года белорусской схемой поставок «продовольственной санкционки» на рынок России. До 24.02.2022 Еврокомиссия ничего против такого заработка членов ЕАЭС не имела, а ныне взыграла принципиальность.
Товары, которые, по мнению ЕК не должны попасть в Россию через лжетранзит в адрес российских союзников по ЕАЭС, представлены в специальном перечне. Его российские импортёры и логистические компании якобы уже получили от контрагентов из ЕС, утверждают в западных изданиях. Российские деловые издания эту информацию не подтверждают.
Не подтверждается и объём оседающей в России санкционки из ЕС. По данным «сливных бачков» Еврокомиссии, речь идёт о половине грузов, запрещённых ЕС и США к экспорту в Россию. При этом авторы публикаций не особо акцентируют внимание на разных правоприменительных практиках в ЕС. Одни и те же ограничительные меры, как бы обязательные для всех союзников под эгидой Брюсселя, одними применяются со всей строгостью, другие же (и даже соседи) спокойно оформляют вывозные документы. Признанными лидерами по забегам впереди санкционных паровозов не только в ЕС, но и в США считаются прибалтийские лимитрофы.
Сейчас евробюрократия особенно озабочена запретом на транзит через Россию товаров 84-й группы (оборудование и другие механические устройства). В дальнейшем эмбарго может быть расширено.
Среднеазиатские члены ЕАЭС пока наблюдают за развитием ситуации. Новые санкции ЕС сильно ударят по доходам бизнеса, тесно аффилированного с семьями уважаемых людей. Контрсанкций с этой стороны ожидать не приходится.
Россия является не только локомотивом евразийской интеграции, но и самой мощной экономикой ЕАЭС. Именно она и может применить ответные ограничительные меры, потенциал которых далеко не исчерпан.
Евростат по итогам 2022 года отчитался о резком росте товарооборота с Россией. Показатели достигли максимума с 2014 года. Рост за минувший год составил 2,3% и достиг €258,6 млрд при нескольких пакетах русофобских санкций всего Европейского союза и ответных мерах одной только Москвы, которую номинальные союзники не поддержали.
При этом дефицит торговли всех стран ЕС с Россией за 2022 год тоже достиг рекорда, составив €148,2 млрд, т. е. вдвое превысив уровень предыдущего года. Россия экспортировала в ЕС товаров на четверть больше и достигла уровня €203,4 млрд. ЕС обрушил свой товарный экспорт в Россию на 38,1% меньше, выйдя на уровень €55,2 млрд.
В 2022 году ЕС с подачи США вступил в торговую войну с Россией и стал убивать своих куриц, несущих золотые яйца. По данным британской The Financial Times, прямые потери европейских компаний с февраля 2022 года на российском рынке из-за санкций части «объединённой Европы» составили не менее €100 млрд и в дальнейшем росли. Одно только чешское подразделение Skoda немецкого концерна Volkswagen потеряло не менее €700 млн из-за предписания Брюсселя покинуть российский рынок.
Россия диверсифицировала свой экспорт, направив углеводороды и другие товары в Азию. Российский импорт тоже изменялся – благо, что с 2014 года инструменты были отработаны на продовольственной группе товаров.
В 2023 году ЕАЭС продемонстрировал взрывной рост взаимной торговли. Россия при этом наращивала ВЭД с Африкой. Импорт из ЕС обходился через третьи страны с немалым их гешефтом, например у Турции, у которой к Брюсселю давно большой гамбургский счёт.
Китай наблюдает за принятием 11-го пакета русофобских санкций, которые ударят и по нему. Транзитные коридоры через Россию – не единственные и не основные. Другое дело, что есть вопрос репутации. На карту глобального мегапроекта «Один пояс – один путь» поставил свою персональную репутацию не кто иной, как председатель КНР Си Цзиньпин.
Пекин уже лишил литовских «друзей и партнёров» дохода от транзита своих грузов. Литва потеряла огромные доходы от перевалки белорусского хлоркалия. Свёрнуты многообещающие для Вильнюса интернациональные проекты с участием Пекина и Москвы. При этом потенциал китайских контрсанкций в отношении Литвы и ЕС в целом невелик и не задействован даже на 1/10.
России и ЕАЭС в целом есть чем ответить. В союзе с КНР ответ может стать настолько сокрушительным, что и без того шаткая система «трансатлантического партнёрства» пойдет вразнос.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram