На днях в финской государственной энергетической компании Fortum объявили, что результаты деятельности этого предприятия «ухудшились». Причины данного «ухудшения» там объяснили в первую очередь тем, что компания лишилась контроля за своими российскими активами, перешедшими во временное управление госорганов РФ. И теперь финны намерены требовать у России в международном арбитраже «компенсации» – её размер не оглашается, но должен составить, как намекнули в Fortum, огромную сумму.
То, что эти действия Москвы стали ответом на конфискацию российских активов в Финляндии и в целом по ЕС, финны во внимание предпочитают не брать.
«Караул, грабят!»
Операционная прибыль Fortum во втором квартале текущего года составила около 270 млн евро, что существенно меньше, чем в предыдущем квартале. Операционная же прибыль за всё первое полугодие 2023-го также оказалась хуже, чем за аналогичный период прошлого года. Компания объявила о списании всех своих активов в России на сумму 1,7 млрд евро. Как подают это финские СМИ, «в апреле российские власти изъяли активы Fortum, и компания потеряла контроль над своими предприятиями в РФ».
В Fortum назвали данные действия Москвы «грубым нарушением международного права». В июле компания объявила, что намерена потребовать от Российского государства компенсацию в размере «нескольких миллиардов евро». По словам исполнительного директора Маркуса Раурамо, всего Fortum инвестировал в РФ около 6 млрд евро. В целом концерн оценивает убыток от российских проектов примерно в 2 млрд евро.
При этом финская пресса, как и следовало ожидать, подает ситуацию с Fortum весьма однобоко, умалчивая о последовательности обстоятельств. А они таковы: в мае 2022 года в финском госконцерне объявили, что собираются покинуть российский рынок, прекращают финансирование своих дочерних компаний в РФ и отказываются от новых инвестиций. При этом Fortum ещё и завязал спор с датским производителем ветрогенераторов Vestas, который в своё время обязался поставить свою продукцию для российских проектов финского концерна, но не исполнил своих обязательств.
В прошлом году финны наложили руку на оказавшееся в их стране российское имущество. В январе 2023 года появилась информация о том, что Финляндия заморозила российские активы на сумму 187 млн евро. Как отметила начальник отдела санкций МИД страны Пиа Саариваара, речь идет о недвижимости, акциях, машинах, яхтах, самолетах и другом имуществе.
До этого, в сентябре 2022 года, сообщалось, что власти Финляндии арестовали активы российских граждан и организаций на общую сумму 189 млн евро. Всего было принято около 200 решений о временном или постоянном аресте имущества. Если же смотреть шире, по всему ЕС, то, по данным СМИ, потери от национализации в Евросоюзе активов двух крупнейших российских энергетических компаний – «Газпрома» и «Роснефти» могут составить свыше 22 млрд долларов.
Разные страны европейского сообщества неплохо «погрели руки» на имуществе, отобранном у россиян.
Всего лишь ответная мера
В качестве ответной меры президент РФ Владимир Путин в апреле подписал указ, позволяющий вводить временное управление имуществом зарубежных компаний в России. Действие указа распространилось на Fortum и на её бывшую немецкую «дочку» Uniper. Указ не меняет формы собственности компаний, но их акции временно перешли под контроль Росимущества. Ведомство получило в своё управление 98% российских активов Fortum и почти 84% активов Uniper. В российские активы Fortum входят четыре электростанции в Челябинской области, две в Тюменской, ещё одна – Няганская ГРЭС – в Ханты-Мансийском автономном округе (одна из самых крупных в России), ветряная электростанция в Ульяновской области и три солнечные – в Оренбургской области и Башкирии.
Вслед за указом президента совет директоров ПАО «Фортум» по требованию Росимущества принял решение о смене генерального директора. По новым правилам акционеры «Фортума» могут избирать и прекращать полномочия генерального директора. И вместо Александра Чуваева главой предприятия стал Вячеслав Кожевников. Это грамотный специалист: до назначения гендиректором «Фортума» Кожевников с ноября 2019 года занимал должность заместителя главного инженера – главного энергетика компании «Башнефть-Добыча». «Мне бы хотелось обратиться к каждому сотруднику ПАО "Фортум" и каждому работнику дочерних предприятий: для нашей операционной деятельности ничего не меняется. Мы все должны в прежнем режиме исполнять свои обязанности и обеспечивать надёжное и бесперебойное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией», – заявил новый гендиректор.
Итак, после года предупреждений и неудачных попыток договориться с западными «партнёрами» власти РФ начали временное отчуждение активов западных концернов. Наутро после обнародования указа В. Путина акции и Uniper, и Fortum на западных биржах упали: первых – на 6%, вторых – на 2%. «Однако затем, видимо, поняв, что ничего особо страшного не случилось, обе компании пошли вверх и уже заметно превысили уровни закрытия вчерашнего дня. На российской бирже торгующийся у нас ООО "Юнипро" сразу после обнародования решения Путина подскочил в цене и в моменте показывал +14%, лишь к обеду сдав примерно половину роста. Очевидно, что тут речь идёт о росте веры инвесторов в будущее развитие компании после периода крайней неопределённости из-за позиции её немецких акционеров», – отмечал экономический обозреватель Денис Лебедев.
В Росимуществе специально подчеркнули, что указ президента о введении внешнего управления в отношении Fortum и Uniper не касается прав собственности и не лишает владельцев их активов. Там пояснили, что на эту меру пришлось пойти в отношении генерирующих активов, «имеющих первостепенное значение для стабильного функционирования российской энергетики». Это, как добавили в Росимуществе, позволит «обеспечить бесперебойную работу значимых для национальной экономики компаний и исключить риски влияния на нее политической позиции ряда недружественных стран».
Дырка от бублика или уши от мёртвого осла?
В финском энергоконцерне заявляют, что введение временного управления акциями «нарушает международное право и права Fortum как иностранного инвестора». Тот факт, что концерн столь активно спорит с властями РФ, объясняется тем, что Fortum опасается подпасть под санкции западного сообщества, невзирая даже на потерю контроля над своим российским бизнесом. «Непредсказуемый характер санкций добавляет ещё один значительный риск для Fortum. ЕС, США и Великобритания вводят широкий спектр санкций по отношению к России, ориентируясь на финансовый и энергетический секторы, а также на различные компании, работающие в РФ. Несмотря на потерю контроля над своим российским бизнесом, риск санкций для Fortum сохраняется», – следует из отчета финской компании.
Арбитражное разбирательство Fortum с Россией может начаться в первые месяцы 2024 года, хотя ранее компания рассчитывала начать судебный процесс в конце 2023-го. В то же время в Fortum сохраняют намерение продать свои российские активы – об этом было объявлено 9 августа. Генеральный директор концерна Маркус Раурамо подчеркнул: «Мы по-прежнему являемся законными владельцами бизнеса. Но мы не получаем никакой информации, дивидендов или выплат. Мы все ещё добиваемся продажи актива». Раурамо рассказал, что до передачи этой их доли во временное управление компания вела переговоры с потенциальным покупателем российских активов Fortum. Данного покупателя Раурамо назвал «прибыльным, эффективным и лучшим из существующих в России». Глава финской компании уточнил, что покупатель представил свои планы правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В мае Раурамо говорил, что считает продажу российских активов после передачи их во временное управление возможной лишь теоретически, а смена главы ПАО «Фортум», по его словам, лишь усложнила этот процесс.
Каковы перспективы Fortum в суде? Доцент кафедры международного права МГИМО, партнер юридической фирмы NSP Илья Рачков считает, что крайне туманные. По его словам, даже если арбитраж встанет на сторону финнов, вряд ли Россия заплатит требуемые ими деньги. Юрист ссылается на 79-ю статью российской Конституции, гласящую, что, если международный арбитраж истолковал договор так, что это противоречит основополагающему акту РФ, то мнение данного органа приниматься во внимание не будет. «Конституционный суд по запросу Минюста может признать, что это решение не подлежит исполнению на территории РФ. Возможно, они получат самое прекрасное арбитражное решение в мире, но фактически исполнить его не смогут», - иронизирует специалист.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram