По итогам июля 2023 года Россия обеспечила 42,1% импорта нефти Индии (суточные поставки составили 2,08 млн баррелей) и без малого 17% китайского импорта нефти (2,04 млн баррелей в сутки). Это позволило РФ сохранить первое место по объёму среди поставщиков нефти для данных азиатских гигантов. Одновременно Россия налаживает поставки из Китая оборудования для добычи и переработки нефти и газа, что позволяет обойти западные санкции, авторы которых пытались лишить РФ возможности развивать добычу своих природных ресурсов.
Обойдёмся в случае надобности и без Суэцкого канала
Стоит отметить, что, оказавшись в условиях жёсткого санкционного давления со стороны государств ЕС и НАТО, Россия ищет и находит нестандартные схемы функционирования своей экономики, в том числе и в сфере поставок природных ресурсов в государства, оставшиеся дружественными по отношению к Москве. В частности, это проявилось в факте роста объёмов эксплуатации Северного морского пути, который позволяет российским поставщикам, сотрудничающим со странами Азии, доставлять грузы примерно на 30% быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал. 16 августа появилась новость о том, что караван танкеров, застрявший было во льдах Восточно-Сибирского моря, вышел на открытую воду благодаря своевременно подошедшим ледоколам «Таймыр» и «Сибирь».
Входящие в этот караван танкеры «Приморский проспект» и NS Arctic идут из Балтийского моря в Китай, впервые доставляя по этому маршруту российскую нефть. Эти танкеры, суммарно доставляющие 224 тыс. тонн сырья, покинули Усть-Лугу и Приморск 13-14 июля. Ещё один танкер «СКФ Балтика» везёт на борту около 117 тыс. тонн нефти из Мурманска в Тяньцзинь. Также в пути у северного побережья сейчас находится танкер «СКФ Иртыш» примерно с грузом в 50 тыс. тонн нефтепродуктов – он следует из Усть-Луги в китайский Чжухай. Средняя продолжительность всех этих рейсов заранее была определена в 31-34 суток, хотя, конечно, в случае тяжёлой ледовой обстановки этот срок может вырасти на несколько дней.
Как известно, после того как Евросоюз в прошлом году запретил импорт российской нефти и нефтепродуктов и вместе с «Большой семеркой» ввёл потолок цен для третьих стран, основными получателями сырья из России стали Китай и Индия. В мае гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев говорил, что эта госкорпорация совместно с другими российскими компаниями прорабатывает вопрос перенаправления отечественной нефти из портов Балтики на Северный морской путь – как на самый безопасный и быстрый маршрут. «Эмбарго, введённое европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП. Благодаря Северному морскому пути возникла возможность переброски очень многих транспортных морских активностей с запада на восток», – отметил глава «Росатома» на совещании у президента.
Развитие россиянами северного маршрута не осталось не замеченным в США. «Интерес к перевозке грузов через Арктику усилился после катастрофы с судном Ever Given, случившейся в марте 2021 года, когда огромный контейнеровоз сел на мель в Суэцком канале и на несколько дней заблокировал все международные перевозки. Китайские и российские чиновники заявили, что открытие ещё одного крупного транспортного пути для стран, имеющих доступ к Арктике, уменьшит зависимость от Суэцкого канала и станет удобной альтернативой в случае новой подобной катастрофы», – отмечает американское издание Breitbart.
Индия распахивает двери
Ещё один момент, который стоит отметить, – бурное развитие экономических связей России не только с Китаем (к этому уже привыкли), но и с Индией, страной, которую западный блок настойчиво пытается переманить на свою сторону. В исследовании «Росконгресса», обнародованном в марте этого года, отмечалось, что индийцы готовы предоставлять российским компаниям серьёзные преференции – те могут не только поставлять сырье, но и напрямую входить в капитал индийских компаний, а также принять участие в создании газотранспортной инфраструктуры, объектов для переработки газа и нефти в Индии, в модернизации электросетей.
«Российские компании энергетического сектора могут серьёзно выиграть благодаря расширению своего присутствия на индийском рынке. Этот процесс уже начался. По данным агентства Kpler, к концу 2022 года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, потеснив Ирак и Саудовскую Аравию. В декабре 2022 года индийские компании закупили в тридцать три раза больше нефти, чем в декабре 2021 года. В январе 2023 года тенденция к росту сохранилась», – отмечалось в исследовании.
При этом, что характерно, Индия смирилась с недавним удорожанием российской нефти. Если ранее скидка на Urals к дубайскому сорту Dubai Crude находилась на уровне 20 долларов за баррель, в настоящее время это около 8 долларов. По состоянию на 10 августа цена на российское сырье, поставляемое на западное побережье Индии, с учетом транспортных расходов по доставке приблизилась к 83 долларам. При этом месяцем ранее этот показатель составлял лишь 70 долларов.
Но невзирая на удорожание, четыре нефтеперерабатывающих завода из Индии продолжили закупать российскую нефть. Там объяснили это решение более выгодными ценами по сравнению с ближневосточными сортами. Главный экономист Citigroup в Индии Самиран Чакраборти допустил, что его страна будет приобретать нефть из РФ до тех пор, пока скидки на неё не станут «перевешивать более высокие логистические издержки».
Проблемы и вызовы
Что касается Китая, то, поставляя туда свои энергоносители, Россия получает от Пекина не только деньги, но и важнейшие технологии, необходимые для развития отрасли газо- и нефтедобычи. «Преимущество китайского оборудования в том, что оно во многом повторяет по конструкции известные западные бренды и может быть взаимозаменяемо с ними, без ущерба целой производственной линии. При этом на товары из Поднебесной цена ощутимо ниже. В нефтегазовой отрасли широко используются контрольно-измерительные приборы и различные анализаторы, лабораторное оборудование, оборудование для нефтепереработки, гидрокрекинга, буровые установки, реагенты, присадки, катализаторы», – отмечают специалисты.
В то же время нужно понимать, что сложившееся положение дел вовсе не даёт повода для самоуспокоенности. Азиатские бизнесмены, разумеется, рады воспользоваться тем, что сейчас выбор Москвы в поставках своих ресурсов очень сужен. Но это совершенно нормально, ведь каждое государство, каждый предприниматель в первую очередь преследуют свою собственную выгоду.
Согласно данным таможни Китая, российская нефть с начала СВО на Украине обходится ему заметно дешевле, чем сырье из других стран ОПЕК+. Дороже всего России удавалось продать нефть в марте-апреле 2022 г. (чуть больше 105 долларов за баррель); но тогда и объемы были другими – лишь 1,5-1,6 млн баррелей в сутки. Между тем на мировом рынке в те два месяца Brent стоила 100-140 долларов. Другие страны ОПЕК+ в первые два месяца СВО продавали нефть Китаю примерно по 110-113 долларов, а летом – и вовсе почти по 120 долларов. Российская же цена тогда уже летела вниз, упав к августу до 92,5 доллара за баррель. В июне 2023 г. средняя цена поставки российского барреля составила 67,9 доллара, тогда как саудовцы продавали свою нефть на 10,7 доллара дороже.
По данным The Wall Street Journal, за год доходы России от экспорта нефти сократились вдвое – при прежнем уровне экспорта. Ранее Bloomberg также сообщал, что в феврале доходы России от продажи нефти и газа снизились почти вдвое по сравнению с прошлым годом. По собственным подсчетам Bloomberg, доходы РФ от сырой нефти и нефтепродуктов, на долю которых в прошлом месяце приходилось более двух третей поступлений от налога на энергоресурсы, упали на 48%.
Какие выводы можно сделать из этих показателей? С одной стороны, можно, конечно, тешить себя надеждой на то, что слаженные действия Саудовской Аравии и России по ограничению предложения нефти уже начали приносить свои плоды – увеличивается, как уже упоминалось, стоимость на российскую Urals, что обещает вернуть нефтегазовые доходы России к росту. Можно даже надеяться, что со временем РФ в полном масштабе вернётся на европейский рынок энергоносителей, поскольку Евросоюзу будет некуда деваться.
Это правда, выбор у ЕС теперь невелик. «Саудиты повышают цены на свою нефть уже третий месяц подряд. И сейчас объявили, что с сентября Saudi Aramco снова повысит цены для потребителей в Европе и Азии. Для клиентов на Северо-Западе Европы цены повышаются на один-три доллара. Для покупателей в Средиземноморье повышение цен оказалось чуть более мягким – на 0,1-1,5 доллара за баррель. Это явно приведет к росту цен на топливо в Европе. Бензин там уже и так дорожает на фоне роста спроса и проблем с собственной переработкой: многие европейские НПЗ были "заточены" под тяжелую нефть из России, а теперь ее поставки резко ограничены (сохранены только по трубопроводу)», – предрекает аналитик Ольга Самофалова.
Но даже если Россия и сможет со временем отвоевать какие-то из ныне потерянных энергетических рынков, нельзя упускать из виду, что нынешнее время даёт стране уникальные вызовы и уникальные же возможности. Специалисты давно рассуждают о необходимости преодоления нашей страной «ресурсного проклятия» – иначе говоря, от торговли нефтью и газом надо всё больше переходить на продажу техники и высоких технологий собственной разработки.
До поры до времени этой статьей экспорта в известной мере пренебрегали, поскольку всегда можно было легко заработать деньги на нефти и газе. Настоящий период, начавшийся с февраля прошлого года, настоятельно требует перестройки экономики России, и мы должны начать предлагать миру то, чего нет у других. Наша страна богата научными ресурсами и перспективными разработками в самых разных технических сферах – настало время доводить их до ума, внедрять в собственную жизнь и выставлять на продажу.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram