Таджикистан – на неспешном пути в Евразийский экономический союз - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Таджикистан – на неспешном пути в Евразийский экономический союз

Годы неумолимо бегут вперед, и в 2024 году исполняется 10 лет со дня подписания договора о создании Евразийского экономического союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Чуть позднее – в 2015 году к ЕАЭС присоединились еще две страны постсоветского пространства – Армения и Кыргызстан.

В данный момент ЕАЭС становится мощной самостоятельной организацией формирующегося многополярного мира (занимая 14% мировой суши с населением 185,5 млн человек), вполне способной составить конкуренцию ведущим международным группировкам, существующим не один десяток лет.

Согласно статистическим данным Евразийской экономической комиссии, в 2021 году абсолютный объем взаимной торговли государств-членов союза достиг своего исторического максимума, увеличившись на 60% (73,1 млрд долларов), а объем внешней торговли вырос на 46% (846,3 млрд долларов), прирост совокупного ВВП в расчете на душу населения составил 28,7%, доля платежей в национальных валютах приблизилась к отметке в 75%. Примечательно, что с каждым годом во внутреннем торговом обороте ЕАЭС повышается доля несырьевых товаров с высокой добавленной стоимостью.

Стоит отметить, что подобные позитивные процессы происходят на фоне сильнейшего санкционного давления на Россию и Белоруссию и, как показывает практика, не только на них, но и на другие государства постсоветского пространства. Кроме того, интеграционное объединение показало свою эффективность в условиях пандемии коронавируса (COVID-19) и дефицита таких ресурсов, как продовольствие, вода и энергоносители.

И это не говоря уже о том, что у населения государств-участников Союза имеется единая историческая, культурная и социальная общность, что также является немаловажным условием для успешной деятельности ЕАЭС.

Признавая столь позитивную динамику развития Евразийского экономического союза, основанного на исторически сложившихся отношениях братских народов, Таджикистан после некоторых колебаний все-таки решил выразить свою официальную позицию по вопросу возможного вступления в ряды организации.

15 августа министр иностранных дел РТ Сироджиддин Мухриддин в рамках пресс-конференции подробно описал, на что опирается его государство при решении о присоединении к ЕАЭС. Как оказалось, руководство страны, прежде всего, изучает опыт Кыргызстана и Армении, оценивая все плюсы и минусы от их вступления в Союз.

Вероятно, во время предстоящего саммита президентов стран Центральной Азии, который пройдет 14-15 сентября в Душанбе под председательством таджикского лидера Эмомали Рахмона, также ожидается ряд консультативных встреч на предмет обсуждения участия в ЕАЭС в том или ином формате.

Пока руководство Таджикистана не спеша взвешивает все за и против присоединения к союзу (точнее – политические риски и угрозы), предпочитая не форсировать данный процесс и занимая выжидательную позицию, авторитетные эксперты уже провели комплексное исследование экономических эффектов возможного вступления Таджикистана в состав ЕАЭС.

Исходя из аналитического доклада Евразийского банка развития, опубликованного еще в конце 2020 года, одной из ключевых предпосылок вступления Таджикистана в ЕАЭС является высокий уровень текущей торговой интеграции с государствами ЕАЭС: индекс значимости взаимной торговли с ним в 2019 году составил 39%, что даже выше показателей многих действующих членов объединения. Исходя из опыта той же Армении, возможное присоединение к группировке позволит Таджикистану увеличить объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса и легкой промышленности.

Тем не менее аналитики ЕАБР в качестве ключевого драйвера развития Таджикистана в случае его интеграции с ЕАЭС обозначают преимущества, связанные с участием Душанбе в едином рынке труда.

И в данном случае показательным примером эффективности единого евразийского рынка труда (раз уж представители страны любят обращаться к опыту своих соседей) является Кыргызстан. Вступление в ЕАЭС в 2015 году за счет режима наибольшего благоприятствования трудовым мигрантам позволило Бишкеку нарастить их количество и, несмотря на кризисные явления, значительно увеличить объем денежных переводов на родину по итогам последних пяти лет. Таджикистан же, напротив, не смог восстановиться до уровня 2014 года. Поэтому в случае присоединения к Союзу Душанбе можно ожидать не только рост денежных переводов, но и заработной платы мигрантов на 10-30%, что обеспечит дополнительный приток денежных поступлений в страну в размере 1,3-1,5 млрд долларов.

В среднесрочной перспективе присоединение к ЕАЭС будет способствовать упрощению правил ведения бизнеса и формированию в Таджикистане более благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций.

В итоге в долгосрочной перспективе произойдет увеличение ежегодных темпов роста экономики РТ, который может составить до 3 процентных пунктов за счет усиления инвестиционной активности, создания новых рабочих мест и вовлечения в производство новых трудовых ресурсов, а также улучшения производительности в результате трансферта технологий и позитивного влияния вступления на институциональную среду.

Помимо экономического роста, участие Таджикистана в ЕАЭС будет способствовать следующим целям макроэкономической стабильности: инфляцию удастся стабилизировать на уровне 5%, уровень долга по отношению к ВВП получится сократить на 5-8 процентных пунктов, тем самым повышая суверенный рейтинг РТ. Кроме того, будет применен комплексный подход к успешному решению вопросов, связанных с благоприятным институциональным режимом, транспортными путями, обеспечением доступа к рынкам и развитием водно-энергетического комплекса.

В качестве неэкономических выгод от присоединения Таджикистана в ЕАЭС можно назвать повышение эффективности обеспечения безопасности на южных границах страны, нейтрализацию негативного влияния афганского фактора, снижение наркотрафика через территорию страны и противодействие терроризму. Кстати, все вышеназванные действия уже предпринимаются в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, так как PТ является и её членом.

Несмотря на очевидные позитивные эффекты от вступления в ЕАЭС, в Таджикистане имеются как сторонники, так и явные недоброжелатели этого объединения. Так, ряд местных аналитиков полагает, что, являясь членом ВТО, Таджикистан не может вступать в иные интеграционные союзы, не пересмотрев условия своего членства, поскольку Душанбе ранее принял на себя ряд обязательств, противоречащих нормам Таможенного союза. В то же время у страны появится возможность избежать чрезмерной зависимости от экономики Китая и стать некими «входными воротами» на огромный рынок ЕАЭС товаров из Китая, Индии и Пакистана.

Таджикистан также волнует потеря таможенных пошлин, так как все средства, начисляемые за счет ввоза товаров из других стран, будут переводиться в общий бюджет объединения, а затем перечисляться странам-членам в зависимости от установленной доли, и для Таджикистана эта цифра, скорее всего, не превысит 1,5-2%.

По мнению некоторых экспертов, ЕАЭС является пиар-проектом России против коллективного Запада, поэтому возможное присоединение к Союзу может испортить отношения Таджикистана с англосаксами.

И наконец, некоторые политологи опасаются лидирующих позиций Москвы в этом объединении, которые, мол, будут ограничивать маневренность внешней политики Душанбе в отношениях с другими стратегическими партнерами, поэтому из опасения утратить политическую независимость ему предпочтительнее придерживаться двустороннего взаимодействия с Россией.

Что бы там ни было, пока Таджикистан в принципе очень слабо вовлечён в какую-либо интеграционную повестку. Его основными торговыми партнерами являются – помимо стран ЕАЭС – Турция, Узбекистан, Китай и Афганистан, при этом доля стран – участниц ЕАЭС в экспорте превышает 30%, а в импорте – 50%. Ключевой причиной ограниченного участия страны в мировой торговле, помимо низкой диверсификации экспортных товаров и развитости обрабатывающей промышленности, является слабый уровень развития логистической сети, в том числе неразвитость транспортной инфраструктуры, удаленность от развитых транспортных коридоров и практически полное отсутствие сети транспортно-логистических центров.

При этом в стране активно орудует множество так называемых международных институтов развития, что объясняется недостаточно высокими уровнем социально-экономического развития страны и, следовательно, необходимостью финансирования ее экономики не только льготными кредитами от стран-доноров, но и «безвозмездной помощью» в виде грантов. К органам, их предоставляющим, относятся: Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Соответственно, все финансовые «усилия» перечисленных организаций сводятся, как обычно, к развитию сфер информационно-коммуникационных технологий и альтернативных источников генерации электроэнергии (зелёная экономика), демократическим правам, свободам и госуправлению.

       

В связи с этим руководству Таджикистана все-таки стоит активизироваться в направлении вступления в ЕАЭС, дабы занять свое почетное место в евразийской нише. Тем более что, согласно недавним социологическим опросам, более 70% населения Таджикистана – на стороне тесного сотрудничества с Россией и за интеграцию страны в Евразийский экономический союз и лишь 2% – против вступления в данное объединение.

В свою очередь, если исходить из разработок Центра интеграционных исследований ЕАБР и Международной некоммерческой ассоциации исследовательских агентств «Евразийский монитор», 73% представителей крупного и среднего бизнеса Таджикистана считают, что ЕАЭС в той или иной степени облегчает ведение бизнеса. Между тем одна треть респондентов практически ничего не знает о ЕАЭС и лишь 13% представителей бизнеса неплохо информированы о нём.

Таким образом, несомненно, что Душанбе воспринимает Москву как своего ближайшего стратегического партнера и союзника и не может не видеть очевидных выгод от выступления в ЕАЭС. В то же время нельзя не учитывать, что политика коллективного Запада направлена на ослабление роли России в Таджикистане и агрессивное вмешательство англосаксов во внутренние дела страны будет только нарастать.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
925
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика