12 августа отмечался Международный день Каспийского моря. В этот знаменательный день в 2006 году вступила в силу Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), а в 2018 году подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, явившаяся поистине историческим документом, зафиксировавшим договоренности об основных принципах и порядке взаимодействия пяти прибрежных государств – Азербайджана (береговая линия составляет 955 км), Ирана (724 км), Казахстана (2320 км), России (695 км) и Туркменистана (1200 км).
Конвенция стала тем самым прочным фундаментом для проведения мероприятий по защите Каспийского моря, на котором базируются основные направления регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, методы охраны и улучшения темпов воспроизводства биологических ресурсов и др.
Подобные действия продиктованы уникальностью Каспия – крупнейшего в мире внутреннего водоема (более 370 тыс. кв. км) океанического происхождения, в который впадает 130 рек (основной объем притока приходится на реки Волга (80%), Урал, Терек, Кура, Сулак, Самур и реки иранского побережья).
Каспийское море является настоящим природным реликтом, до сих пор сохранившим богатейший мир флоры и фауны: более 500 видов растений и 850 видов животных, в том числе редких и эндемичных, занесённых в Красную книгу Международного союза охраны природы. Сам Каспийский регион является стратегическим регионом с огромным экономическим, энергетическим и транспортным потенциалом, где разрабатывается большое количество месторождений нефти и газа: по самым скромным подсчетам, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 млрд тонн.
Таким образом, расположенный в центре Евразии Каспий является единственным в своем роде крупнейшим источником энергетических, природных и иных ресурсов, а также перекрестком международных транспортных и энергетических коммуникаций. Проходящий через регион международный транспортный коридор «Север – Юг» имеет огромнейшее значение для всей системы международной логистики и торговли и может позволить упростить движение различных товаров из Азии в Европу.
В связи с этим успешная реализация потенциала Каспийского региона возможна только благодаря совместным усилиям государств «пятерки», которые, согласно вышеназванной Конвенции, обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов, а решение вопросов, касающихся моря, относится к их исключительной компетенции.
О необходимости максимального задействования созданных механизмов сотрудничества на Каспии, отраженных в первую очередь в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, говорил и министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов в ходе конференции «Каспийское море – море мира и дружбы». По словам руководителя ведомства, «откровенно говоря, за пять лет, прошедших с момента принятия Конвенции, мы не можем констатировать здесь заметные результаты. Такую ситуацию нужно менять, используя имеющиеся возможности и форматы. Важнейшие договоренности, достигнутые главами государств, должны быть полностью реализованы».
Туркменский министр также выразил надежду по поводу того, что до конца года состоится совещание министров иностранных дел прикаспийских государств, где будут в первую очередь рассмотрены вопросы, связанные с практическим осуществлением положений Конвенции о правовом статусе Каспия и остальных пятисторонних документов, принятых прикаспийскими странами.
В целом в повестке совещания видятся следующие проблемные аспекты.
Во-первых, Конвенцией установлен особый правовой статус Каспийского моря, которое, с одной стороны, не признается морем в международно-правовом смысле (соответственно, это окончательно разрешило бы и вопрос о неприменимости положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года к данному водоему), однако, с другой – не признается и озером (и поэтому к нему оказываются неприменимы принципы, часто используемые в отношении трансграничных озер).
Во-вторых, вопрос размежевания дна по-прежнему открыт. Согласно комментариям к Конвенции, правовой статус является в некотором смысле «гибридом», поскольку дно и недра разграничиваются по национальным секторам на основе соглашения только между прикаспийскими государствами, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, проще говоря, конкретные координаты раздела будут определять сами государства между собой.
В-третьих, процесс ратификации Конвенции в настоящее время уже завершён Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Вместе с тем Иран пока не ратифицировал документ, поскольку Тегеран настаивал на делении как водной поверхности, так и дна Каспийского моря на равные части, по 20% каждой стороне, что увеличило бы его сектор в два раза в соотношении с береговой линией.
Однако Россия была против деления акватории Каспия, так как это нарушило бы сложившийся за 70 лет режим хозяйственного пользования водоемом. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан придерживались «медианного» метода раздела каспийского дна и акватории (путем проведения линии, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств). При таком раскладе Ирану доставалось бы лишь 14%. Естественно, Тегеран это не устраивает, тем более, по оценкам специалистов, доставшийся ему участок может оказаться бедным на ресурсы.
Тем обстоятельством, что Иран пока не ратифицировал Конвенцию, а без этого документ не может вступить в силу, решил воспользоваться коллективный Запад. Уже давно в СМИ циркулирует информация, что США и НАТО нацеливаются на то, чтобы на побережье Каспийского моря высадились их военные, и здесь же оказались американские корабли, вертолеты, были созданы военные базы. А дальше по уже отработанной схеме: попытаться отменить мирный статус Каспия.
Последнее задевает Запад больше всего, ведь в Конвенции провозглашаются принцип сохранения баланса вооруженных сил прикаспийских государств в регионе, военное строительство «в пределах разумной достаточности» с учетом интересов всех сторон и ненанесение ущерба безопасности друг друга. То есть в Каспийском море не смогут присутствовать вооружённые силы третьих стран, и суда должны ходить только под флагами прикаспийских государств.
Правда, в части запрета создания военных баз довольно расплывчато изложено о том, что «стороны обязуются не предоставлять свои территории для совершения агрессии или военных действий против любой из договаривающихся сторон». Таким образом, у США и других стран НАТО имеется потенциальная возможность для создания военных баз на Каспии, предназначенных для ведения военных действий против некаспийских государств. А после того, естественно, и получение доступа к новым транзитным коридорам для использования в своих стратегических целях.
Необходимо отметить, что сейчас подобная схема активно отрабатывается на Чёрном море. В конце июля бывший командующий войсками НАТО в Европе отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис заявил, что США и страны альянса могут сопровождать грузовые суда с зерном совместно с тремя крупными странами НАТО в Чёрном море (Болгарией, Румынией и Турцией) и при наличии угрозы открывать огонь по кораблям российского флота. Следует напомнить, что в связи с прекращением зерновой сделки, после того как Москва отказалась участвовать в ней из-за несоблюдения участниками соглашения оговоренных в нем условий, Минобороны России заявило, что с 20 июля все суда, следующие в украинские порты Чёрного моря, будут рассматриваться российской стороной как перевозчики грузов военного назначения.
По мнению экспертов, сопровождение судов с зерном в Чёрном море военными кораблями альянса будет означать нарушение Конвенции Монтрё, принятой в 1936 году и сохраняющей за торговыми судами свободу передвижения через проливы в мирное и военное время, но устанавливающей различные режимы плавания, в том числе ограничивая пребывание в Чёрном море военных кораблей нечерноморских государств тремя неделями.
В свою очередь, по мнению турецкой прессы, «Турция может оказаться в «рискованной» ситуации, если корабли НАТО пройдут через турецкие проливы и выйдут в Черное море. Поэтому зерновая сделка была осуществлена под руководством ООН, и ООН должна и впредь находиться в центре подобных шагов по деэскалации, а Турция должна и впредь действовать осторожно в этом отношении, Монтрё должен неукоснительно выполняться».
Резюмируя обозначенное выше, констатируем: на сегодняшний день в имперские планы англосаксов входит контроль уже над двумя морями – Чёрным и Каспийским...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram