Международные транспортные коридоры вдоль южных границ России получили несколько мощных стимулов к развитию незадолго до начала СВО на Украине. При этом импульсы исходили как со стороны Китая, так и западных «друзей и партнёров» Москвы. Особую роль в стимулировании пресловутой диверсификации, прежде всего, грузовых перевозок сыграл Вашингтон.
США не теряли интереса к ослаблению России даже после окончания холодной войны. Создание параллельных и дублирующих маршрутов в обход российской территории преподносилось как стремление увеличить пассажирские и грузопотоки во имя пресловутой международной торговли. При этом участники проектов особо не скрывали и вполне конкретных национальных интересов, ожиданий прибылей «семейных» бизнесов в совместном бизнесе с западными инвесторами и транснациональными корпорациями. РЖД с подконтрольными ей традиционными маршрутами якобы не могла справиться с наращиванием перевозок, минимизацией рисков и т. д., заявляли застрельщики новых проектов, в том числе Транскаспийского международного транспортного коридора (Middle Corridor).
Февраль 2022 года стал водоразделом не только в международной политике, но и в экономике, и даже в гуманитарной сфере («отмена культуры» и т. п.). В новом контексте проявились истинные цели создания международных транспортных коридоров в обход России. Впрочем, не только их, но и множества других проектов и программ – например, программы ЕС для шести постсоветских республик «Восточное партнёрство».
Антироссийские санкции США, Евросоюза и Британии не могли достичь заявленного эффекта без вовлечения в них сателлитов, основных торговых партнёров и вообще всех, кто мог бы в той или иной мере ослабить геополитического врага коллективного Запада. Поэтому в той или иной форме, с разной степенью активности в западных санкциях участвуют не только КНР, но даже – как ни удивительно – некоторые члены ЕАЭС и ОДКБ.
Транскаспийский коридор ориентирован, прежде всего, на диверсификацию поставок азиатских товаров в Европу. Основной объём перевозится в контейнерах железнодорожным транспортом. В акватории Каспийского моря задействован морской транспорт. Правительства и транспортные компании работают над проблемой улучшения паромного сообщения, призванного обслуживать сразу несколько транспортных коридоров.
Поставки энергоресурсов из Средней Азии в обход России чрезвычайно важны для Евросоюза. В свете последних событий в Африке западноевропейские компании рискуют не дождаться не только африканских углеводородов транзитом через Нигер с отгрузкой в Алжире, но и урана – критически важного импорта для АЭС ЕС (прежде всего Франции).
Уран, нефть и газ из постсоветских лимитрофов в обход России и в замещение импорта этих и других товаров из неё – приоритет реализации проектов транспортных коридоров под патронажем ЕС и США. Среди тех, кто стремится получать транзитный гешефт и прилагает большие усилия для участия в маршрутах, которые даже не проходят по его территории, – Узбекистан.
Неспроста в 2023 году высшее руководство РУз активизировало контакты с США в вопросе включения официального Ташкента в проекты Вашингтона на пространстве Центральной Азии. Делегация постсоветской республики активно участвовала в 7-м ежегодном Транскаспийском форуме в Вашингтоне. Мероприятие проводил Центр каспийской политики (Caspian Policy Center). Делегации активно обрабатывались чиновниками различных ведомств США, ответственных за проведение курса официального Вашингтона в Центральной Азии. Гендиректор центра Эфган Нифти всячески подчёркивал важность региона с установками: «…на России свет клином не сошёлся», «вы достойны лучшего» и «Запад вам поможет».
Э. Нифти обозначил активизацию усилий США в ЦА-регионе. Транскаспийский коридор, по его словам, наращивает значение. Свидетельство этого – рост грузооборота за 2022 год (казахстанский посол Ержан Ашикбаев уточнил – удвоение до 7,41 млн т). По словам Нифти, «для США возросла необходимость усилить своё присутствие для продолжения поддержки независимости, суверенитета и территориальной целостности государств Каспийского региона».
Выступил также и старший директор по России и Центральной Азии Совета национальной безопасности Николас Берлинер. Он указал на «общие интересы» США и среднеазиатских республик, пообещав им помощь в укреплении экономической независимости (от России), содействие диверсификации и включение в подконтрольную Западу мир-систему.
Те же идеи выразила и зампомощника госсекретаря по энергетической дипломатии в Бюро энергетических ресурсов Госдепа США Лора Лохман. Она акцентировала внимание на заинтересованности США в поддержке создания среднеазиатской инфраструктуры для организации стабильных, надёжных и защищённых маршрутов поставок важнейших полезных ископаемых Центральной Азии на рынки Запада.
Лохман конкретно указала на проект «Среднего коридора», отметив значение Узбекистана. Другие представители Госдепа напомнили об учреждённом в 2022 году секретариате «С5+1» и более $100 млн, ассигнованных Вашингтоном на проведение своих интересов в среднеазиатском регионе по 40 программам только в этом году. Представитель USAID Майкл Шиффер обещал «многомиллиардные инвестиции» для согласившихся с повесткой официального Вашингтона.
Посол Узбекистана Фуркат Сидиков сообщил о наращивании сотрудничества Ташкента с Вашингтоном в последние годы. Он подчеркнул важность продолжения укрепления этих отношений, особенно в экономике.
Узбекистан давно и активно поддерживает заданный Вашингтоном тренд. Транскаспийский коридор ещё до номинального старта проекта в 2013 году привлёк внимание официального Ташкента. С 2021 года Узбекистан является членом ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут».
ЕС будет наращивать импорт сырья из постсоветских среднеазиатских республик – об этом заявлялось неоднократно и на самых высоких уровнях. В мае на саммите в Самарканде свою поддержку Транскаспийскому коридору подтвердили управляющие Европейского банка реконструкции и развития. Потенциал маршрута рассчитан на транзит около 27 млн т грузов – сотни тысяч контейнеров ежегодно, а сейчас задействован примерно на треть. В декабре 2022 года по этому коридору отправлена первая партия узбекистанского медного концентрата в Болгарию.
Выступая 2 июня на саммите Центральная Азия – ЕС в киргизской Чолпон-Ате, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетовал на неконкурентоспособность Транскаспийского коридора. Он отметил, что «нынешние тарифы и сборы на этом направлении в полтора раза выше, чем, к примеру, на альтернативных маршрутах "Север – Юг "».
Предметное обсуждение участия Ташкента в проектах без российского участия продолжилось 14 августа в Ташкенте представителями американского агентства USAID и посольства США с Минтрансом Узбекистана. Участники «обсудили возможности развития интермодальных и мультимодальных трансграничных и транзитных транспортных услуг между Центральной Азией и Европейским союзом, создания новых форм взаимодействия по Транскаспийскому коридору».
Затем, 18 августа Мирзиёев выступил перед предпринимателями на тему развития инфраструктуры. Он не только сообщил о важности участия в проекте Трансафганской железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», на которую официальному Ташкенту придётся изыскать около $5 млрд. Мирзиёев также признал, что сейчас дороги Узбекистана «являются дорогими, длинными и небезопасными».
Такое признание многое проясняет в подоплёке активности США и ЕС на ниве вовлечения всех и вся в антироссийские экономические проекты. Даже если дорого и небезопасно, всё равно следует финансировать, создавать и запускать, потому что это ослабляет геополитического врага – Россию.
Столицы коллективного Запада полны решимости повысить эффективность своих антироссийских санкций. Услужливый энтузиазм среднеазиатских помощников США и ЕС сейчас им особенно кстати. Для желающих служить двум господам на Западе готов альтернативный маршрут Транскаспийского коридора через Узбекистан и Туркмению, к которому прилагается пакет «вторичных санкций».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram