Многие, и не столько по итогам саммита БРИКС, сколько в силу объективно нарастающих процессов интеграции, на вопрос, когда расширяться, уже готовы ответить – сейчас! Однако на самом деле не всё так просто. И не только из-за известных особенностей самого объединения, которое предъявляет достаточно внятно сформулированные требования к членам БРИКС. Их нельзя назвать жёсткими, но можно и нужно – обязывающими ко многому и, прежде всего, к отказу от любых видов противостояния друг с другом.
Внутри самого «союза пяти», как надо понимать – пока только «пяти», очень аккуратно (хотя это и не внесено в уставные документы) исключены санкции и вхождение участников этого «неформального клуба» в организации, деятельность которых направлена против кого-то из членов БРИКС. Надо ли объяснять, что речь идёт в первую очередь о НАТО и подобных ему альянсах.
Сугубо экономический характер, который почему-то принято присваивать БРИКС, на самом деле изрядно дополнен, пусть и довольно расплывчатыми и даже мягкими ограничениями в плане политики и безопасности. Однако именно они так или иначе накладывают на каждого участника весьма серьёзные обязательства.
Недооценка их, имевшая место до того, как БРИКС стал «пятёркой», сошли на нет на фоне активности ЮАР как в дипломатическом, так и в экономическом плане, которая была подкреплена созданием и оперативным началом реальной работы Нового банка развития БРИКС.
Конечно, экспертов несколько смутило непрямое участие в саммите в Йоханнесбурге российского лидера, однако ситуацию правильнее было бы расценить, как стремление не подставлять коллег, вынуждая их к нарушению обязательств, принятых на себя ранее. Это эффективнее, чем продолжать повторять, что незачем, мол, «дразнить гусей». Многополярный мир, как всем уже, кажется, стало ясно, идёт на смену однополярному. Не потому ли и в объединении БРИКС, долгое время чем-то напоминавшем закрытый клуб для избранных, стали сегодня так популярны дискуссии на тему расширения. Вплоть до оперативного приёма в содружество сразу двух десятков новых членов.
Впрочем, по итогам саммита в Йоханнесбурге, несмотря на некоторые шероховатости, признанного открытым, вместо сразу двадцати кандидатов дело ограничилось всего шестью. Они уже названы – заявки на приём или как минимум на ассоциированное членство в БРИКС приняты от Аргентины, Египта, ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана и Эфиопии.
Но и «всего» шесть стран - это в современных условиях немало, хотя конечно, сразу сошли на нет смелые прогнозы о том, что БРИКС готовится идти на смену чуть ли не ООН. Понятно, что в альтернативу ООН так просто никому не превратиться. Однако то, что менее громоздкие, не ставшие пародией на западную смесь демократии с бюрократией интеграционные структуры работают более оперативно – факт, не нуждающийся в доказательствах. К тому же они работают с реальными, а не декларативными результатами.
Ещё до саммита многие связывали подобного рода инициативы чуть ли не исключительно с «завидной энергетикой» президента ЮАР Сирила Рамафосы. Однако глава самого молодого из членов БРИКС не так наивен, чтобы пытаться бежать впереди менее озабоченных стремлением показать себя лидеров России или Индии.
Но главе ЮАР вполне очевидно удалось заинтересовать перспективой куда более масштабной, хотя и не столь глубокой, как сейчас, интеграции лидера КНР Си Цзиньпина. Тот, как хорошо известно, склонен к прагматичному внешнеполитическому консерватизму не меньше, чем его коллеги из Москвы и Нью-Дели. И об идеях южноафриканского президента товарищ Си высказывается не то что осторожно, но всё же чисто по-китайски, довольно обтекаемо.
О расширении БРИКС президент ЮАР заявил ещё до саммита во время обращения к нации. Уже тогда, по его словам, заявки на вступление подали более 20 государств, и еще несколько стран выразили заинтересованность в том, чтобы стать частью БРИКС. «Расширенный БРИКС будет представлять разнородную группу стран с разными политическими системами, которые разделяют общее стремление к более сбалансированному мировому порядку», – отметил Рамафоса. Признаем, что из его уст термин «заявка» прозвучал так, словно присоединение сначала «двадцатки», а потом «шестёрки» к «Союзу пяти» - дело практически решённое.
Президент ЮАР как до саммита, так и с трибуны в Йоханнесбурге подчёркивал, что «ценность БРИКС выходит за рамки интересов его нынешних членов и, чтобы усилия объединения стали более эффективными, необходимо наладить партнёрские отношения с другими странами, разделяющими его устремления и взгляды». Стоит ли удивляться, что такую же точку зрения предварительно высказал и МИД Китая, где особо отметили, что готовы работать как вместе с партнерами по БРИКС, так и со странами, которые разделяют ценности объединения и готовы с ним сотрудничать.
Уже в первый день саммита 23 августа лидеры БРИКС на пленарном заседании особо отмечали миролюбивый характер этой организации и её готовность внести вклад в глобальное развитие. О готовности к расширению БРИКС речь, однако, зашла отнюдь не сразу и даже в кулуарах от российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, а также от индийского премьера Нарендра Моди, который прессой был записан в оппоненты сторонников расширения, никому однозначного «да» услышать не удалось.
Более предметно озвучить идею расширения выпало даме - министру иностранных дел ЮАР Наледи Пандор, которая сообщила, что участники саммита договорились по вопросу расширения БРИКС. Характерно, что основополагающие принципы расширения пока не сформулированы, хотя, скорее всего, новые члены должны принять правила игры, установленные первой «пятёркой».
Понятно, что критерии принятия для новых членов организации, числящейся экономической, напрямую зависят от характера и масштабов экономики стран-претендентов. Их политические обязательства, хоть и носят вторичный характер, но не могут быть нарушены из-за присоединения к БРИКС. Но и эти обязательства, вероятнее всего, будут корреспондироваться с рядом политических позиций, которые ранее закреплены в документах БРИКС. Объявление о критериях для вступления в БРИКС, по всей видимости, в ближайшее время сделает Сирил Рамафоса – президент ЮАР, страны ныне председательствующей в БРИКС. Пока же Йоханнесбургская итоговая декларация стала во многом развитием идей декларации, принятой по итогам саммита БРИКС в 2022 г., с новыми призывами к реформе глобального управления, многосторонности, реформе ООН, справедливой свободной торговле.
После ЮАР страной-председателем БРИКС станет Россия, о чём в своём видеообращении к участникам саммита в Йоханнесбурге напомнил Президент РФ Владимир Путин. Он сообщил также о планах проведения саммита БРИКС на уровне лидеров в октябре 2024 г. в Казани. Россия, как следует из слов её президента, намерена в ходе своего председательства «сделать всё, чтобы эффективно способствовать реализации решений, принятых на нынешнем саммите, в том числе касающихся расширения круга участников объединения».
На фоне оптимизма, связанного с планами расширения, не так впечатляюще выглядели на саммите перспективы Нового банка развития (НБР) БРИКС. По словам финансового директора НБР Лесли Маасдорпа, банк планирует выпуск номинированных в рупиях облигаций на сумму 2,5 млрд долларов для финансирования проектов организации. В то же время не прозвучало никакой конкретики относительно того, как будут сняты проблемы с ограничением инвестиций Нового банка развития в Россию в связи с угрозой санкций. Об этом, как известно, не так давно заявила председатель НБР, экс-президент Бразилии Дилма Русефф.
Характерно, что сложности с формированием кредитного портфеля НБР проявились на фоне активных переговоров по поводу необходимости перехода БРИКС на единое средство расчётов. При этом речь идёт как о вариантах с китайским юанем и индийской рупией, так и о создании валюты внутренних расчётов для членов БРИКС, либо безналичной, либо даже цифровой. В двух первых вариантах всё или почти всё упирается в уставы национальных банков двух крупнейших членов БРИКС, что делает куда более перспективным как раз сценарий с единой валютой расчётов по аналогу с инвалютным рублём в Совете Экономической Взаимопомощи социалистических стран.
Единая же валюта расчётов, как, впрочем, и иные альтернативные механизмы финансирования, способны минимизировать риски, подобные влиянию санкций Запада в отношении России.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram