- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Проблемы миграции решаются не «инспекциями», а государствами и бизнесом

Ситуация с миллионами трудовых мигрантов в РФ из Таджикистана усложняется. В первую очередь ввиду недостаточной профессиональной подготовки большей части уже прибывших и поныне прибывающих из этой страны. Сказываются также сохраняющиеся «теневые» схемы отправки и прибытия мигрантов, нацеленные на максимальную экономию их зарплат и расходов по социальному обеспечению.

Эти и смежные вопросы в первой декаде августа обсуждались в Москве министром труда, миграции и занятости населения РТ Гулнорой Хасанзода с замминистра труда и занятости РФ Еленой Мухтияровой. Кроме того, сообщалось, что таджикистанская сторона начинает некую «инспекционную» проверку социально-экономического положения таджикистанских мигрантов в некоторых регионах РФ.

О конкретных решениях по итогам упомянутых переговоров в Москве не сообщается. По официальной информации, обе стороны обсудили в том числе вопросы «профессиональной подготовки мигрантов перед поездкой, с учетом требований российского рынка труда и возможностей их подготовки работодателями РФ». Стороны ссылались при этом на действующее с 2019 года соглашение об организованном привлечении таджикистанцев к временной трудовой деятельности в России.

Представители Таджикистана отметили на переговорах, что «созданы условия для работы на промышленных, сельскохозяйственных и строительных предприятиях России». Но при этом надо иметь в виду, что, по имеющейся информации профильных российских источников (май-июль с. г.), фактически не более трети мигрантов из этой страны обладают необходимыми навыками для работы в различных российских отраслях. И примерно столько же полноценно владеют русским языком и осведомлены о трудовом и общеэкономическом законодательстве РФ. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к тому, что преобладающая часть прибывших/прибывающих получает за налоговыми и т. п. вычетами заниженные зарплаты и соцпособия.

Еще в 2018-2019 гг. профильные российские и центральноазиатские эксперты отмечали преобладание таких схем «экспорта-импорта» миграции, когда прибывающих можно не оформлять на работу в соответствии с законодательством РФ, и, соответственно, их заработок всецело зависит от волевых решений работодателя. А демографическая и экономическая ситуация в большинстве стран ЦА, включая Таджикистан, уже который год способствует вынужденной, притом растущей трудовой эмиграции оттуда и по «сомнительным» схемам. В связи с чем власти этих стран вполне могли бы участвовать хотя бы в медицинском обеспечении трудовых мигрантов в РФ.

Косвенное, если не прямое подтверждение такой ситуации заключается и в том, что, по исследованию Института демографических исследований ИС РАН (июнь-июль с. г.), число таджикских мигрантов в России перевалило уже к августу за 3 млн чел. (в основном вместе с семьями), это не менее трети всего населения Таджикистана. В свою очередь, ФСБ РФ сообщало о прибытии в РФ 516 тыс. граждан Таджикистана в первом квартале и 548 тыс. во втором квартале 2023 г. А по данным МВД РФ, число граждан Таджикистана, получивших российский паспорт, только за 2022 год выросло на 60%. Так что о временном трудоустройстве таджикистанских мигрантов говорить едва ли приходится.

Весной с. г. сообщалось, что зарплаты официально (легитимно) трудоустраиваемых в РФ мигрантов выровнялись - во всяком случае, выравниваются - с общероссийскими, хотя ряд центральноазиатских источников пока не подтверждают такую тенденцию. В любом случае изменение в лучшую сторону положения с трудовым и социальным обустройством мигрантов (и их семей) связано с межгосударственными решениями. Но и, разумеется, с тем, что именно от спроса на трудовую миграцию зависят ее предложение и его форматы.

Спрос же растет в этой сфере. Еще в середине 2022-го вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил на правительственном совещании, что до 2024 г. включительно только в строительной отрасли РФ требуется «до 5 млн трудовых мигрантов». В связи с чем «мы отрабатываем подходы, как будем с ними работать и как сделать, чтобы они дали максимальный плюс для развития страны».

В Госдуме РФ вице-премьер высказался вполне предметно о выгодности растущего привлечения ТМ: «Давайте смотреть правде в глаза: мигрант работает на 50% больше россиянина и получает на 30% меньше. Давайте будем работать без мигрантов, - тогда давайте среднюю зарплату доведем до средней по стране у строителей, будем повышать производительность труда, но это системные вложения».

Между тем Россия и Таджикистан продолжают обсуждение вопросов, связанных с организацией обеими сторонами профессиональной занятости мигрантов. В ходе визита М. Хуснуллина в Душанбе в середине июня с. г. и последующих консультациях (июль-август) предварительно решено, что часть расходов прибывающих в РФ граждан Таджикистана возьмет на себя российский работодатель. Например, он оплатит половину стоимости перелета, подоходный налог, проживание и оформление трудового патента, обеспечит также питанием и спецодеждой. Планируется совместное регулирование стоимости данного патента.

В этой связи замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Шахноза Нодири заявила, что в Душанбе ожидают уточняющих предложений от российской стороны. В частности, дифференциация цены патента, по мнению Ш. Нодири, может коррелироваться «в зависимости от региона, так как каждый регион РФ устанавливает эту цену самостоятельно». Уточнено, что «например, в Москве и Московской области к настоящему времени это 6600 руб., а в Ямало-Ненецком автономном округе - около 12 тыс. руб.».

Выходит, трудовые мигранты прибывают из Таджикистана в Россию вот уже много лет, но конкретные вопросы их комплексного обустройства только во втором полугодии нынешнего года приближаются к конкретным решениям.

Что же касается упомянутых инспекционных «десантов» таджикистанской стороны в РФ, стартовавших в первой декаде августа с. г., то, как заявлено, «их цель - изучение уровня жизни мигрантов и взаимодействие с органами власти России для создания приемлемых условий проживания мигрантов, их социально-культурной адаптации». Как отмечает Фарух Мирзоев, глава «Дома народов Урала», такая поездка уже состоялась в Свердловскую область, где «проведена работа по налаживанию межведомственных контактов», чтобы проработать «вопросы неконтролируемой миграции и проводить разъяснительные мероприятия среди мигрантов».

Похоже, эти поездки предприняты для того, чтобы продемонстрировать перед Москвой некий мониторинг властями Таджикистана ситуации с мигрантами из этой страны в РФ. Но очевидно, что, во-первых, такие поездки не могут кардинально решить означенные проблемы, разве что в очередной раз их зафиксировать и предложить возможные решения. А во-вторых, комплексное решение прежних и вновь возникающих в сфере трудовой миграции проблем возможно только на базе четких межгосударственных документов, в том числе межведомственных. Линия же бизнес-структур в этой сфере, естественно, должна соответствовать таким договоренностям.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

______________________

Фото: https://www.vedomosti.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
178
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика