Москва и Пекин готовят межправительственное соглашение по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай»: об этом недавно заявил заместитель директора департамента информации МИД РФ Алексей Зайцев. Тем самым открывается новое трансграничное направление зернового экспорта из России, которое составит конкуренцию еще недавно монопольным поставкам той же продукции в АТР из Канады и Австралии. И, разумеется, укрепит внешнеэкономические позиции РФ в столь обширном регионе.
К началу октября планируется представить проект упомянутого соглашения. Как пояснил А. Зайцев, «создание одного из главных элементов нового сухопутного зернового коридора Россия – Китай – терминала по перевалке зерна в Забайкальском крае – включено в перечень значимых проектов межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству». Отметим в этой связи, что договоренности по наращиванию экспорта пшеницы из РФ в КНР были достигнуты в ходе визита Владимира Путина в Китай в феврале 2022 г. В мае 2023 г. В. Путиным были даны соответствующие поручения Минсельхозу, Минэкономразвития, Минпромторгу и ОАО «РЖД».
К настоящему времени, по официальным данным, наблюдается серьезная положительная динамика этих поставок: уже в первом полугодии 2024 г. доля российской пшеницы в этом секторе рынка Китая (включая автономные от Пекина реэкспортные Гонконг и Аомэнь на юге КНР) прогнозируется в объеме не менее 15% вместо примерно 10% в начале 2020-х. В дальнейшем планируются зерновые поставки из РФ в соседние с Китаем Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Индонезию, Мьянму – транзитом через китайские порто-железнодорожные коридоры в эти страны.
Поясним в этой связи: 31 мая 2023 г. трансграничный зерновой терминал полного цикла в российско-китайском приграничье – Забайкальск (Забайкальский край) – Маньчжурия (провинция Хэйлунцзян) – приступил к регулярным отгрузкам зерновой продукции в КНР. Эта продукция, включающая соевые бобы (их потребление в КНР растет высокими темпами) и ячмень, отгружается из Алтайского региона РФ по контракту между российской «Производственно-экспортной компанией "ЭПТ"» и китайской госкорпорацией China Chengtong. Годовая мощность Забайкальского терминала – 8 млн. тонн в год, она к настоящему времени используется примерно на 60%. Ближе к концу 2020-х мощность этого терминала планируется увеличить в полтора-два раза, причем с участием китайских инвесторов.
По имеющейся информации, для развития российского зерноэкспорта в КНР продолжается строительство семи узловых элеваторов вдоль Транссиба и ряда его ответвлений на КНР – на Урале, в Западной и Восточной Сибири, Хабаровском и Приморском крае. Оборот каждого из этих элеваторов будет на уровне 500 тыс. тонн ежегодно.
Ранее поставки зерновых в КНР из России осуществлялись в основном через порты Азовско-Черноморского бассейна, но в связи с известной ситуацией в этом бассейне приходится оперативно изменить маршруты поставок. Тем более что в сравнении с перевозками из азиатского региона России прежние традиционные маршруты из РФ минимум на треть дороже, да и сроки доставки более чем на треть длиннее.
Тем временем Австралия, Канада и США пока занимают ведущие места в китайском зерновом импорте: соответственно 55; 17 и до 11% (около 5% – ввоз из Новой Зеландии). Географическая близость Канады и особенно Австралии к КНР не может не способствовать этим поставкам. Кроме того, те же поставщики, предпочитая долгосрочные контракты с Китаем, нередко снижают свои расценки на эту продукцию или занижают стоимость морской перевозки зерновых в Китай – очевидно, в политических целях. Такой подход в рамках долгосрочных контрактов тем более выгоден Пекину.
Упомянутой зерноэкспортной политике тех же стран способствует и то, что КНР, все страны Юго-Восточной Азии, Австралия и Новая Зеландия с 2022 года участвуют – наряду с Японией и Южной Кореей – в «Региональном экономическом партнерстве», предусматривающем режим свободной торговли, то есть торговли без пошлин (или с временными минимальными пошлинами) и без ограниченных товарных квот. А Канада фактически ассоциирована с этим торговым блоком.
Российские поставщики зерновых учитывают эти факторы и стремятся проводить гибкую ценовую политику, чтобы успешнее конкурировать с традиционными зерновыми партнерами КНР.
Что же касается нюансов этой конкуренции, то, как отмечает Сергей Воробьев, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, востребованность межправительственного соглашения РФ и КНР по поставкам зерновых очевидна, «позволяя обеспечить долгосрочные интересы обеих стран». При этом для Китая актуальна задача «снизить высокую зависимость от зернопоставок из западных стран». В то же время маршрут экспорта зерна из Сибири, Дальнего Востока и Урала в Китай, по мнению эксперта, «не является серьезной альтернативой существующей логистике, поскольку северные территории КНР не испытывают дефицита в зерне».
Уточним: основной трансграничный зернотерминал между РФ–КНР, то есть Забайкальск–Маньчжурия, примыкают к обширному китайскому региону Дунбэй (северо-восток Китая), где урожайность зерновых – одна из максимальных в стране и где расширяется их возделывание. А наибольший спрос в Китае на эту продукцию имеет место в 400-600 км к юго-западу от Дунбэя. Поэтому, как считает С. Воробьев, требуются «существенные инвестиции в создание высокотехнологичной инфраструктуры для расширения экспорта зерновой и смежной продукции во внутренние регионы КНР».
В связи с этим могут потребоваться зерноэкспортные терминалы в зонах стыковок железных дорог Монголии и КНР (Дзамынудд – Эрлянь и Чойбалсан – Иэрши), по кратчайшему маршруту выходящие в центральный и восточный регионы Китая, где проявляется максимальный спрос на пшеницу, ячмень, рожь и продукты их переработки.
А в более широком контексте целесообразны – в рамках готовящегося российско-китайского соглашения – именно долгосрочные контракты по экспорту российских зерновых в КНР, как это издавна практикуется по поставкам в Китай из Австралии и Северной Америки. Поскольку с учетом льготных (во всяком случае, гибких) цен по таким контрактам страны-конкуренты, повторим, обеспечивают – отнюдь не первый год – свое весомое присутствие на зерновом рынке КНР.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram