Коридор «Север–Юг»: восточный вектор становится более конкурентоспособным - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 03.12.2024 |

Коридор «Север–Юг»: восточный вектор становится более конкурентоспособным

Восточное направление международного транзитного коридора «Север-Юг» становится основным в евроазиатских грузовых перевозках в направлении к портам Ирана. Это не в последнюю очередь связано с отсутствием в западном направлении коридора соединительного участка в Иране (Решт–Астара), который теперь планируется ввести в действие к 2028 г.

По данным АО «РЖД Логистика» (вторая декада августа), ускоренно расширяется география использования коридора «Север-Юг». И плюс к тому сокращаются сроки доставки грузов за счет более активного использования железнодорожного маршрута вблизи восточного побережья Каспия – Казахстан–Туркменистан–Иран. В частности, уже осуществлена отправка с Южно-Уральской железной дороги (состыкованной со стальными артериями Казахстана) четвертого контейнерного поезда к иранскому порту Бендер-Аббас на побережье Индийского океана. Этот состав был отправлен со станции Формачево ЮУЖД через дополнительный погранпереход Акяйла (Туркменистан)–Инчебурун (Иран). Это позволило сократить время перевозок на несколько суток.

Центральный сектор иранско-центральноазиатского ж/д маршрута «Север–Юг»

Уточнено, что данный маршрут является дополнительным в сервисе по отправке контейнерных поездов со станций ЮУЖД в направлении иранского порта Бендер-Аббас через туркменско-иранский погранпереход Сарахс–Теджен. А в целом данный сервис уже вышел на ежемесячную основу и сориентирован на широкую номенклатуру грузов.

По оценке Александра Сиверцева, директора по контейнерным перевозкам «РЖД Логистика», развитию перевозок на упомянутом направлении способствовало также снижение тарифа на экспортно-импортные отправки через «Север–Юг» почти вдвое по сравнению с прошлым годом (имеется в виду почти синхронное снижение этих железнодорожных тарифов на маршрутах «Север–Юг»). В дальнейшем, как отмечает А. Сиверцев, к данному маршруту присоединятся другие регионы РФ.

Отметим в этой связи два взаимосвязанных друг с другом фактора. Во-первых, через упомянутый погранпереход Аяйла–Ичебурун – в сравнении с погранпереходом Сарахс–Теджен – почти на треть сокращается расстояние перевозок до иранских портов именно в бассейне Индийского океана (Бендер-Аббас, Чахбехар). Во-вторых, ориентация евроазиатского транзита на эти порты устраняет дополнительные перевозки из иранских портов в Персидском заливе в бассейн Индийского океана, которые могли бы составить «лишние» 250-400 км. Соответственно, выход напрямую к иранским портам на побережье Индийского океана сокращает стоимость транзитных перевозок и их сроки.

Кроме того, с кратчайшим выходом на порты Ирана в бассейне Индийского океана появляется реальная возможность подключить железные дороги и/или порты Пакистана к коридору «Север–Юг», что ускорит железнодорожные и межпортовые перевозки в рамках этого коридора. Тем более что в Пакистане, как сообщал ранее «Ритм Евразии», планируют активнее включиться в реализацию проекта «Север–Юг», что официально поддерживается Россией и Азербайджаном. И не «опротестовывается» Индией. Важно в этой связи и то, что западнопакистанский порт Гвадар в бассейне Индийского океана соседствует с железными дорогами и портами Ирана в этом бассейне и уже является одним из крупнейших транзитных портов Азии.

Что же касается западного маршрута коридора «Север–Юг» (РФ–Закавказье–Иран), то здесь пока еще не введен в действие, повторим, основной соединительный участок Решт – каспийский порт Астара (на северо-западе Ирана), хотя его протяженность лишь 165 км. Сроки ввода этого участка в эксплуатацию уже четыре раза переносились: теперь официально обозначены на конец 2027 – начало 2028 г.

Некоторые эксперты полагают в этой связи, что проволочки с участком Решт–Астара обусловлены стремлением Ирана ориентироваться в рамках коридора на свои порты, прежде всего в бассейне Индийского океана, а не на удаленные от этого бассейна порты Персидского залива. Оттого и стимулируется Тегераном использование именно восточного направления коридора – через Казахстан–Туркменистан, напрямую выходящего к иранским портам в бассейне Индийского океана.

Кроме того, сказываются факторы и политической географии. Во-первых, в этом южном секторе коридора – через Закавказье – возможен пока только один маршрут: вдоль каспийского побережья Ленкорань–Астара азербайджанская–Астара иранская (далее на Решт/Тегеран и к южноиранским портам). Потому что «Транссиб Закавказья» – основная трансрегиональная железная дорога, издавна состыкованная со стальными магистралями РФ, Ирана, Турции и Армении, по-прежнему бездействует по известным причинам.

Восстановлению «Закавказского Транссиба» и его ответвлений в соседние страны поспособствовала бы в том числе отмена Турцией транспортной блокады Армении: блокада эта действует, подчеркнем, с 1993 г. Но реальных подвижек в этом вопросе пока не наблюдается.

Впрочем, для расширения закавказского сектора маршрута «Север–Юг» в 1990-х был подготовлен проект прямой железной дороги между Ираном и Арменией (Меренд–Мегри) в 260 км. В основном по финансовым причинам проект поныне не реализован, хотя рассматривался сперва как дополнение, затем – как альтернатива традиционному, но бездействующему с 1991 г. трансграничному ж/д маршруту через азербайджанскую Джульфу, сопредельную с Ираном.

Давний железнодорожный проект Армения–Иран

Но опять-таки использование этой магистрали возможно при полноценной нормализации взаимоотношений Еревана с Баку. Ибо трансграничные выходы по этой артерии в РФ и Иран зависят от восстановления прерванного с 1991 г. железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном, как и между Грузией и Абхазией, Россией (через Абхазию).

Таким образом, очевидно, что восточный сектор коридора, в отличие от западного (закавказского), не имеет аналогичных политических проблем. И вмещает в себя более разветвленную, притом действующую железнодорожную сеть, к тому же выходящую по кратчайшему маршруту на Пакистан–Индию. Эти факторы, разумеется, предопределяют растущую конкурентоспособность именно данного направления коридора «Север–Юг».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2875
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика