Воздушная полицейская миссия НАТО в Прибалтике приступила к отработке атакующих действий и изучению тактики воздушного боя. Тем самым статус миссии изменится с полицейского на боевой.
Командующий ВВС США в Европе генерал Джеймс Хекер заявил, что конфликт на Украине вынудил Пентагон сосредоточиться на боевой тактике вместо «шахматных ходов на стратегическом уровне, которые определяли российско-американские военные отношения в Европе после холодной войны».
Теперь натовские лётчики из состава миссии вместо «пассивного кружения над Европой для видимости» будут проводить наступательные и оборонительные манёвры вдоль восточной границы альянса, «обучаясь охранять небо и прорывать оборону противника, чтобы получить больше контроля над воздушным пространством».
Всего НАТО осуществляет пять миссий воздушного патрулирования в Прибалтике, Польше, Румынии, Исландии и странах Бенилюкса. Дополнительно альянс работает над усилением болгарских ВВС. Каждый раз, усиливая воздушную миссию, НАТО оправдывается необходимостью противостоять России. Конфликт на Украине идёт не по тому сценарию, по какому хотелось бы Вашингтону и Брюсселю. Генерал Хекер потому и говорит, что это заставило Пентагон перевести формат патрулирования в боевой режим.
Такие воздушные миссии - средство установления контроля альянса над небом в стратегически важных регионах, подготовки таким образом выгодных стартовых позиций для потенциальной войны с геополитическими соперниками. В Восточной Европе таким соперником Запад назначил Россию.
Знаменитая англосаксонская геополитическая доктрина «петля анаконды», суть которой в постепенном сжимании Евразии по периметру её границ кольцом недружественных режимов, должна подкрепляться такой же «петлёй», только в небе. Воздушное пространство Евразии англосаксонская «анаконда» тоже пытается сжать по периметру. Для этого Швецию и Финляндию берут в НАТО, усиливают военное сотрудничество с Южной Кореей и Японией, охватывая Евразию с запада, севера и востока.
Южное направление несколько отстаёт. Всё из-за чересчур самостоятельной позиции Турции, которая тоже состоит в НАТО, но играет на противоречиях между Россией и Западом. Турки формально отвечают за южный фланг альянса, но ввиду их нежелания напрямую конфликтовать с Москвой Пентагон усиленное внимание отводит Румынии и Болгарии. Вот почему альянс работает над усилением болгарских ВВС в рамках воздушной полицейской миссии на восточном фланге. Первые восемь F-16, которые болгары получат от союзников, встанут на боевое дежурство в 2028-2030 гг.
Болгария с бывшими советскими республиками не граничит, но она граничит с Румынией и Турцией. Румынию и Болгарию называют воротами альянса в Юго-Восточной Европе, через эти страны ведёт дорога из Чёрного моря в сердце Европы. У НАТО в Болгарии есть военные объекты общего пользования: логистический центр в Бургасе на побережье Чёрного моря, базы ВВС в Граф-Игнатиево возле Пловдива и Безмере недалеко от Софии (последняя считается одной из наиболее важных американских баз за пределами США).
Пентагон стремится к укреплению контроля над румынско-болгарским побережьем Чёрного моря, компенсируя таким образом ослабление контроля над черноморским побережьем Турции. Последнее географически представляет собой дугу, смыкающуюся со второй дугой - румынско-болгарским побережьем. Но Анкара не спешит выступать дополнительным звеном в черноморской стратегии НАТО.
Вашингтон и Брюссель недовольны. Такое положение дел не позволяет контролировать ось Стамбул – Кёнигсберг, обозначенную в начале ХХ в. румынским геополитиком Симоном Мехидинцем. Прусский Кёнигсберг в 1945 г. стал российским Калининградом, помешав Западу превратить Балтику в своё «внутреннее озеро». Но переход воздушной миссии НАТО в Прибалтике в боевой режим говорит о том, что Запад не отказался от гегемонистских устремлений в этом регионе.
НАТО стремится перекрыть России свободу действий одновременно на Балтике и в Чёрном море, заблокировав российский флот в Финском заливе и Азовском море. С этой целью проводится милитаризация финских Аландских островов, шведского о. Готланд и датского о. Борнхольм, которые образуют островную цепь вдоль балтийской акватории.
На Чёрном море западным стратегам действовать сложнее. Крым воссоединился с Россией, остров Змеиный вблизи румынской морской границы физически не контролируется Украиной. Киев по мере продолжения российской спецоперации может потерять Одессу, Николаев и Херсон, которые исторически никогда в состав Украины не входили и были ей подарены при советской власти для того, чтобы сделать сельскохозяйственную Украину промышленной и морской республикой.
В ХXI в. Запад старается создать России те же геополитические проблемы, что и в XVII-XVIII вв. – перекрыть ей выход к незамерзающим морям. Россия намерена ответить Западу так же решительно, как отвечала в прошлые века.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram