На фоне сокращающихся объемов торговли между Россией и Кыргызстаном все существеннее развиваются проекты, связанные с мягкой силой Китая в Средне-Азиатском регионе СНГ. По данным на август, за первое полугодие 2023 года торговый оборот между Россией и Кыргызстаном сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно информации портала Tazabeq, ссылающегося на данные Нацстаткома РК, в первом полугодии товарооборот составил 1,3 млрд долларов, что на 12,7% меньше, чем за первые полгода 2022 года. При этом импорт российских товаров в Кыргызстан сократился на 16,8%, а экспорт в РФ – на 1,2%. Всего на долю России приходится 19,7% от внешней торговли РК. Российская Федерация все существеннее уступает первенство Китаю.
Подчинение экономической сферы Кыргызстана мягкой силе Пекина еще более масштабно, чем то, что имеет место в соседнем Таджикистане. Это с затаенным злорадством признают даже западные структуры и окучиваемые ими местные «говорящие головы». Например, согласно аналитическому центру The National Bureau of Economic Research (США), в рейтинге долгов стран Центральной Азии перед Китаем по отношению к ВВП Кыргызстан с его более чем 30,5% является абсолютным «лидером», многократно опережающим даже Таджикистан (более 16%), не говоря о Туркменистане (более 13,5%), Узбекистане (более 7,5%) и Казахстане (более 3,5%).
Исследователи центра акцентируют внимание на том, что «Китай предоставляет кредиты не ради финансовой доходности - его интересуют доступ к сырью и геополитическое влияние». Китайские кредиты зачастую идут на оплату работ китайских же компаний, поставляющих технику и рабочую силу. Тем самым «кредитные деньги, по сути, остаются в Китае».
Им вторят и киргизские авторы. Так, А. Мамасалиев отмечает: «Львиная доля китайских кредитов в Кыргызстане расходуется на оплату работы китайских компаний и предприятий, которые у нас строят транспортные коммуникации, электролинии, подстанции и даже ТЭЦ. Немало средств уходят на покупку китайской техники, транспорта и технологий. Говоря простым языком, предоставляя нам так называемые льготные кредиты, китайцы, по сути, инвестируют в самих себя».
Одно из следствий – в Кыргызстане все громче говорят о том, что из-за невозможности возвращения Китаю кредитов «нужно отдавать ему часть территории, либо какие-нибудь рудники драгоценных металлов». То есть отдавать киргизские земли китайцам некоторые деятели готовы под предлогами не только политического характера (вроде «проблемы разрешения территориальных споров с Китаем», аналогичной той, что имеет место с Таджикистаном и Казахстаном), но и экономического.
При этом никого из них, похоже, уже не смущает, что бывшего президента КР Аскара Акаева в свое время лишили статуса неприкосновенности (12.08.2010) прежде всего за «передачу Казахстану и Китаю части исконно кыргызских земель». Бишкек еще в 1996 году передал КНР около 125 тыс. гектаров территорий, а в 2002 году – еще 95 тыс. гектаров своих земель. Кроме того, в 1999 году Пекин достиг соглашения с Бишкеком и по спорному участку Узонгу-Кууш. В итоге он получил 161 кв. км, или около 39% от первоначальных требований. Высокие стороны вроде бы остались довольны компромиссом, однако киргизское население было настолько возмущено фактом заключения этих соглашений, что формально это стало одной из причин первой «оранжевой революции» в Кыргызстане в 2005 году.
Именно изменение линии государственной границы РК с КНР в пользу Пекина члены временного правительства Кыргызстана назвали «тягчайшим преступлением», совершенным А. Акаевым за время его президентства, подчеркнув в специально изданном декрете, что «из-за его преступной соглашательской позиции по вопросам линии прохождения кыргызско-китайской и кыргызско-казахстанской границ исконно кыргызские земли, названия которых свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызскому народу, отошли Китаю и Казахстану».
В данном контексте стоит напомнить, что изначально Китай претендовал на все земли, входившие некогда в состав Джунгарского ханства (XVII-XVIII вв.). К ним относится большая часть не только Восточного Казахстана, но и Северного Кыргызстана.
Еще один пример мягкой силы Пекина в регионе – железная дорога в Европу в обход России, которую Китай и Кыргызстан строят вместе с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. О том, что власти этих стран договорились о ее строительстве, давний рупор холодной войны «Радио Свобода» радостно сообщил еще весной. Для западных стратегов развитие китайского импорта из стран Средней Азии – это, помимо прочего, шаг к росту диверсификации, снижающий переговорную силу Москвы.
В среднеазиатском регионе идет напряженная работа над ж/д сообщением из Китая в Европу в обход России. Для координации строительства в Бишкеке уже открыт проектный офис
Почти 500-километровая магистраль, которая позволит укоротить путь до Европы на 7-8 дней и обойти «токсичную» из-за западных санкций Россию, будет начинаться на Торугартском перевале в КР. Далее он пройдет на север, до Джалал-Абада, где соединится с железнодорожной сетью Узбекистана. Оттуда маршрут планируется продлить до Турции с конечной точкой в железнодорожной системе ЕС. По предварительным подсчетам, объем перевозок по новой магистрали может достигать 5 млн тонн в год.
Этот проект – одно из следствий итогов крайне знакового саммита Китай – Центральная Азия (18-19 мая в Сиане). Знакового, прежде всего, с точки зрения увода мягкой силой Китая центральноазиатских республик СНГ от Москвы к Пекину. В числе возможных последствий этого мероприятия – не только строительство железной дороги в обход России, но и появление «окна возможностей» для смены среднеазиатскими режимами геополитической ориентации и примыкания к кажущемуся более сильным игроку в регионе. Недаром по итогам переговоров с лидерами Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана Пекин в лице товарища Си пообещал им 26 млрд юаней ($3,6 млрд) в виде финансовой поддержки и «бесплатной помощи», а также предложил расширить сотрудничество в военной сфере.
При этом почти незамеченной остается игра Запада, мягко подводящая китайцев и русских к масштабному столкновению с местными исламистами, уже вооруженными США и НАТО буквально до зубов, в том числе вертолетами и самолетами. По их числу режим талибов* в Афганистане уже вошел в мировой ТОП-4 вместе с США, Россией и Китаем.
США после сдачи Афганистана (выд. зеленым) выращенным ими же исламистам отдали талибам свыше 200 боевых вертолетов и самолетов. Во всем мире больше только у США, Китая и России (выд. красным)
Одной из целей этой игры Запада является попытка столкнуть Китай и Россию с помощью исламистов, заигрывающих через Пакистан с Пекином. У этой проблемы есть и экономическая подоплека, связанная с «издержками» мягкой силы Пекина и ее проводниками на местах. В частности, и западные стратеги, и исламисты учитывают и стремятся максимально использовать тот факт, что в Кыргызстане споры с китайскими компаниями (например, горнодобывающими) местное население решает путем митингов и погромов.
Подобная реакция отчасти вызвана политикой Пекина по отношению к мусульманским меньшинствам, проживающим в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. В западных медиа постоянно появляются публикации о трудовых лагерях, куда насильно помещают «на перевоспитание» местные народности. Закрытость Китая не позволяет опровергнуть или подтвердить эту информацию. А тем временем уйгурские радикальные группировки активно действуют в Кыргызстане, причем участвуют в том числе в схемах контрабандной торговли с КНР.
С целью усугубления подобных проблем местные прозападные пропагандистские ресурсы аккуратно внедряют в массовое сознание киргизов и других среднеазиатских народов тезис «лучше талибы, чем Россия». А западные страны, хотя и объявили режим «Талибана» террористическим, совершенно не препятствуют нынешним режимам государств Средней Азии вести диалог с новыми хозяевами Афганистана и даже торговать с ними. Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан вынуждены выстраивать отношения с афганским режимом, говорится в статье, опубликованной на сайте радио «Азаттык». Каждая страна при этом руководствуется своими интересами, поэтому не стоит рассчитывать на региональный подход к проблеме Афганистана.
Афганистан служит для стран Центральной Азии мостом в Индию и Пакистан (находящийся в геополитической орбите Китая). Западные страны не препятствуют этим контактам. США, их союзники и вассалы исходят из того, что наращивающая обороты мягкая сила Китая вкупе с развитой торговлей с Пакистаном и Индией позволят центральноазиатским государствам как минимум ослабить экономические связи с Россией. Что мы уже можем наблюдать на примере существенно сокращающихся объемов торговли между Россией и Кыргызстаном.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram