Правительственные делегации из Белоруссии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, КНДР, Лаоса, Мьянмы, Сингапура и Филиппин участвуют в VIII Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 10-13 сентября с. г. во Владивостоке. Правда, официальный уровень иностранных делегаций понижен: видимо, из-за риска включения стран-участниц во вторичные антироссийские санкции Запада или усиления таких санкций.
К примеру, на уровне чрезвычайных и полномочных послов в РФ представлены на ВЭФ делегации Индии, Казахстана, Сингапура и Филиппин. Глава делегации КНР – вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гоцин. Делегацию Лаоса возглавляет вице-президент страны Пани Ятхоту. Главой «десанта» Мьянмы на форуме назначен вице-премьер и министр транспорта Мья Тун У. Делегации Вьетнама и КНДР, как сообщалась, возглавят вице-премьеры.
Но дело не только в факторе вторичных санкций. ЕЭК в позапрошлом году приняла решение существенно ограничить с 2021-2022 гг. число стран и автономных территорий, пользующихся торговыми льготами в ЕАЭС. То есть имеющих право беспошлинного экспорта в РФ национальных товаров, притом без количественных (объемных) ограничений. А среди тех «исключенцев» многие страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Включая экономически и политически весьма значимые КНР, Вьетнам, Малайзию, Индонезию, Таиланд, Бруней. Из этого перечня исключены также Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Самоа (Западное), Науру, Фиджи, протектораты Новой Зеландии (о-ва Ниуэ, Токелау, Кука).
Эти страны/территории были удалены из упомянутого перечня не столько из-за частичного их участия в «крымских» санкциях против РФ, сколько из-за увеличения ими объемов нелегитимного реэкспорта (из других стран) товаров и услуг в РФ. В том числе и через другие страны ЕАЭС. Кроме того, «исключенцы» зачастую прибегали к искусственному занижению своих экспортных цен для РФ-ЕАЭС в прямых поставках и к демпинговому реэкспорту через другие страны в ЕАЭС-регион. А нелегитимный реэкспорт из стран-«исключенцев» на его первой торгово-географической стадии осуществляется в основном через КНР.
Из-за этих факторов в ЕАЭС в 2021 г. были введены ограничения на импорт, например, из Вьетнама ряда видов продукции текстиль- и легпрома в регион Союза. Хотя между сторонами действует с осени 2016-го зона свободной торговли.
Но активное развитие в ЕАЭС, особенно в РФ с середины 2022-го параллельного импорта, фактически отменяющего ограничения на реэкспорт товаров и услуг в РФ-ЕАЭС, а в таких поставках активно участвуют и упомянутые тихоокеанские страны, ставит под вопрос лишение их торговых преференций в рамках ЕАЭС. Тем более что практически все из упомянутых стран (исключая Южную Корею) и автономий, включая Гонконг, являющийся одним из индустриальных и финансово-реэкспортных полюсов всего мира, сохраняют в основном прямые экономические взаимосвязи с РФ.
Более того: РФ-ЕАЭС, как сообщал «Ритм Евразии», проводят переговоры по зоне свободной торговли с Индонезией, Таиландом, хотя они пока исключены из упомянутых преференций. Причем с Сингапуром соглашение о такой зоне было подписано в 2019-м. Но его исключение из тех же преференций в Евразийском союзе поспособствовало невступлению в силу этого соглашения (планировалось с середины 2022-го). Как и частичному подключению Сингапура к антироссийским санкциям в середине первого полугодия-2022.
Тем временем в ходе состоявшейся в середине июля в Джакарте встречи министров иностранных дел РФ и стран АСЕАН было официально продемонстрировано дистанцирование стран этого региона от антироссийской политики Запада. Причем встреча состоялась, согласно коммюнике российского МИД, под знаком «5-летнего юбилея стратегического партнерства Россия–АСЕАН». Стороны договорились в ближайшее время завершить согласование среднесрочных программ по сотрудничеству. Антисанкционнная, точнее пророссийская тональность форума обозначена и тем, что была «подчеркнута общая нацеленность на расширение сотрудничества в области продовольственной и энергетической безопасности в свете кризисной ситуации на мировых рынках». Плюс к тому намечены пути увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций.
Более того: были также рассмотрены перспективы дальнейшего развития взаимосвязей АСЕАН с ЕАЭС и ШОС с целью, как подчеркивается, «широкого интеграционного взаимодействия на пространстве Большой Евразии».
Очевидно, что в нынешних внешнеэкономических и геополитических условиях, обусловленных ужесточением антироссийских санкций коллективного Запада, столь резкое ограничение числа стран и территорий, пользующихся торговыми льготами в РФ-ЕАЭС, может негативно повлиять на восточной вектор российской политико-экономической стратегии.
Характерно, что в системе тех преференций сохраняется КНДР, но Россия и другие страны ЕАЭС, напомним, пока не вышли официально из режима навязанных Западом ооновских санкций против Пхеньяна. Почему? Достаточно сказать, что КНДР давно признала российский статус Крыма и новоприсоединенных к РФ территорий, всецело поддерживает российскую СВО, активнее развивает экономические связи с Россией и с подсанкционной на Западе Белоруссией.
Многие профильные эксперты утверждают, что транзитное использование тихоокеанских портов КНДР – Раджина, Сонвона, Чхончжина – обеспечит кратчайшее расстояние в грузоперевозках не только между РФ и рядом восточноазиатских стран, но и между Европой и многими странами Юго-Восточной Азии (ЮВА)/Тихоокеанского бассейна. Точнее – с использованием Транссиба и бывшей КВЖД (северо-восток КНР), стыкующихся с упомянутыми портами и с железными дорогами КНДР. Кстати, в тех же портах еще в 1990-х созданы свободные транзитные и общеэкономические зоны со льготными условиями для инвесторов и транзитёров.
Восточный сектор транзитного ж/д коридора РФ–КНР–КНДР
Стало быть, с учетом реалий, в том числе транспортно-географических, внешнеэкономическую политику РФ-ЕАЭС пора бы скорректировать и в отношении КНДР. Тем более что, например, китайская сторона всё активнее арендует во всех портах КНДР районы для создания транзитной инфраструктуры. Причем этот тренд проявляется еще с начала 2010-х.
Словом, пора комплексно использовать все возможности для укрепления внешнеэкономических связей РФ в рамках «Восточного сектора» и её геополитических позиций в столь обширном регионе.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram