Всё более активное развитие транспортно-экономических связей России с Китаем и многими другими странами АТР предопределяет востребованность дополнительных транзитных коридоров в этом регионе. В связи с этим российская сторона инициирует формирование железнодорожно-автомобильного маршрута в Монголию и далее в КНР через Республику Тува. На днях об этом заявлено главой Минтранса РФ Виталием Савельевым на правительственном совещании по вопросам экономического развития Красноярского края.
Министр уточнил, что данный проект будет обсуждаться в рамках транспортной комиссии при правительстве РФ. Курирует этот вопрос, по словам В. Савельева, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. В то же время отмечено, что до разработки конкретного проекта нужно определить, какие дополнительные возможности и грузовую базу сможет предоставить новый коридор. Известно, что проект поддерживается правительствами Монголии и Тувы, одобрен профильными экспертами КНР (последнее, разумеется, с «подачи» китайского правительства).
Если поподробнее, речь идет сперва о сооружении железной дороги Курагино (Красноярский край) – Кызыл (Тува) длиной в 420 км: этот проект, напомним, откладывался с начала 1950-х не менее шести раз. Данная магистраль позволит в том числе осваивать в примыкающем регионе крупные запасы угля, руд цветных и редкоземельных металлов, поспособствует разработкам весомых лесных ресурсов, использованию колоссального гидроэнергетического потенциала. Разумеется, в том случае, если планируемый коридор будет нацелен не только на внешнеторговые и транзитные грузопотоки.
В дальнейшем от Кызыла намечается строительство стальной магистрали длиной в 360-500 км через Западную Монголию к Транскитайской железной дороге («Китайский Транссиб»): Пекин/порт Циндао – Сиань – Ланьчжоу – Турфан – Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) – граница Китая с Казахстаном. Кстати, к новому коридору будет примыкать планируемая железная дорога длиной примерно в 400-500 км из северо-восточного Казахстана через китайский СУАР на запад Монголии. Таким образом, будет создан новый трансграничный коридор между экс-СССР, Монголией и тихоокеанскими портами Китая.
Конкретные источники финансирования этих проектов пока не объявлены официально. По имеющейся информации, среди наиболее вероятных вариантов – это создание консорциума с участием государств, транспортных компаний и финансовых бизнес-структур. Некоторые китайские СМИ сообщали, что преобладающую часть финансирования по этим проектам наверняка предоставит КНР, поскольку в Пекине всё более заинтересованы в разнообразии евроазиатских транзитных маршрутов, сориентированных на Китай.
Но упомянутые проекты пока не значатся в программе приоритетных железнодорожных проектов Монголии на период до 2030 года включительно. Во всяком случае, в этой монгольской программе пока предусмотрена лишь стыковка магистрали Курагино – Кызыл – граница с Монголией с основной трансмонгольской железной дорогой Наушки (РФ) – Улан-Батор – Дзамынудд (Монголия) – Эрлянь (КНР). Скорее всего, это обусловлено неопределенностью внешнеторговой и транзитной грузовой базы по новому коридору через Туву в Монголию и далее в Китай.
Сохраняется также неясность и с реальными сроками сооружения стальной магистрали Кызыл – Курагино. Теперь планируется, что ее введут в действие не позже 2026 года, но официальной конкретики по этому сроку пока тоже нет.
Приоритетные ж/д проекты Монголии до 2030 г. включительно
Что касается трансграничных факторов того же проекта. Весной 2022-го в ходе переговоров главы Тувы Владислава Ховалыга с послом Монголии в РФ Улзийсайханы Энхтувшином в качестве главного вопроса, на который глава российского региона просил своего собеседника обратить особое внимание, была перспектива возобновления строительства железной дороги Кызыл – Курагино. Поскольку этот маршрут – с учетом его дальнейшего продления через Монголию в КНР – приобретает в новых экономических реалиях стратегическое значение. В ответ монгольский посол подтвердил, что создание железной дороги через Туву «будет отвечать общим интересам трех стран».
А в ходе монгольского экономического форума в Улан-Баторе в июле с. г., в котором участвовали глава Тувы и представители некоторых китайских компаний, тувинская сторона представила трансграничные контуры коридора Красноярский край – Тува – Монголия – КНР, в том числе упомянутой выше магистрали. Но конкретных рекомендаций или возможных решений по реализации такого проекта не прозвучало, кроме подтверждений сторонами заинтересованности в нём.
Конкретика по этим вопросам упирается опять-таки в грузовую базу нового коридора, особенно по транзитным грузопотокам (то есть между КНР, Монголией и РФ в обоих направлениях). Очевидно, что для ее достоверных оценок требуется совместная работа профильных ведомств и экспертов всех трех стран. В свою очередь, такие оценки предопределят надлежащий уровень пропускной способности того же маршрута. Кроме того, нужно определить – на основе согласованной тарифной политики – уровень конкурентоспособности нового коридора в сравнении с действующими в этом регионе коридорами.
По оценкам ряда экспертов, максимальная востребованность нового коридорного маршрута наверняка возможна, если будет существенно увеличен двусторонний и транзитный грузопоток между РФ, Монголией, КНР, с одной стороны, и странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) – с другой. Точнее, более активный рост товаропотоков между ЮВА и Россией и через РФ с Европой оценивается как своего рода гарантия стабильной загруженности нового коридора РФ – Монголия – Китай.
Причем такой ракурс этого коридора тем более возможен, если транзитные артерии через РФ – по крайней мере российские железные дороги – не будут включены Евросоюзом в антироссийский санкционный режим, к чему, надо сказать, имеются предпосылки. Пока санкции Брюсселя в перевозочной сфере распространяются с сентября с. г. на транзит подсанкционных товаров через РФ, но этот вердикт в настоящее время имеет ограниченное действие.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram