Транстувинский коридор: конкурентоспособность определят транзитные грузопотоки - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.09.2024 |

Транстувинский коридор: конкурентоспособность определят транзитные грузопотоки

Всё более активное развитие транспортно-экономических связей России с Китаем и многими другими странами АТР предопределяет востребованность дополнительных транзитных коридоров в этом регионе. В связи с этим российская сторона инициирует формирование железнодорожно-автомобильного маршрута в Монголию и далее в КНР через Республику Тува. На днях об этом заявлено главой Минтранса РФ Виталием Савельевым на правительственном совещании по вопросам экономического развития  Красноярского края.  

Министр уточнил, что данный проект будет обсуждаться в рамках транспортной комиссии при правительстве РФ. Курирует этот вопрос, по словам В. Савельева, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. В то же время отмечено, что до разработки конкретного проекта нужно определить, какие дополнительные возможности и грузовую базу сможет предоставить новый коридор. Известно, что проект поддерживается правительствами Монголии и Тувы, одобрен профильными экспертами КНР (последнее, разумеется, с «подачи» китайского правительства).

Если поподробнее, речь идет сперва о сооружении железной дороги Курагино (Красноярский край) – Кызыл (Тува) длиной в 420 км: этот проект, напомним, откладывался с начала 1950-х не менее шести раз. Данная магистраль позволит в том числе осваивать в примыкающем регионе крупные запасы угля, руд цветных и редкоземельных металлов, поспособствует разработкам весомых лесных ресурсов, использованию колоссального гидроэнергетического потенциала.  Разумеется, в том случае, если планируемый коридор будет нацелен не только на внешнеторговые и транзитные грузопотоки.  

В дальнейшем от Кызыла намечается строительство стальной магистрали длиной в 360-500 км через Западную Монголию к Транскитайской железной дороге («Китайский Транссиб»): Пекин/порт Циндао – Сиань – Ланьчжоу – Турфан – Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) – граница Китая с Казахстаном.  Кстати, к новому коридору будет примыкать планируемая железная дорога длиной примерно в 400-500 км из северо-восточного Казахстана через китайский СУАР на запад Монголии. Таким образом, будет создан новый трансграничный коридор между экс-СССР, Монголией и тихоокеанскими портами Китая.

Конкретные источники финансирования этих проектов пока не объявлены официально. По имеющейся информации, среди наиболее вероятных вариантов – это создание консорциума с участием государств, транспортных компаний и финансовых бизнес-структур. Некоторые китайские СМИ сообщали, что преобладающую часть финансирования по этим проектам наверняка предоставит КНР, поскольку в Пекине всё более заинтересованы в разнообразии евроазиатских транзитных маршрутов, сориентированных на Китай.

Но упомянутые проекты пока не значатся в программе приоритетных железнодорожных проектов Монголии на период до 2030 года включительно. Во всяком случае, в этой монгольской программе пока предусмотрена лишь стыковка магистрали Курагино – Кызыл – граница с Монголией с основной трансмонгольской железной дорогой Наушки (РФ) – Улан-Батор – Дзамынудд (Монголия) – Эрлянь (КНР). Скорее всего, это обусловлено неопределенностью внешнеторговой и транзитной грузовой базы по новому коридору через Туву в Монголию и далее в Китай.

Сохраняется также неясность и с реальными сроками сооружения стальной магистрали Кызыл – Курагино. Теперь планируется, что ее введут в действие не позже 2026 года, но официальной конкретики по этому  сроку пока тоже нет.

Приоритетные ж/д проекты Монголии до 2030 г.  включительно

Что касается  трансграничных факторов того же проекта. Весной 2022-го в ходе переговоров главы Тувы Владислава Ховалыга с послом Монголии в РФ Улзийсайханы Энхтувшином в качестве главного вопроса, на который глава российского региона просил своего собеседника обратить особое внимание, была перспектива возобновления строительства железной дороги Кызыл – Курагино. Поскольку этот маршрут – с учетом его дальнейшего продления через Монголию в КНР – приобретает в новых экономических реалиях стратегическое значение. В ответ монгольский посол подтвердил, что создание железной дороги через Туву «будет отвечать общим интересам трех стран».

А в ходе монгольского экономического форума в Улан-Баторе в июле с. г., в котором участвовали глава Тувы и представители некоторых китайских компаний, тувинская сторона представила трансграничные контуры коридора Красноярский край – Тува – Монголия – КНР, в том числе упомянутой выше магистрали. Но конкретных рекомендаций или возможных решений по реализации такого проекта не прозвучало, кроме подтверждений сторонами заинтересованности в нём.

Конкретика по этим вопросам упирается опять-таки в грузовую базу нового коридора, особенно по транзитным грузопотокам (то есть между КНР, Монголией и РФ в обоих направлениях). Очевидно, что для ее достоверных оценок требуется совместная работа профильных ведомств и экспертов всех трех стран. В свою очередь, такие оценки предопределят надлежащий уровень пропускной способности того же маршрута. Кроме того, нужно определить – на основе согласованной тарифной политики – уровень конкурентоспособности нового коридора в сравнении с действующими в этом регионе коридорами.

По оценкам ряда экспертов, максимальная востребованность нового коридорного маршрута наверняка возможна, если будет существенно увеличен двусторонний и транзитный грузопоток между РФ, Монголией, КНР, с одной стороны, и странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) – с другой. Точнее, более активный рост товаропотоков между ЮВА и Россией и через РФ с Европой оценивается как своего рода гарантия стабильной загруженности нового коридора РФ – Монголия – Китай.

Причем такой ракурс этого коридора тем более возможен, если транзитные артерии через РФ – по крайней мере российские железные дороги – не будут включены Евросоюзом в антироссийский санкционный режим, к чему, надо сказать, имеются предпосылки. Пока санкции Брюсселя в перевозочной сфере распространяются с сентября с. г. на транзит подсанкционных товаров через РФ, но этот вердикт в настоящее время имеет ограниченное действие.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
617
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика