Начало специальной военной операции на Украине привело к глобальным изменениям не только в сфере геополитики, но и торгово-экономических отношений. Рост цен на энергоносители, проблемы продовольственной безопасности, разрушение ранее существовавших логистических цепочек – все это и многое другое уже стало нынешней реальностью. В сложившейся ситуации одним из наиболее злободневных вопросов, в первую очередь для стран Восточной Европы, стало появление на европейском рынке дешевой украинской сельхозпродукции.
Стоит напомнить, что до начала СВО Украина экспортировала основной объем продукции своего агропромышленного комплекса через черноморские порты. С развитием конфликта работа этих морских гаваней оказалась ограничена, и Киев был вынужден переориентировать экспортные потоки в направлении Европы. В результате сельхозпродукция Украины стала в больших объемах оседать в соседних с ней странах ЕС. Этому в немалой степени способствовала и отмена Евросоюзом весной 2022 года пошлин и квот на экспорт украинского зерна и другой агропродукции через Польшу, Румынию, Венгрию, Словакию и Болгарию.
После этого дешевое украинское зерно хлынуло на европейский рынок, начав вытеснять оттуда продукцию местных фермеров, поставив их на грань разорения. Для примера, в Варшаве ранее отмечали, что в прошлом году в Польшу поставили в 168 раз больше зерна, чем в 2021 году, а поставки кукурузы за аналогичный период выросли в 300 раз. В целом же, по различным оценкам, в 2022 году около 80% зерна из Украины шло на экспорт именно через Польшу, а значительная его часть попадала на местный рынок, снижая цены.
Не изменилась ситуация и в начале текущего года: за первые четыре месяца на польскую территорию ввезли в 610 раз больше пшеницы, чем за тот же период 2022 года. В целом же только в первом квартале 2023 года на Польшу, Венгрию, Румынию и Словакию пришлось 28% всего украинского аграрного экспорта. Все это в конечном счете привело к росту недовольства в странах-соседях Украины, а в Польше даже начались протесты и блокировки дорог на польско-украинской границе.
Необходимо отметить, что проблема украинской сельхозпродукции затронула не только страны Восточной Европы. Так, после того как в июне Еврокомиссия продлила беспошлинный ввоз украинской курятины, «взрывной рост предложения на рынке» стал наблюдаться даже во Франции. Как заявил председатель Межпрофессиональной ассоциации поставщиков куриного мяса Anvol Жан-Мишель Шеффер, французские птицеводы страдают от «недобросовестной конкуренции» со стороны украинских производителей. После этого Еврокомиссию призвали защитить местных производителей, обосновав это тем, что выгода от текущей ситуации идет не народу Украины, а принадлежащему местному олигарху производителю курятины.
Ситуация вокруг украинской сельхозпродукции в конечном счете привела к тому, что ряд стран ЕС принялись защищать свой рынок самостоятельно. В частности, в апреле Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия в одностороннем порядке запретили импорт зерна и некоторых иных видов продукции с Украины. Через некоторое время после переговоров с Еврокомиссией они отменили эти меры в обмен на решение в рамках ЕС ввести до 5 июня, а затем до 15 сентября эмбарго на поставки украинских пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника. Однако позже стало известно, что этих мер европейским странам мало, а Венгрия и Польша стали требовать продления запрета как минимум до конца года. Одновременно Варшава выступила за расширение списка продуктов, в частности, требуя включить в него мороженые малину и клубнику.
Готовность присоединиться к требованиям Польши высказали в Словакии, где спикер парламента Борис Коллар уже заявил, что если Братислава не встанет на позицию Варшавы и Будапешта, то последствия для аграриев страны будут катастрофическими. Пока не ясна только позиция Болгарии и Румынии, где также не хотят проблем для своего АПК, но готовы рассмотреть любые варианты, которые связаны в первую очередь с транзитом украинской сельхозпродукции. Так, премьер-министр Румынии Марчел Чолаку недавно заявил, что его страна в течение двух месяцев удвоит пропускную способность своего главного черноморского порта Констанцы и судоходных путей на Дунае, чтобы помочь Украине экспортировать зерно, которого, по его мнению, в нынешнем году будет около 40 млн тонн. В Софии же пока лишь обсуждают возможность содействия Киеву на уровне Европейского союза в увеличении экспорта украинского зерна в страны объединения, но не делают никаких резких заявлений.
В сложившейся ситуации действия Киева, который всерьёз рассчитывает на то, что с помощью уговоров, а теперь и угроз сможет «продавить» своих партнёров, все больше стала вызывать у них раздражение. В частности, польские власти уже не раз вполне недвусмысленно заявляли, что больше не допустят украинское зерно на свою территорию, если это не будет связано с его транзитом. В Варшаве отмечают, что понимают все трудности Киева, но собственные интересы стоят на первом месте и отказываться от их защиты никто не собирается. Это уже вызвало негодование в украинской столице, где после закрытия Россией «зерновой сделки» сначала потребовали от Еврокомиссии компенсировать расходы украинских фермеров на транспортировку зерна в европейские порты, а затем и вовсе пригрозили подать иск во Всемирную торговую организацию на Польшу и в целом Европейский союз, если ограничения на экспорт сельскохозяйственной продукции не будут сняты после 15 сентября. Правда, как показывают последние события, все попытки киевского режима переломить ситуацию в свою сторону пока не увенчались успехом.
В частности, 7 сентября состоялось заседание послов стран ЕС, на котором 22 представителя стран Евросоюза выступили против предложения о продлении запрета на импорт, на котором настаивают пять стран Восточной Европы. Наиболее активно поддерживают Киев Франция, Германия и Испания, заявляя, что торговые ограничения «подрывают целостность внутреннего рынка ЕС» и усилия по поддержке Украины.
Однако все эти заявления никоим образом не волнуют ни поляков, ни их союзников по данному вопросу. Как заявил позже премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, «или Европейская комиссия выполнит наше пожелание, прислушается к нам и в следующую среду (15 сентября) продлит запрет ввоза зерна, или мы сделаем это сами». По его словам, для Варшавы интересы местных фермеров в приоритете и страна будет говорить нет «всем украинским олигархам, которые хотят дестабилизировать польский аграрный рынок». Единственно возможным вариантом работы с сельхозпродукцией с Украины в Польше, как в остальных странах Восточной Европы, видят в продолжении ее транзита по так называемым «коридорам солидарности», то есть автомобильным, железнодорожным и речным маршрутам, проходящим по территории ЕС. При этом подчеркивается, что продукция украинского АПК не должна оседать в этих странах, а направляться туда, где она сегодня востребована.
Позиция пяти стран ЕС абсолютно понятна, однако связана она не столько с вопросами экономики, сколько политики, где интересы Украины находятся далеко на заднем плане. В частности, в Польше нынешней осенью пройдут парламентские выборы, в следующем году будут муниципальные и выборы в Европарламент, а весной 2025-го – президентские. Ныне правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) всерьёз рассчитывает своими последними действиями привлечь на свою сторону сельский электорат, который составляет до 40% от общей численности. Аналогичные действия предпринимают конкуренты, и от того, как будут в дальнейшем развиваться события на сельскохозяйственном рынке страны, во многом зависят и итоги выборов.
Это, в свою очередь, означает, что Варшава, которая и задает нынешний тон борьбы с украинской сельхозпродукцией, не допустит возвращения зерна с Украины в страны Восточной Европы. Более того, польские власти сделают все возможное, чтобы увеличить присутствие своей продукции на украинском рынке. Например, в 2022 году было зафиксировано увеличение экспорта польской агропродукции на Украину на 16% – до $945,3 млн. В нынешнем году данная тенденция продолжилась, и в Варшаве вполне открыто рассчитывают, что смогут упростить доступ польских продуктов птицеводства и яиц на украинский рынок, и даже начали обсуждать данный вопрос с Киевом. Впрочем, с учётом отказа польской стороны допускать украинское зерно на свою территорию данный план вряд ли будет реализован, но это и не является конечной целью Варшавы. Сегодня для польских политиков важнее выиграть на предстоящих выборах, а украинская проблема является для них лишь инструментом в предвыборной гонке.
В конечном счете, если Варшава, а с ней и Будапешт, который сегодня довольно прохладно относится к киевскому режиму, не сдадут свои позиции, нельзя сомневается в том, что их поддержат и Словакия, и Румыния, и Болгария. Это вполне может привести к тому, что противостояние Украины с ее ближайшими соседями будет только нарастать, превращая бывших союзников как минимум в конкурентов.
Конечно, это вряд ли случится завтра, так как политические интересы Польши и остальных стан ЕС, за исключением, пожалуй, Венгрии, в их борьбе с Россией пока все еще выше экономической целесообразности. Однако в случае продолжения неудач Украины в зоне проведения СВО и роста ее требований к партнерам зерновая проблема вполне может стать тем яблоком раздора, которое рассорит Киев и его нынешних союзников, приведя к весьма печальным для киевского режима последствиям.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram