Формируемый альянс РФ, Казахстана и Узбекистана по взаимопоставкам природного газа – стратегический вектор партнерства этих стран. Он призван устранить возможные проблемы в этих поставках, а в более широком контексте поспособствует созданию в экс-СССР кооперационной газоэкспортной организации. Причем функции последней вполне могут выйти за рамки экспорта, то есть включить разработку/реализацию совместных проектов по развитию газовой отрасли. Очевидна и политическая значимость создаваемого альянса, в том числе для укрепления позиций РФ в Центрально-Азиатском регионе.
Более того: газовый союз между Россией, Казахстаном и Узбекистаном сможет включить в свой состав и другие страны-поставщики, об этом недавно заявил Дмитрий Биричевский, глава департамента экономсотрудничества МИД РФ. При этом уточнив: «Не исключаем возможности расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере. Знаем, что интерес к нему проявляют и другие государства».
По предварительной информации, речь идет об Иране и Туркменистане, хотя туркменская сторона сперва выражала озабоченность созданием межрегиональной «тройственной газовой ОПЕК», полагая, что три страны смогут или, по крайней мере, планируют монополизировать центральноазиатский газовый экспорт, особенно в КНР. А это направление экспорта весьма важно для Ашхабада, поскольку не менее 80% ежегодного туркменского газоэкспорта с начала 2010-х направляется в Китай, причем через Узбекистан и Казахстан.
Однако опасения Ашхабада едва ли обоснованны. Хотя бы потому, что объемы и цены поставок зафиксированы в соответствующих, притом долгосрочных документах всех этих стран с Китаем. А оговоренные объемы базируются на реальных возможностях добычи-экспорта газа. Плюс к тому объемы поставок зависят также от того, какие географические приоритеты значатся в политике Пекина по импорту газа и, соответственно, по маршрутам его доставки. Потому изначально исключается риск конкуренции в экспорте газа за пределы Центральной Азии, во всяком случае – в КНР.
Напомним, что тройственный газовый союз является инициативой России, предложившей в 2022-м экспорт своего голубого топлива через Казахстан в Узбекистан. В этих двух странах, особенно в Узбекистане, в последние 5-7 лет проявляются проблемы с собственным газообеспечением, поэтому в конце 2020-го в стране временно приостановили экспорт газа, а его добыча пока направляется сугубо на внутренний рынок.
Что касается транзитной географии формируемого союза, она основывается на двух межрегиональных трубопроводных системах: Бухара–Урал, введенной в действие в середине 1960-х, и Средняя Азия–Центр (центральный регион Европейской части России), действующей с начала 1970-х. Совокупная максимальная мощность обеих систем – свыше 100 млрд кубометров в год. К настоящему времени уровень загрузки данных маршрутов – не более 60%, поэтому в наличии их резервная мощность. Вдобавок они могут работать в обоих направлениях.
Основные газоперекачивающие артерии Центральной Азии (пунктиром обозначены запланированные/реконструируемые газопроводы)
Еще на ПМЭФ-2023, напомним, «Газпром» подписал отдельные договоры: с Узбекистаном на поставку газа и с Казахстаном – на газотранзит до Узбекистана. Поставки узбекистанской стороне начинаются с 1 октября с. г.: это 9 млн кубометров в сутки, а годовой объем составит примерно 2,8 млрд кубометров. В дальнейшем возможны увеличение российских поставок до 3-3,4 млрд кубометров в год, а также возобновление экспорта узбекистанского газа в РФ.
Кроме того, намечается увеличение российских газопоставок в северный и(или) северо-восточный регион Казахстана из Поволжья, южного Урала и/или из Западной Сибири. Российский же газ, по данным узбекистанского Минэнерго (июнь с. г.), «уже «поставляется по трубопроводу Средняя Азия–Центр в реверсном режиме» (то есть в обратном направлении).
Примечательно и то, что при подписании соглашения с Узбекистаном по поставкам стороны тогда же утвердили «дорожную карту» по подготовке газотранспортной системы РУз к получению газа. Тем самым был сделан первый шаг к кооперации не только в импорте-экспорте газа, но также в сфере газовой инфраструктуры.
По мере развития означенной кооперации не исключено, что будут реализовываться соглашения РФ с Казахстаном и Туркменистаном (2007-2009 гг.) о создании между этими странами дополнительного Прикаспийского газопровода (годовая мощность до 30 млрд куб. метров), маршрут которого запроектирован в основном вблизи восточного побережья Каспия. Кстати, этот маршрут тоже состыковывается с газопроводной системой Ирана, что с учетом взаимопоставок газа между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном наверняка поспособствует подключению этих стран к создаваемому газовому альянсу РФ–Казахстан–Узбекистан. Тем более что Иран планирует поставлять свой газ (трубопроводный и сжиженный) в КНР, а с наименьшими затратами это возможно только через Центральную Азию.
На этом фоне обращают на себя внимание предпринятые рядом западных СМИ еще в 2022 г. информационные вбросы о некоем стремлении Москвы поставить под свой контроль не только газовые маршруты, но и газовый экспорт всех стран Центральной Азии. Дескать, российская сторона намерена тем самым подчинить себе газовую отрасль всего региона. Даже одно из ведущих СМИ Хорватии Advance Zagreb в середине августа с. г. воспроизвело такие, мягко говоря, «прогнозы».
Напугать страны ЦА перспективой монополизации Россией местного газового рынка пытались многочисленные визитеры из-за океана и из ЕС. Кого только ни встречали в Астане и Ташкенте, Душанбе и Ашхабаде: и главу дипломатии Европейского союза Жозепа Борреля, и госсекретаря США Энтони Блинкена, и его помощника по делам Южной и Центральной Азии Дональда Лу, и президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, и спецпредставителя ЕС по санкциям Дэвида О'Салливана. Помимо желания настроить страны ЦА против России, запугать их вторичными санкциями в случае поддержки Москвы, эмиссары коллективного Запада исподволь пытались вбить клин между отдельными странами ЦА, в частности Казахстаном и Узбекистаном, возбудить между ними искусственную конкуренцию. Действуют по привычному для колонизаторов принципу – разделяй и властвуй.
Судя по всему, кое в чем им удалось преуспеть. Так, 31 декабря 2022 г. «КазТрансОйл» (Казахстан) повысил с 1 февраля 2023 г. тариф на транзит российской нефти именно в Узбекистан – до 27,9 долл. за тонну. Ранее этот тариф составлял 25,12 долл. Данное решение состоялось, что характерно, в период очередных консультаций Москвы, Астаны и Ташкента о создании трехстороннего альянса по взаимопоставкам газа.
С транзитными расценками по экспорту газа из РФ в Узбекистан, правда, проблем не предвидится. Полная информация по этому вопросу официально пока не раскрывается, но, по имеющимся данным, стороны удовлетворены договоренностями по оплате газового транзита.
Хочется надеяться, что формирование комплексного газового альянса РФ–Казахстан–Узбекистан близится к завершению. Это позволит также ускорить создание общего рынка газа-газотранзитной инфраструктуры в рамках ЕАЭС.
А еще, что немаловажно, формат трехстороннего межгосударственного взаимодействия будет полезен и для блокирования попыток внешних сил внести в отношения между Казахстаном и Узбекистаном ненужное и вредное напряжение.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram