Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 сентября выступил с очередным (шестым) Посланием народу. В нем глава республики во второй раз провозгласил новый экономический курс. Напомним, что в своем сентябрьском послании-2022 Токаев впервые объявил о новой экономической политике. Но если тогда экономике была посвящена треть послания, то в этом – практически весь документ. При этом использовавшаяся ранее формулировка «Новый Казахстан» (как и «Вторая республика») заменена на «Справедливый Казахстан». Не потому ли, что «Новый Казахстан» продолжает оставаться очень похожим на «старый»?
В нынешнем послании глава государства вновь возвратился к таким неоднократно ставившимся, но не решенным задачам, как преодоление протекционизма, активизация геологоразведочных работ, развитие обрабатывающей, оборонной промышленности и АПК, возобновляемой энергетики. Это, пожалуй, говорит о нарастающей проблеме неадекватности госпрограмм и стратегий развития Казахстана реальному положению дел в стране.
Примеров этому множество. Так, в октябре 1997 года была принята Стратегия–2030. В 2010 году – Стратегический план развития до 2020 года. В том же 2010 году стартовала первая индустриальная пятилетка (всего их было три). В 2012 году Стратегия–2030 была объявлена досрочно выполненной и заменена Стратегией–2050. Стратегии меняются, но президентские послания продолжают формулироваться без работы над ошибками, и это прослеживается на протяжение всех лет независимости. Не стало исключением и последнее послание, в котором в очередной раз поставлена задача реиндустриализации страны.
В послании президент говорит том, что «Казахстану необходим конкретный перечень из не менее чем 15 крупных проектов в экономике, к осуществлению которых нужно активно подключать как иностранных инвесторов, так и отечественный бизнес». Названы такие направления, как «глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений». А ведь известно, что иностранные инвестиции идут, прежде всего, в добычу сырья, где имеют особый правовой режим. Все это напоминает программы-декларации благих пожеланий Нурсултана Назарбаева.
Что делать с национальными проектами, с треском провалившимися еще до старта? Такими как, к примеру, проект «Комфортная школа», который должен решить проблему катастрофической нехватки школ в республике. Ни одного учебного заведения в рамках этого нацпроекта так до сих пор не построено. А ведь во многих школах число учеников в разы превышает нормативы!
Промышленным «каркасом» страны, по словам президента, должен стать обрабатывающий сектор. Для этого К-Ж. Токаев предлагает создать кластеры высокого передела и запустить их силами иностранных и отечественных бизнесменов. Отметим, что подобные предложения уже звучали ранее и отразились лишь в провалившихся попытках повысить конкурентоспособность казахстанской экономики через кластерную инициативу.
Послание пропитано верой в «свободный рынок». Предполагается, что придет некий «эффективный собственник», который будет вкладывать в промышленный сектор. Откуда он возьмется, если не появился в предыдущие 30 лет? Ответа на это нет, как и на вопрос, почему итоги предыдущих стратегий и программ форсированного индустриально-инновационного развития оказались провальными?
Свидетельством несовершенства бизнес-климата в РК является то, что на второй год после открытия на рынке остается лишь четверть компаний. Решить проблему нехватки инвестиций и стимулировать развитие обрабатывающей промышленности, полагает Токаев, поможет освобождение иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на три года.
Источником внутренних резервов наряду с Национальным фондом станут возвращенные государству незаконно приватизированные активы, а также добывающий сектор. Для того чтобы сырьевые доходы оставались на должном уровне, предложено активировать геологоразведку. Одна из стимулирующих мер – предоставление приоритетного права на недропользование инвесторам, осуществляющим геологическое изучение за счет своих средств. В этой области есть и новация: приоритетной задачей становится разведка и добыча редкоземельных металлов. В послании они рассматриваются как «новая нефть».
Такие экономические инициативы указывают на то, что Астана продолжает курс на встраивание в мировую экономику в качестве поставщика сырья, но это не предполагает создание собственных производств высоких переделов.
В послании также заявлено, что «именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Поэтому она сама в первую очередь нуждается в трансформации, базовые направления которой следующие. Во-первых, подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах. Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с администрацией президента».
Однако в сказанное слабо верится, поскольку тотальной безответственностью и коррупцией пронизаны все уровни власти. Президент раздаст поручения, чиновники отреагируют бравурными отчетами, но реального движения по названным направлениям не будет. Боюсь, что будет именно так.
Президент большую часть кадровых и экономических проблем намерен решить реорганизацией и созданием очередных профильных министерств. Так, уже созданы путем разделения или преобразования существовавших ведомств министерство водных ресурсов и ирригации, министерство транспорта, министерство туризма и спорта, министерство культуры и информации, министерство промышленности и строительства. Но что это изменит, если не обеспечить качественное кадровое наполнение этих ведомств и подчинённых им структур?
По-прежнему тасуется старая кадровая колода, поскольку министерства набиты все теми же, шествующими по карьерной вертикали «специалистами широкого профиля». К примеру, главой новообразованного министерства водных ресурсов и ирригации назначен экс-аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов. Чиновник, который не справился с водными проблемами одной области, теперь будет в пожарном порядке разбираться с девятым валом накопившихся проблем и нерешенных вопросов в масштабах страны!
Таким образом, основная экономическая матрица прежняя: привлечение иностранных инвестиций решит все проблемы. Как здесь не вспомнить незабвенного Остапа Бендера с его обещанием: «Заграница нам поможет».
В послании глава республики отметил, что «в рамках новой экономической политики мы отойдем от практики постановки долгосрочных эфемерных целей». Однако переход на малые горизонты планирования (с 2050-го или даже 2029-го на 2026 год) вряд ли что-то изменит. Важнейшая проблема, которую надо решить, – это низкое качество государственного планирования будущего страны.
Поскольку оно опирается на песочный фундамент бравурных отчетов о выполнении и перевыполнении предыдущих планов и программ, то это может привести Казахстан к очень плачевным итогам. Необходимо поднимать качество планирования, что требует значительно больших вложений в науку и образование, чем это происходит сейчас.
Но и это не панацея. Безответственность, коррупция настолько въелись в бюрократический аппарат, что ситуацию так просто не исправить. Необходимы креативные идеи и решительные действия. Но кто это будет делать при жесточайшем дефиците как идей, так, и – главное – людей, способных эти идеи реализовать?
Новая экономическая политика по факту базируется на заложенном в «старом Казахстане» компрадорском фундаменте. Заявленные направления развития не подкреплены ни энергетикой, ни транспортно-логистической сетью, ни источниками финансирования, ни новыми кадрами. «Новая экономическая политика» остается набором разрозненных и знакомых решений, которые практически из года в год звучат в посланиях народу. Власть намерена, ничего особенно в государстве не меняя, двигать экономику «Нового Казахстана» по ржавым рельсам сырьевой модели.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram