По старым рельсам? Об экономическом курсе в новом Послании главы Казахстана - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

По старым рельсам? Об экономическом курсе в новом Послании главы Казахстана

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 сентября выступил с очередным (шестым) Посланием народу. В нем глава республики во второй раз провозгласил новый экономический курс. Напомним, что в своем сентябрьском послании-2022 Токаев впервые объявил о новой экономической политике. Но если тогда экономике была посвящена треть послания, то в этом – практически весь документ. При этом использовавшаяся ранее формулировка «Новый Казахстан» (как и «Вторая республика») заменена на «Справедливый Казахстан». Не потому ли, что «Новый Казахстан» продолжает оставаться очень похожим на «старый»?

 В нынешнем послании глава государства вновь возвратился к таким неоднократно ставившимся, но не решенным задачам, как преодоление протекционизма, активизация геологоразведочных работ, развитие обрабатывающей, оборонной промышленности и АПК, возобновляемой энергетики. Это, пожалуй, говорит о нарастающей проблеме неадекватности госпрограмм и стратегий развития Казахстана реальному положению дел в стране.

 Примеров этому множество. Так, в октябре 1997 года была принята Стратегия–2030. В 2010 году – Стратегический план развития до 2020 года. В том же 2010 году стартовала первая индустриальная пятилетка (всего их было три). В 2012 году Стратегия–2030 была объявлена досрочно выполненной и заменена Стратегией–2050. Стратегии меняются, но президентские послания продолжают формулироваться без работы над ошибками, и это прослеживается на протяжение всех лет независимости. Не стало исключением и последнее послание, в котором в очередной раз поставлена задача реиндустриализации страны.

 В послании президент говорит том, что «Казахстану необходим конкретный перечень из не менее чем 15 крупных проектов в экономике, к осуществлению которых нужно активно подключать как иностранных инвесторов, так и отечественный бизнес». Названы такие направления, как «глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений». А ведь известно, что иностранные инвестиции идут, прежде всего, в добычу сырья, где имеют особый правовой режим. Все это напоминает программы-декларации благих пожеланий Нурсултана Назарбаева.

 Что делать с национальными проектами, с треском провалившимися еще до старта? Такими как, к примеру, проект «Комфортная школа», который должен решить проблему катастрофической нехватки школ в республике. Ни одного учебного заведения в рамках этого нацпроекта так до сих пор не построено. А ведь во многих школах число учеников в разы превышает нормативы!

 Промышленным «каркасом» страны, по словам президента, должен стать обрабатывающий сектор. Для этого К-Ж. Токаев предлагает создать кластеры высокого передела и запустить их силами иностранных и отечественных бизнесменов. Отметим, что подобные предложения уже звучали ранее и отразились лишь в провалившихся попытках повысить конкурентоспособность казахстанской экономики через кластерную инициативу.

 Послание пропитано верой в «свободный рынок». Предполагается, что придет некий «эффективный собственник», который будет вкладывать в промышленный сектор. Откуда он возьмется, если не появился в предыдущие 30 лет? Ответа на это нет, как и на вопрос, почему итоги предыдущих стратегий и программ форсированного индустриально-инновационного развития оказались провальными?

 Свидетельством несовершенства бизнес-климата в РК является то, что на второй год после открытия на рынке остается лишь четверть компаний. Решить проблему нехватки инвестиций и стимулировать развитие обрабатывающей промышленности, полагает Токаев, поможет освобождение иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на три года.

 Источником внутренних резервов наряду с Национальным фондом станут возвращенные государству незаконно приватизированные активы, а также добывающий сектор. Для того чтобы сырьевые доходы оставались на должном уровне, предложено активировать геологоразведку. Одна из стимулирующих мер – предоставление приоритетного права на недропользование инвесторам, осуществляющим геологическое изучение за счет своих средств. В этой области есть и новация: приоритетной задачей становится разведка и добыча редкоземельных металлов. В послании они рассматриваются как «новая нефть».

Такие экономические инициативы указывают на то, что Астана продолжает курс на встраивание в мировую экономику в качестве поставщика сырья, но это не предполагает создание собственных производств высоких переделов.

В послании также заявлено, что «именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Поэтому она сама в первую очередь нуждается в трансформации, базовые направления которой следующие. Во-первых, подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах. Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с администрацией президента».

 Однако в сказанное слабо верится, поскольку тотальной безответственностью и коррупцией пронизаны все уровни власти. Президент раздаст поручения, чиновники отреагируют бравурными отчетами, но реального движения по названным направлениям не будет. Боюсь, что будет именно так.

Президент большую часть кадровых и экономических проблем намерен решить реорганизацией и созданием очередных профильных министерств. Так, уже созданы путем разделения или преобразования существовавших ведомств министерство водных ресурсов и ирригации, министерство транспорта, министерство туризма и спорта, министерство культуры и информации, министерство промышленности и строительства. Но что это изменит, если не обеспечить качественное кадровое наполнение этих ведомств и подчинённых им структур?

По-прежнему тасуется старая кадровая колода, поскольку министерства набиты все теми же, шествующими по карьерной вертикали «специалистами широкого профиля». К примеру, главой новообразованного министерства водных ресурсов и ирригации назначен экс-аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов. Чиновник, который не справился с водными проблемами одной области, теперь будет в пожарном порядке разбираться с девятым валом накопившихся проблем и нерешенных вопросов в масштабах страны!

 Таким образом, основная экономическая матрица прежняя: привлечение иностранных инвестиций решит все проблемы. Как здесь не вспомнить незабвенного Остапа Бендера с его обещанием: «Заграница нам поможет».

 В послании глава республики отметил, что «в рамках новой экономической политики мы отойдем от практики постановки долгосрочных эфемерных целей». Однако переход на малые горизонты планирования (с 2050-го или даже 2029-го на 2026 год) вряд ли что-то изменит. Важнейшая проблема, которую надо решить, – это низкое качество государственного планирования будущего страны.

 Поскольку оно опирается на песочный фундамент бравурных отчетов о выполнении и перевыполнении предыдущих планов и программ, то это может привести Казахстан к очень плачевным итогам. Необходимо поднимать качество планирования, что требует значительно больших вложений в науку и образование, чем это происходит сейчас.

 Но и это не панацея. Безответственность, коррупция настолько въелись в бюрократический аппарат, что ситуацию так просто не исправить. Необходимы креативные идеи и решительные действия. Но кто это будет делать при жесточайшем дефиците как идей, так, и – главное – людей, способных эти идеи реализовать?

 Новая экономическая политика по факту базируется на заложенном в «старом Казахстане» компрадорском фундаменте. Заявленные направления развития не подкреплены ни энергетикой, ни транспортно-логистической сетью, ни источниками финансирования, ни новыми кадрами. «Новая экономическая политика» остается набором разрозненных и знакомых решений, которые практически из года в год звучат в посланиях народу. Власть намерена, ничего особенно в государстве не меняя, двигать экономику «Нового Казахстана» по ржавым рельсам сырьевой модели.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2328
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика