Накануне встречи глав государств СНГ, а она назначена в Бишкеке на нынешний октябрь, Киргизия и Таджикистан вступили в очередную конфронтацию. Конфликт, благо не дошедший до стрельбы, настораживает в силу категоричности заявлений, прозвучавших из киргизской столицы по поводу хода переговорного процесса по делимитации киргизско-таджикской границы. Суть их проста: не надо нам предъявлять территориальные претензии, иначе мы предъявим в ответ свои, а если что, заберем у соседа свои исконные земли, на что сил и возможностей хватит.
В мире претензий
15 сентября в киргизском городе Баткене открыли мемориал в память о жертвах двух кровопролитных киргизско-таджикских боестолкновений. На его мраморных плитах высечены имена 111 киргизстанцев, погибших в апреле 2021 и сентябре 2022 года в ходе боев на киргизско-таджикской границе. В центре мемориала установлен памятник 12-летней Мадине Рахматжановой, которая погибла 29 апреля 2021 года от осколка снаряда. Фигурка хрупкой девочки, отправляющей в полет голубей, призывает к сохранению мира всех людей – государственных мужей и простых граждан.
Вспоминая те трагические события, вице-премьер, председатель Госкомитета национальной безопасности Киргизии Камчыбек Ташиев подтвердил: они произошли «из-за нерешенных проблем, связанных с границей, и из-за того, что соседняя страна напала на наше государство».
По его словам, киргизская сторона пыталась решить вопрос мирным путем, что и продолжает делать до сих пор, в то время как соседняя страна уже совершила акт агрессии против Киргизии, чего в будущем республика не допустит. Судя по всему, такая угроза существует, неслучайно ведь Камчыбек Ташиев обвинил РТ в территориальных претензиях к Киргизии.
«Если соседняя страна не откажется от своих территориальных претензий, – заявил политик, – то мы тоже будем предъявлять их. У нас на это и сил и возможностей хватает. У нас есть возможность вернуть нашли земли, которые перешли РТ десятки, а то и сотни лет назад».
Встречаясь в Баткене с журналистами, К. Ташиев, являющийся ко всему прочему руководителем межправительственной делегации по делимитации и демаркации государственной границы, сообщил о наличии у киргизского руководства ранее неизвестных документов по границе, найденных недавно в архивах. На основании их Киргизия может доказать, что многие территории перешли соседней стране необоснованно. Поэтому, мол, если Таджикистан не откажется от своих претензий, то республика на законных основаниях предъявит территориальные претензии соседу.
Такие заявления, естественно, взволновали другую сторону, в результате МИД Таджикистана вызвал посла КР в Душанбе Эрлана Абдылдаева и выразил обеспокоенность выступлением председателя ГКНБ.
Показательно, что еще год назад киргизские политики заявляли фактически о завершении переговорного процесса по киргизско-таджикской границе. Тот же К. Ташиев в ноябре 2022 года объявил, что «Кыргызстан и Таджикистан пришли к пониманию в вопросе описания общей границы», и повторил слова президента Киргизии Садыра Жапарова о том, что власти страны до конца года планируют завершить этот процесс.
Нынешним заявлениям председателя Госкомитета национальной безопасности КР предшествовала встреча в Душанбе лидеров Таджикистана и Киргизии Эмомали Рахмона и Садыра Жапарова на полях пятой консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Из официальных источников известно: президенты обсудили актуальные вопросы киргизско-таджикского двустороннего сотрудничества, в том числе и вопросы делимитации и демаркации киргизско-таджикской государственной границы. Вестей о каком-либо киргизско-таджикском раздоре не поступало.
В чем же причина воинствующей откровенности К. Ташиева? Политолог Эмиль Джураев убежден, что причиной резких заявлений вице-премьера Киргизии является появление спорных вопросов в переговорах по границе. По его мнению, особого прогресса в переговорах по киргизско-таджикской границе нет, а причиной заявления Ташиева является что-то очень серьезное.
«Если говорить о риске каких-то провокационных действий после такого заявления, – заявил эксперт, – то, к сожалению, это может произойти. После конфликтов 2021–2022 годов мы понимаем возможность такого негативного сценария».
О серьезном и случайном
Негативные сценарии воочию разыгрываются последние два года. В них присутствуют и заявления политиков, и активность западных эмиссаров, и синхронность пограничных выяснений отношений на жизненно важных для России направлениях, и не только в Центральной Азии.
В апреле 2021 года в боестолкновениях киргизских и таджикских военных с киргизской стороны пострадали более 170 человек, погибли 36 граждан, в том числе двое детей. Таджикские власти официально заявили о 19 погибших и 87 раненых. Боль, страдания и ненависть с одной и другой стороны на фоне проходившего в те дни Душанбинского заседания Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ стал ударом по Организации.
Депутаты киргизского парламента предложили пересмотреть участие Киргизии в ОДКБ. «Партнерская страна в ОДКБ нападает на нашу территорию, а организация молчит. Зачем нам участие в такой несправедливой организации? Значит, нам надо менять свое направление, надо выйти и присоединиться к другой организации», – заявил депутат Айбек Осмонов.
Очередной удар не замедлил ждать. 12 мая в продолжение киргизско-таджикской бойни случился военный конфликт между Азербайджаном и Арменией.
В сентябрьском 2022 года военном столкновении Киргизии и Таджикистана погибли 75 граждан Киргизии, более 200 киргизстанцев получили ранения, около 130 тысяч жителей приграничных киргизских сел покинули свои дома. Таджикистан сообщил о 41 погибшем и около 200 раненых. Слез боли и сожаления, что не помогли, не остановили войну, стало значительно больше.
Наглядная деталь – последний вооруженный киргизско-таджикский конфликт разгорелся за день до начала работы Самаркандского саммита ШОС, а днем раньше начались бои на границе Армении и Азербайджана.
Во время совещания ШОС киргизский и таджикский президенты пожали друг другу руки и пообещали дать указания о прекращении огня и отводе войск от линии соприкосновения. Не тут-то было – бои продолжились с новой силой.
Тогда в медиапространстве появились правозащитники вроде активистов движения «Бир Дуйно Кыргызстан» и партнерской сети «Люди, меняющие мир». Они обратились к международному сообществу, ООН, ОБСЕ, ЕС с просьбой содействовать прекращению военной агрессии со стороны Таджикистана в приграничных зонах Баткенской области. По сути, прозападные энкаошники, словно маяки, указали тех, кто может разрешить ситуацию. И ведь действительно – скоро выстрелы прекратились.
Много совпадений, для того чтобы поверить в неслучайность такой цепи событий. Вот опять же после заявлений К. Ташиева Азербайджан начал контртеррористическую операцию в Нагорном Карабахе.
Кому выгодны пограничные конфликты в СНГ
В России ситуация с обострившейся риторикой между Бишкеком и Душанбе вызвала озабоченность. В МИД РФ заявили о заинтересованности российской стороны в преодолении разногласий и недопущении трений между государствами-участниками ОДКБ. Также Россия готова в целях обеспечения стабильности в Центрально-Азиатском регионе оказать любое приемлемое для ее стратегических партнеров содействие. Она неоднократно предлагала свою помощь в разрешении пограничных проблем между двумя странами.
Важный посыл, изложенный в заявлении МИД России по сложившейся ситуации, заключается в том, что вооруженные конфликты на постсоветском пространстве выгодны, прежде всего, коллективному Западу, который преследует свои эгоистичные цели, не имеющие ничего общего с подлинными интересами стран Центральной Азии.
Через месяц после сентябрьского конфликта 2022 года на киргизско-таджикской границе Баткен посетила делегация Вооруженных сил США. Американцев интересовал вопросы работы МЧС в условиях конфликта, организация эвакуации местного населения, доставка гумпомощи, восстановительные работы на сгоревших и разрушенных во время конфликта объектах. Носило это характер рекогносцировки…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram