Распад Советского Союза стал результатом центробежных процессов, которые не закончились с образованием на постсоветском пространстве новых независимых государств. Само прекращение существования СССР произошло настолько стремительно, что застало врасплох даже тех, кто упорно работал для осуществления этой цели как внутри Советского Союза, так и за его пределами.
Однако оказалось, что все постсоветские государства связаны между собой гораздо большим числом незримых нитей, чем это можно было предположить, и это обстоятельство потребовало создания механизма, который обеспечил бы нормальное функционирование межгосударственных связей по крайней мере на начальный период и обеспечивал бы мирный бесконфликтный «развод». В общем-то, ни ранее, ни тем более сейчас никто уже не скрывает, что СНГ - Содружество независимых государств и стало подобным механизмом, который, это надо признать, совсем неплохо выполнил возложенную на него задачу. То, что это механизм межгосударственных взаимоотношений не смог заменить распавшийся Советский Союз, вполне ожидаемо: подобная задача и не ставилась перед этим межгосударственным объединением.
Дорвавшиеся до полной и абсолютной власти в пределах новообразованных государств национальные элиты начали брать на себя больше независимости, чем могли унести, провоцируя внутренние, а порой и междоусобные вооруженные конфликты или полностью подчинялись западному влиянию, которое испокон веков действовало по принципу «Разделяй и властвуй!», так что до реального сотрудничества в рамках СНГ, несмотря на большое число заключенных в первый период межгосударственных отношений, времени уже не оставалось. Со временем актуальность этих соглашений снизилась, как и эффективность механизмов самого СНГ. Собственно, именно это и стало причиной появления более эффективных межгосударственных структур, пусть и с меньшим числом государств-членов, таких как Таможенный союз, который позже трансформировался в ЕАЭС.
Тем не менее соглашения, заключенные в рамках СНГ, не утратили своего значения, хотя охлаждение отношений между постсоветскими государствами часто приводило к тому, что они не использовались. Зато выход из таких соглашений стал достаточно показательным действием для тех представителей власти в постсоветских государствах, которые желали продемонстрировать свой прозападный и, соответственно, антироссийский курс даже в ущерб собственной стране – и ее экономике, и собственному народу.
Именно по такому пути идет сегодня действующая власть Республики Молдова в лице президента Майи Санду и партии «Действие и солидарность», которая составляет парламентское большинство и формирует правительство страны. Придя к власти, эти политические силы, сформированные из бывших представителей многочисленных соросовских НПО в Молдове, заняли ярко выраженную антироссийскую позицию, избрав курс на полный разрыв любых отношений с Российской Федерацией (а постепенно и с СНГ в целом) по всем вопросам, вплоть до прекращения прямых закупок российского газа, реальной альтернативы которому просто не существует. После того как молдавские власти предприняли шаги, вызвавшие в стране семикратный рост тарифов на газ со всеми сопутствующими последствиями – ростом цен на электроэнергию, рекордной инфляцией в 34% и другими подобными «прелестями», стоит ли удивляться тому, что парламент и правительство решили продемонстрировать верность прозападному курсу и «европейским ценностям» в форме расторжения соглашений, заключенных рамках СНГ?
Да, некоторые из существующих в рамках СНГ соглашений уже не работают. Но дело-то в том, что молдавские власти отказываются как раз от тех, которые реально полезны Молдове. В своем стремлении понравиться западным кураторам, чтобы поскорее начать переговоры о вступлении в ЕС, Санду и К° принимают решения, которые больно бьют прежде всего по рядовым гражданам РМ. Приведем только некоторые примеры.
В июле этого года депутаты ПДС проголосовали за денонсацию соглашения СНГ по формированию общего образовательного пространства. Договор, который безжалостно расторгли, действовал 26 с половиной лет. Начав уничтожение молдавской системы образования на посту министра этой отрасли, нынешний президент Санду «передала эстафету» своим коллегам по ПДС, которые сегодня продолжают закрывать школы в селах и сокращать число вузов. Власть прямым текстом дает понять: в Молдове нормального образования нет, в Россию и другие страны СНГ ехать не надо. Вас ждет только Румыния, которая воспитает в правильном духе.
Парламентское большинство ПДС также внесло свою деструктивную лепту, проголосовав за выход из Межпарламентской ассамблеи стран СНГ.
Молдова решила покинуть соглашение СНГ по техническим барьерам в зоне свободной торговли - данный шаг ранее был одобрен правительством. И это в момент наращивания торговли экономическими агентами республики со странами Содружества, помимо России. Это происходит, несмотря на статические данные о том, что по ряду направлений увеличение объемов экспорта идет в разы. И даже если оно в абсолютных значениях не так велико, выход из соглашения все равно ухудшит возможности молдавских экспортёров, которые поставляют на постсоветское пространство в основном продукцию отечественного производства.
Служба информации и безопасности (СИБ) Молдовы вышла из соглашения о партнёрстве с Федеральной службой безопасности России и соглашения о сотрудничестве со Службой внешней разведки России. СИБ пояснила, что «с 24 февраля 2022 года, с момента вторжения Российской Федерации на территорию Украины, отношения сотрудничества Службы со специальными службами Российской Федерации были прекращены, в результате чего данные соглашения не имеют практической применимости и фактически не функционируют».
Кроме этого, министерство экономики инициировало денонсацию соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты. Министерство культуры начало процесс денонсации соглашения о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения. Также правительство одобрило денонсацию соглашения о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. В рамках зачистки информационного пространства Молдовы было прекращено сотрудничество в проекте международной телекомпании «Мир», а ее филиал в Кишиневе закрыт. Были также денонсированы соглашения о сотрудничестве в области охраны труда, об обмене информацией, об исключительных природных и техногенных ситуациях, информационном сотрудничестве в ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению.
Для начавшейся парламентской сессии правительство готовит еще целый ряд проектов по денонсации документов, заключенных в рамках Содружества:
- соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики;
- договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем;
- соглашение о транзите электрической энергии и мощности;
- решение Совета глав правительств государств - членов СНГ об установлении единых сроков снятия показателей с приборов учета электроэнергии, транспортируемой по межгосударственным линиям электропередач.
Очевидно, что молдавские власти готовятся к полному разрыву сотрудничества в области энергетики в рамках СНГ. То, что такой разрыв не пойдет на пользу, в Молдове мало кто сомневается.
В этом отношении весьма показательным стал пример с разрывом договора о взаимодействии правоохранительных органов в рамках СНГ. Примечательно, что буквально через неделю после этого в международном аэропорту Кишинева произошел инцидент со стрельбой: прилетевший гражданин Таджикистана, которому отказали во въезде в республику, обезоружил офицера пограничной полиции, а после застрелил его и еще одного сотрудника службы безопасности. Как выяснилось впоследствии, на родине преступник находился в розыске за совершенные противоправные действия, но информация об этом в Молдову из-за разрыва названного выше соглашения не поступила.
Политика властей на разрыв соглашений СНГ встречает сопротивление оппозиции, но реально противодействовать этому в нынешних условиях не получается. Единственное, что возможно сделать, – это победить на выборах и заняться исправлением ситуации. Именно это имел в виду экс-президент Игорь Додон, говоря: «После ухода преступной власти Майи Санду и ПДС мы восстановим все незаконно аннулированные договоры и вернем сотрудничество с СНГ». Но победы на выборах оппозиции еще предстоит добиться, а пока Молдова продолжает идти деструктивным курсом.
Правительство на днях одобрило денонсацию сразу 13 соглашений с СНГ, в том числе о сотрудничестве в подготовке специалистов антитеррористических подразделений в учебных заведениях компетентных органов государств–участников СНГ; о сотрудничестве СИБ со Службой внешней разведки РФ в области информационных мероприятий. Также денонсируются соглашения о взаимодействии государств–участников СНГ в случае эвакуации их граждан из третьих стран при возникновении чрезвычайных ситуаций, о сотрудничестве в области охраны здоровья населения и протоколов к нему.
Расторгаются те соглашения, которые помогают простым гражданам облегчить жизнь. Этим-то и отличается курс нынешних правителей Молдовы. Стремясь в Европу, они открещиваются от СНГ и России с усилиями, достойными иного применения.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram