Инструментарий мягкой силы Китая по территории применения можно разделить на применяемый в дальнем зарубежье и уже используемый в СНГ. По содержанию – на экономический, политический, гуманитарный. Здесь рассмотрим экономические инструменты продвижения мягкой силы КНР.
Развитие Китая за 25 лет: машинист на фото – один и тот же
По данным прозападных массмедиа, в период с 2010 по июнь 2023 года в мире было зафиксировано около 130 случаев экономического принуждения со стороны Китая. На пространстве СНГ мягкая сила Китая сегодня руководствуется планом перевода постсоветских государств в сферу экономики КНР к 2030 году. Этот план был озвучен сразу же после событий в Казахстане в январе 2022 года в специальной речи председателя КНР Си Цзиньпина на онлайн-саммите глав государств Центральной Азии и Китая. Россия туда приглашена не была и даже не упоминалась. Казахстану, где сменился правящий режим, Си Цзиньпин предложил на будущее «персональную» китайскую помощь. Остальным участникам были обещаны инвестиции в 70 млрд. долларов, строительство скоростных железных дорог и трубопроводов, открытие рынков аграрной продукции, а также программы по образованию.
Кредитование политической верхушки. В данном случае кредит используется в роли своеобразного «дара», благодаря чему берется под залог персональный ресурс того или иного чиновника. Пример: Казахстан, где в начале 2022 года «турецкая партия» в лице клана Нурсултана Назарбаева проиграла «китайской» во главе с Касым-Жомартом Токаевым.
Больше всего сегодня должны Китаю страны Африки, прежде всего Джибути (эта страна должна Пекину 43% своего валового национального дохода), Ангола (41%) и республика Конго (29%). В топ-5 также входят Мальдивы (38%) и Лаос (30%). Ниже приведена карта, демонстрирующая масштаб распространения мягкой силы КНР (по состоянию на начало этого десятилетия) и то, где лежат первоочередные интересы Китая на международной арене (особенно за пределами ближайших соседей).
Экспансия экономической мягкой силы Китая за 20 лет: страны, чьим главным партнером являются КНР/США – красноречивая динамика
Связанные кредитные линии. Большинство китайских инвестиций, направляемых в государства СНГ, это связанные кредитные линии. При этом условия кредитования предполагают участие китайцев в приватизации постсоветских предприятий, а приобретение китайской стороной этих активов неизбежно провоцирует конфликт интересов покупателя и продавца, поскольку первый заинтересован в низкой цене, а второй – в высокой. Китайские кредиты приходится возвращать, при этом они не решают главной проблемы предприятий постсоветских стран – загрузки сырьем.
Также китайские кредиты и инвестиции несут существенные риски и накладывают на вторую сторону ряд весомых обязательств и ограничений. В республиках СНГ китайские строители и прочие задействованные специалисты, работа которых оплачивается китайскими же деньгами из их же кредитов, фактически оставляют без работы местные строительные компании и работников. Одновременно власти постсоветских государств лишают себя возможности выбора альтернативных партнеров в части поставок технологий, оборудования и т. п., при этом дешевый китайский ширпотреб уничтожает местную промышленность, прежде всего легкую (либо ее остатки).
Предоставление преференции иностранным производителям для получения технологий. Пекин предоставляет иностранным производителям свои преференции до тех пор, пока их технологии не будут получены и воспроизведены внутри КНР. После чего эти компании сталкиваются с более суровой реальностью. Китай начинает демонстрировать тенденцию к использованию преимуществ свободной торговли и этого инструментария с момента вступления страны в ВТО в 2001 году. Китайские компании, очень часто представляющие интересы государства, инвестируют за рубежом не ради извлечения прибыли, а для трансферта на родину технологий, получения контроля над природными ресурсами или захвата рыночной доли.
Монополизация в экспортной сфере. Пример: авторынок России, на который китайские марки заходят уже достаточно давно. После начала СВО и крайнего ужесточения западных санкций китайцы стали, по сути, безальтернативными поставщиками новых автомобилей в Российскую Федерацию. Более того, по данным информагентства Bloomberg, ссылающегося на Ассоциацию автопроизводителей КНР, «Россия стала главным покупателем китайских автомобилей в мире. По итогам января - мая 2023 года Китай отгрузил в РФ 287 тысяч новых автомобилей».
Юанизация внешней торговли. Юань занимает все больший объем в расчетах внешней торговли России, причем далеко не только с Китаем. По данным Министерства экономического развития РФ, в расчетах России с КНР в первые 6 месяцев 2023 года доля юаня составляет 75%, в расчетах с другими странами – 25% и продолжает расти. При этом средний оборот торгов в России валютной парой рубль-юань достиг 200 млрд рублей. Также вырос объем долговых инструментов в юанях на Московской бирже – до 80 млрд юаней. Рубль тоже играет большую роль в торговле – 72% сделок по экспорту и 69% сделок по импорту проходят в рублях. В начале 2022 года этот показатель составлял 15% и 33% соответственно.
Использование транзитного инструментария. Речь идет, прежде всего, о различных вариантах транспортных коридоров в обход России (включая транзит через Прибалтику, порты и железные дороги Литвы и Латвии). Китайцы в свое время с энтузиазмом откликнулись на проект нового «Великого шелкового пути», разработанного американцами в рамках отторжения от России центральноазиатских государств и диверсификации энерготранспортных коридоров. Один из недавних примеров того, как вариации этого проекта уже воплощаются на практике, – транспортный коридор из Китая в Европу в обход России, реализуемый Пекином с весны 2023 года в рамках т. н. группы С5 (Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана). Другой (менее удачный на данный момент) проект – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). О его создании – в виде консорциума для перевозки грузов из КНР в Европу – Китай, Казахстан, Грузия, Азербайджан и Турция договорились еще в середине 2010-х гг., подписав соответствующее соглашение на ежегодной международной транспортно-логистической выставке Logitrans в Стамбуле.
В числе учредителей консорциума были названы китайская Minsheng Logistics, грузинская Trans Caucasus Terminals, казахстанская KTZ Express, «Азербайджанское каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания Karvan Logistics. Турецкая сторона представлена в качестве ассоциированного члена. Цель ТМТМ, пролегающего в обход России, из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу – продление до Грузии и Турции регулярного контейнерного сервиса Nomad Express (к маршруту запланировано подключение и Украины – для транспортировки грузов в Северную и Восточную Европу).
Первый одноименный контейнерный поезд Nomad Express был запущен в июле 2015 года в рамках реализации китайской инициативы «Новый шелковый путь» и новой экономической политики Казахстана «Нурлы жол»: по маршруту Китай (Шихези) – Казахстан (Достык-Актау порт) – Азербайджан (Кишлы). Расстояние протяженностью 4,7 тыс. км поезд преодолел за 6 суток.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram