Инструментарий мягкой силы Китая можно разделить по территориальному критерию на применяемый в дальнем зарубежье и уже используемый в СНГ; по содержанию – на экономический, политический, гуманитарный. В данном материале рассмотрим политические инструменты продвижения мягкой силы КНР, которые уже используются либо могут быть вскоре использованы на территории СНГ.
Китайская Народная Республика начала открытый экспорт в мир своей модели политического управления в прошлом году с Черного континента. Тот факт, что Коммунистическая партия Китая (КПК) уже обучает африканских лидеров своей альтернативе западным моделям государственного устройства, по мнению либеральных СМИ, является убедительным доказательством того, что Пекин экспортирует свою модель управления в стремлении бросить вызов мировому порядку, возглавляемому Западом. Китайские учителя, идеологи и другие наставники, присланные из Пекина, обучают в специально открытой для этого в 2022 году школе лидеров других стран тому, что правящая партия должна стоять выше правительства и судов и что жесткая внутрипартийная дисциплина может обеспечить приверженность партийной идеологии.
Сама школа является результатом партнерства КПК и правящих партий Танзании, Мозамбика, Намибии, Анголы, Южной Африки и Зимбабве. Все шесть стран являются многопартийными демократиями, но их правящие партии имеют еще одну ключевую особенность: каждая находится у власти непрерывно на протяжении десятилетий. Школа, расположенная на большом участке земли в 30 милях от Дар-эс-Салама, построена китайской строительной компанией. Финансирование в размере 40 млн долларов предоставлено Центральной партийной школой КПК, готовящей высших партийных чиновников КНР. Первая крупная обучающая конференция, в которой приняли участие около 120 участников от семи партий (включая саму КПК), была проведена в прошлом году. Вторая крупная конференция, в которой приняли участие около 170 человек, состоялась в июне этого года.
Логистическое продвижение мягкой силы КНР. Вместо постройки крупных военных баз и размещения своего военного контингента в жизненно важных для него регионах планеты (Джибути пока единственное «исключение подтверждающее правило») вроде Индо-Тихоокеанского Пекин сосредоточил усилия на открытии различного рода центров подготовки, торговых представительств, институтов, филиалов «частных» фондов и прочих организаций, деятельность которых соответствует термину «мягкая сила». Лишь за первые года два этого десятилетия китайские предприятия приняли участие в финансировании, строительстве и эксплуатации 45 портов на территории Африки – огромного континента с колоссальными ресурсами, растущим населением и ключевой проблемой в виде логистики.
В середине мая 2023 года Главное таможенное управление Китая объявило российский Владивосток «внутренним портом» (транзитным портом для внутренней торговли). Благодаря этому грузы, отправляющиеся из одной провинции Китая в другую, теперь проходят через Владивосток без таможенных процедур. Решение касается товаров, следующих с северо-востока КНР на юг. Если раньше из граничащей с РФ провинции Цзилинь грузы обычно вывозились на противоположный конец Китая, преодолевая 1000 км до портов Желтого моря, то теперь их можно везти лишь пару сотен километров до Владивостока, где контейнеры перегружаются на суда и отправляются к получателю.
Размещение стационарных центров подготовки военных кадров. В середине июля почти незамеченной в медиа прошла новость о вероятном размещении китайского центра подготовки военных кадров на Кубе, где Китай с 2010 года уже имеет по меньшей мере четыре разведывательных центра. К слову, Вашингтон узнал о них лишь через семь лет, после чего вопрос наличия китайской разведывательной сети в Латинской Америке обсуждался в том числе в ходе визита госсекретаря США Энтони Блинкена в КНР.
Использование в подготовке НОАК британских военных специалистов. Речь, по данным российских медиа, идет, прежде всего, о пилотах реактивной авиации и вертолетчиках британских ВВС. В Китае они получают порядка 240 тыс. фунтов стерлингов. Основное условие – доступно объяснять летчикам Народно-освободительной армии Китая (НОАК) нюансы боевой работы. Особенно ценными и самыми высокооплачиваемыми стали пилоты, служившие на авианосцах. Военно-политическое руководство Великобритании считает подобный подход «ошеломляющим нарушением безопасности» и «угрозой интересам Соединенного Королевства и Запада». Представители британского министерства обороны заявляют, что предпринимают «решительные шаги, чтобы остановить китайские схемы вербовки, пытающиеся нанимать военнослужащих и бывших пилотов Вооруженных сил Великобритании для обучения личного состава Народно-освободительной армии в Китайской Народной Республике». Однако это пока особо не мешает китайским силовикам пользоваться знаниями и опытом британских коллег.
Использование китайских ЧВК и экспорт оружия. Деятельность частных военных компаний Китая охватывает едва ли не весь мир. Основная их масса сконцентрирована в настоящее время на Черном континенте. Одна из причин – Африка становится лакомым «куском» для китайского ВПК, куда идут поставки оружия из КНР, объемы которых могут только увеличиваться и уже «мягко» вытесняют с мировых рынков (или занимают места) российских производителей.
Инфографика, приведенная ниже, показывает (наряду с экспортом оружия Китая в иностранные государства) доставку представителей ЧВК, занимающихся охраной китайских горнодобывающих предприятий, портов и прочей строящейся инфраструктуры за рубежом в период 2018-2021 гг.
Условные обозначения:
• темно-рыжий цвет – экспорт оружия преимущественно в страны Африки и Юго-Восточной Азии, также в Центральную Азию (Таджикистан и Узбекистан), в Южную Америку (Боливия и Венесуэла), на Балканы (Сербия) и в Восточную Европу (Белоруссия);
• бледно-розовый цвет – услуги ЧВК преимущественно на Ближнем Востоке (Турция, Ирак, Иордания) и в Африке, также в Южной Америке (Аргентина) и Южной Европе (Мальта);
• бурый цвет – экспорт оружия и услуг ЧВК преимущественно в Африку и Юго-Восточную Азию, также в Центральную Азию (Казахстан и Киргизия) и на Ближний Восток (Катар).
В целом китайское оружие или услуги ЧВК еще до начала СВО на Украине получили 48 стран (14 стран из них получили и то и другое), в том числе не менее пяти государств-членов СНГ.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram