После перехода всей территории Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, роспуска правительства непризнанной республики и массового исхода из Карабаха армянского населения вопрос подписания мирного договора между Баку и Ереваном перестал быть актуальным. Но для азербайджанской стороны злободневным и подлежащим решению остался вопрос открытия так называемого Зангезурского коридора (который в Армении именуют дорогой через Сюник), который должен связать Азербайджан с Нахичеванским эксклавом.
Намерения официального Баку, активно поддерживаемые главным союзником – Анкарой, вызывают серьезные опасения в Ереване. И хотя правительство Армении после второй карабахской войны постепенно уступало позиции и в конце концов под нажимом западных кураторов согласилось «сдать» Нагорный Карабах, предварительно признав его территориальную принадлежность к Азербайджану, в вопросе Сюника оно всё еще колеблется. Опасается, что планы Азербайджана и Турции могут идти еще дальше и, несмотря на мажорные заявления и заверения в приверженности принципам международного права, в конечном итоге приведут к утрате суверенитета и территориальной целостности самой Армении.
Официальный Баку на такие опасения ответил, что насильно никто захватывать и присоединять Зангезурский коридор не собирается, а президенты Азербайджана и Турции «не исключили», что этот коридор может быть проложен, минуя территорию Армении, через Иран.
Как заявил журналистам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, если Армения «не позволит» провести коридор по своей территории, то он пройдет через Иран, и заверил, что Тегеран «позитивно относится к этому».
Между тем известно, что ранее именно Иран выступал против открытия Зангезурского коридора через Армению, опасаясь, что тем самым будет прервано сухопутное сообщение между Арменией и Ираном.
В Баку в данном случае делают акцент на интересах Тегерана и поясняют, что иранская сторона заинтересована в установлении сообщения между Баку и Нахичеванской автономией именно по своей территории, чтобы «получить от этого все преференции».
Между тем в Ереване мирным намерениям Баку и Анкары не доверяют и акцентируют внимание на разноречивости заявлений азербайджанского и турецкого лидеров. Если сегодня они говорят о возможности рассмотрения альтернативных путей, то уже завтра могут перейти к силовому решению вопроса, как это ранее случилось в Нагорном Карабахе, поясняют армянские аналитики. При этом на мировое сообщество особых надежд не возлагают, понимая, что его посредничество в конфликте между Ереваном и Баку во многом было увязано с экономическими и энергетическими интересами. И подчеркивают, что именно исходя из этих интересов «западные партнеры» склонили официальный Ереван к признанию Карабаха суверенной территорией Азербайджана.
* * *
Азербайджанские эксперты считают опасения армянских политиков и аналитиков относительно угроз территориальной целостности Армении от открытия Зангезурского коридора безосновательными.
«Эти опасения беспочвенны. Если Армения будет настаивать на своей позиции, а это ее суверенное право, этот коридор может пройти через территорию Ирана. Кстати, мы с Ираном еще в прошлом году подписали соглашение о строительстве автомобильной и железной дороги, которая соединит Западный Азербайджан с Нахичеванской автономией через территорию Ирана. Проект этот актуальный, и он реализуется», – заявил «Ритму Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.
По его мнению, Армения рассматривает эти процессы как угрозу своему суверенитету, но в результате такого подхода она фактически осталась без магистральных трансрегиональных газопроводов, нефтепроводов, железных дорог.
«Это не пропаганда, это реальная ситуация. Через территорию Армении фактически не проходит ни один из серьезных трансрегиональных транспортных или энергетических маршрутов. Единственный шанс оказаться в географии этих маршрутов - это участие Армении в проекте Зангезурского коридора», - пояснил И. Велизаде.
Он напомнил, что по трехстороннему заявлению, которое положило конец второй карабахской войне, Армения взяла на себя определенные обязательства, в том числе обязательства по разблокированию коммуникаций и обеспечению беспрепятственного сообщения. «Беспрепятственное сообщение Баку и Нахичевани не означает, что соответствующие процедуры с армянской стороны осуществляться не будут. Но они должны быть предельно минимизированы, оптимизированы таким образом, чтобы не нарушать это сквозное сообщение», - сообщил азербайджанский эксперт.
По его словам, аналогичным образом оптимизируются процедуры, действующие в рамках маршрута Север-Юг, вводится система электронного оформления грузов, происходит цифровизация процесса, в результате чего грузы проходят по этому маршруту в оптимально короткие сроки.
«Когда мы проводим маршрут через территорию Ирана, в Тегеране не говорят, что нарушаются их суверенитет и территориальная целостность. Главное, нормально организовать все функции», - подчеркнул И. Велизаде.
Что касается активности Ирана в вопросе восстановления сообщения между Азербайджаном и Нахичеванским эксклавом, то, по мнению азербайджанского эксперта, у иранской стороны свои интересы. «Иран не хочет, чтобы этот коридор проходил через Армению, и предлагает свою территорию, чтобы все преференции достались только ему. Понятное желание. Но что выиграет от этого Армения, не знаю. Пашинян говорил о проекте армянского перекрестка, но какой там может быть перекресток? Этот маршрут не идет ни в какое сравнение с тем объемом грузов, который проходит через коридор Север-Юг. Дело в том, что пропускная способность дорог в Армении очень низкая, так как там большей частью серпантинные дороги. А у нас сквозное сообщение и нет необходимости преодоления сложных горных участков», - поясняет И. Велизаде.
По его же оценке, Зангезурский коридор будет иметь важное значение не только для Азербайджана, но и для всех стран региона. В осуществлении этого проекта заинтересованы Россия, Турция, Иран, страны Центральной Азии.
«Для России в тех условиях, когда западные маршруты для нее закрыты, этот коридор обеспечил бы сквозное сообщение с Турцией, а через Турцию со странами Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. В грузоперевозках по этому маршруту будет активно участвовать РЖД, которая является владельцем и армянских железных дорог. Россия хотела бы, чтобы этот участок проходил через Армению, и ей досадно, что такая возможность упускается», - считает И. Велизаде.
Спекуляцией он называет разговоры о том, что Турция будет перевозить по Зангезурскому коридору военные грузы. По словам азербайджанского эксперта, Турция вполне может использовать для этих целей более удобный маршрут – железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. А что касается Зангезурского коридора, это, по объяснению И. Велизаде, скорее экономический проект, предусматривающий, помимо строительства дорог, также возведение высоковольтных линий электропередач, прокладку новых газопроводов и создание в регионе очередного газового хаба.
* * *
Мирные заявления официального Баку, особенно после «контртеррористической операции» и обращения Нагорного Карабаха под свой полный контроль, особого доверия у Еревана не вызывают. Армянские аналитики предполагают, что Азербайджан в конечном итоге добьется и открытия так называемого Зангезурского коридора.
«Что касается перспективы того, что в Азербайджане и Турции называют Зангезурским коридором, то на данный момент вероятность задействования этого маршрута довольно высока, если учитывать выраженную Азербайджаном готовность применения силы и продемонстрированную армянскими властями неспособность этому противостоять. Азербайджан напрямую утверждает, что будет использовать силовые инструменты, если это понадобится для открытия коридора. Поэтому, скорее всего, противодействовать этому процессу не удастся», - заявил «Ритму Евразии» армянский аналитик Грант Микаелян.
В осуществлении проекта Зангезурского коридора он видит для Армении больше минусов, чем плюсов. Причем негативные последствия эксперт ожидает как с политической, так и с дипломатической и стратегической точек зрения.
«С политической, дипломатической и стратегической точек зрения в этом проекте одни минусы, поскольку Азербайджан и Турция воспринимают этот коридор как инструмент для дальнейшего усиления давления и роста своего влияния на Армению. Для Армении это, естественно, неприемлемо и чревато большими рисками как для внутренней безопасности, так и для конкурентоспособности страны», - пояснил Г. Микаелян.
Единственным теоретическим, по определению эксперта, плюсом для Армении от Зангезурского коридора могли бы стать пошлины за транзит грузов, которые должен был бы оплачивать Азербайджан, однако он считает, что это маловероятно. «Если Азербайджан будет оплачивать транзит грузов через Армению, то это будет определенный бонус для экономики нашей страны, для бюджета, но, скорее всего, всерьез говорить об этом не стоит, потому что само понятие «коридор» предполагает, что такая плата взыматься не должна», - заметил Г. Микаелян.
Заявления Баку и Анкары о том, что они не будут решать вопрос открытия Зангезурского коридора силовым путем и рассмотрят альтернативный вариант, в том числе через Иран, особого доверия у армянского аналитика не вызывают.
«Обратите внимание, каждый день лидеры Азербайджана и Турции делают разные заявления. Если вчера они утверждали, что не будут решать вопрос насильственным путем, то сегодня говорят, что готовы прибегнуть к силе, а Армения, по их словам, должна знать свое место и так далее. Так что на самом деле подобные заявления мы всерьез не рассматриваем. Азербайджан показал, что единственный язык, который он понимает и на котором собирается разговаривать, это язык силы. Так что у Армении других расчетов в этом отношении нет», - констатировал Г. Микаелян.
Комментируя озвученный президентами Азербайджана и Турции альтернативный маршрут коридора через Иран, эксперт отметил, что это предложение в действительности исходило от иранской стороны. «Это было предложение самого Ирана, поскольку он рассматривает так называемый Зангезурский коридор как угрозу для себя. Угрозу того, что посредством этого коридора Иран будет отрезан от Армении. В Тегеране понимают, что Армения не выдержит давления со стороны Турции и Азербайджана. Также понимают, что сам Иран с таким давлением справится и вполне сможет контролировать этот поток. Поэтому и предлагает альтернативный вариант, который мог бы стать для Армении спасительным. Но об этом альтернативном маршруте в Баку и Анкаре говорили только один день, а на следующий день эти разговоры замолкли», - заметил Г. Микаелян.
Лидеры Армении и Азербайджана должны были встретиться 5 октября на саммите в Гранаде и вместе с лидерами Евросоюза обсудить судьбу мирного договора и, возможно, даже подписать его, однако Ильхам Алиев на эту встречу не поехал. Несмотря на его отсутствие, председатель Европейского совета Шарль Мишель, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц обсудили повестку дня встречи с премьером Армении Николом Пашиняном и приняли совместное заявление. Помимо поддержки суверенитета и территориальной целостности Армении и Азербайджана и необходимости оказания Армении дополнительной гуманитарной помощи из-за наплыва беженцев из Нагорного Карабаха, в нем также содержится призыв к расширению регионального сотрудничества и открытию всех границ и региональных связей, в том числе между Арменией и Турцией.
Н. Пашинян долго не соглашался признать Нагорный Карабах территорией Азербайджана, однако в результате переговоров под руководством лидеров ЕС пошел на этот шаг. Аналитики, в т. ч. в самой Армении, не исключают, что следующим его шагом может стать Зангезурский коридор.
* * *
И вот самая свежая информация, переданная INTERFAX.RU. Азербайджан приступил к практическому созданию коридора в Нахичевань через Иран. Вчера прошла церемония закладки автомобильного моста и погранично-таможенной инфраструктуры между Азербайджаном и Ираном в районе поселка Агбанд Зангиланского района.
Церемония закладки
Создаваемые объекты послужат увеличению транзитных грузоперевозок через территорию стран и облегчат въезд и выезд в Нахичеванскую автономную республику.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
___________________________
Фото: https://www.turan.az