В Казахстане вновь возникли проблемы с бензином и дизельным топливом. А ведь покончить с дефицитом горючего чиновники обещали еще с завершением Комплексного плана развития НПЗ на 2009-2015 годы, когда масштабная модернизация трех имеющихся НПЗ должна была с избытком обеспечить страну ГСМ отечественного производства, избавив ее от импортозависимости до 2030 года. Однако не прошло и трех лет после завершения реконструкции заводов, как вновь проявился исчезнувший было дефицит, а внутренний рынок ГСМ оказался перенасыщен лишь обещаниями чиновников.
В стране растет количество автотранспорта, увеличивается транзитный грузопоток, а производство топлива остается на старом уровне. Чиновники из министерства энергетики страны продолжают старую песню о том, что во всем виноват происходящий в летний период повышенный спрос на топливо. Правда, в этот раз ситуация усугубилась поломкой в июле теплообменника на НПЗ в Чимкенте (поставку из Китая нового ожидают зимой) и перебоями с электроэнергией на заводе в Атырау. Первый как минимум до января-февраля 2024 года способен производить лишь половину выпускаемого до аварии объема Аи-95, второй с 1 октября по 3 ноября остановлен на плановый капитальный ремонт.
Напомним, что в республике общее производство бензина АИ 95 оценивается в 120 тыс. литров в месяц. По словам вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова, при запланированном потреблении 80 тыс. тонн в октябре в Казахстане производство бензина АИ-95 составит около 65 тыс. тонн. Однако в энергетическом ведомстве уверяют, что дефицит топлива не прогнозируется. Он будет закрыт накопленными запасами и традиционным импортом из России, с которой у Казахстана подписан индикативный баланс на поставку 40 тыс. тонн бензина и ведутся переговоры об увеличении этого баланса на 70 тыс. тонн (то есть до 110 тыс. тонн). Введенный Москвой запрет на экспорт топлива на Казахстан не распространяется.
В министерстве также заверили, что и роста цен на топливо ожидать не нужно. Но это не относится к российским поставкам. Стоимость бензина марки АИ-95 в России выше, чем в Казахстане, поэтому в случае увеличения поставок топливо в республике может подорожать. Тем более что предельная розничная цена на бензин АИ-95 государством не регулируется, и, следовательно, его стоимость может меняться в зависимости от ситуации на рынке.
Предельные розничные цены на Аи-92 были 12 апреля текущего года повышены до 205 тенге за литр (до этого они составляли 182–187 тенге в зависимости от региона), дизтопливо – до 295 тенге (ранее 230–260 тенге). Кроме того, 15 июля в Казахстане еще на полгода продлили запрет на вывоз дизельного топлива и других видов нефтепродуктов. Однако эта мера не снизила розничные цены.
Минэнерго выделило 426 тыс. тонн дизтоплива на осенне-полевые работы, которые проводятся с июля по ноябрь. Казахстанские аграрии недовольны механизмом ценообразования на ГСМ, поскольку повышение стоимости дизтоплива делает для них выращивание, к примеру, зерновых нерентабельным. В частности, если весной отпускная цена на ГСМ была 207 тенге/литр, то сегодня фермеры вынуждены приобретать льготное дизтопливо по цене 265 тенге. Как сообщили в министерстве энергетики, конечную цену на горючее определяют региональные операторы по поставкам, которые стоимость доставки дизтоплива от НПЗ до фермеров определяет самостоятельно.
Представители нефтедобывающих организаций (НДО) полагают, что розничные цены на бензин марки Аи-92 и дизтопливо с 2024 года надо повысить до 230 и 345 тенге за литр с 205 и 295 тенге соответственно, а стоимость сырой нефти при поставках на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы – до 135–145 тыс. тенге за тонну с 95–105 тыс. тенге.
Отметим, что после апрельского повышения розничных цен на Аи-92 и дизтопливо в Казахстане рентабельность НДО осталась неизменной, рентабельность НПЗ снизилась с 15% до 5%, а рентабельность АЗС выросла до 11% с 3%. При этом валовый доход на АЗС по дизтопливу увеличился с 7,5 тыс. до 30 тыс. тенге с тонны, по Аи-92 – с 10,6 тыс. до 23,3 тыс. тенге с тонны.
О том, что «на рубеже 2023 года по бензину и дизельному топливу мы будем испытывать нехватку» даже с учетом модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов, эксперты предупреждали еще в начале 2018 года и рекомендовали озаботиться строительством 4-го НПЗ. Причиной назывался увеличивающийся (5-6% в год) спрос на топливо, особенно дизельное.
При сложившейся ситуации цены так или иначе будут расти. Безусловно, создание общего рынка нефтепродуктов Евразийского экономического союза подтянет розничные цены на них до уровня российских. Как это скажется на беднеющем населении при провалившейся программе повышения доходов населения и «дорожной карты занятости» (которые исполнены только на бумаге), власти, похоже, не задумываются.
Однако договор ЕВЭС здесь не является первопричиной. На казахстанском рынке растет потребление нефтепродуктов, а переработка топлива находится на пределе производственных мощностей отечественных НПЗ. Остается только импорт из России (где цены на треть выше) и ограничения на экспорт. Решает ли это проблемы отрасли и рынка? Нет, не решает, потому что установленные в стране цены на топливо убыточны для недропользователей и переработчиков. Административное давление на владельцев бензоколонок заставляет их держать относительно низкий уровень цен или закрывать убыточный бизнес.
Растущий спрос на нефтепродукты в Казахстане, сопровождаемый сезонными перебоями и дефицитом, ставит вопрос о расширении производственных мощностей. По оценкам экспертов, спрос только на дизельное топливо к 2030 году вырастет вдвое, не говоря уж об авиакеросине и других светлых нефтепродуктах. Однако, несмотря на неоднократно принимаемые решения о разработке ТЭО 4-го НПЗ, власти как могут открещиваются от его строительства.
Важно отметить, что наряду с финансированием одним из ключевых факторов в вопросе расширения является ресурсная обеспеченность завода сырой нефтью. На внутренний рынок для переработки недропользователями страны поставляется около 15% добываемой в республике нефти.
Поскольку основные месторождения республики разрабатываются по СРП, ориентированы на экспорт и не обязаны поставлять нефть на внутренний рынок, то обеспечение сырьем лежит на основном игроке внутреннего рынка - «КазМунайГазе», имеющем ряд активов в сегменте up-stream. Правда, эти месторождения уже прошли пик добычи и значительно истощены.
Сегодня ставка в обеспечении страны нефтепродуктами делается на проект расширения мощности Чимкентского завода до 3 млн тонн на первой очереди (ныне годовой объем переработки в 6 млн тонн, обеспечивающий 30-40% потребностей страны). Но это путь долгий (сейчас проект на этапе предварительного ТЭО отправлен на изучение акционерам завода – «КазМунайГазу» и CNPC), и, учитывая опыт предыдущей, завершившейся в 2018 году модернизации, может занять 5 и более лет. И не факт, что это закроет будущий дефицит в топливе на внутреннем рынке, и тогда критические ситуации с обеспечением страны собственными нефтепродуктами обречены бесконечно повторять День сурка.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram