5 октября Япония начала вторую фазу операции по сбросу в Тихий океан загрязнённой воды с атомной электростанции «Фукусима». Второй её этап по времени и результатам будет аналогичен первому и, как ожидается, продлится 17 дней. За это время японцы спустят в океан 7,8 тыс. тонн прошедшей очистку воды, находящейся в десяти цистернах.
Событие вызвало огромный международный резонанс. Соседи Японии не очень доверяют Токио, уверяющему, что сбрасываемая в океан вода «безопасна». Наибольшее возмущение выказывает Китай, но и россияне держатся настороже.
Китай недоволен
Как известно, причиной аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» в 2011 году стало землетрясение, обернувшееся цунами. В итоге на первом, втором и третьем реакторах данной АЭС произошло расплавление ядерного топлива. Ликвидация последствий катастрофы затянулась на много лет. В частности, вода, которая использовалась для охлаждения реакторов и подверглась загрязнению радиоактивными веществами, была пропущена через многоступенчатую технологическую систему ALPS. Эта система позволила очистить «фукусимскую водичку» от радионуклидов шестидесяти двух видов – за исключением трития. Тритий – радиоактивный изотоп водорода, иначе его называют «сверхтяжелый водород» (3Н). Тритий существует в природе, а его влияние на организм человека носит ограниченный характер. Присущее этому элементу слабое бета-излучение наиболее опасно при попадании внутрь организма.
Минувшим летом в Токио объявили, что государство не может дальше хранить воду, использовавшуюся при ликвидации аварии на «Фукусиме-1». Японские специалисты начали спускать в океан воду с пострадавшей АЭС 24 августа. Первый период сброса длился 17 дней. За это время было спущено в общей сложности 7800 тонн очищенной воды, разбавленной морской. В начале октября стартовал второй этап данной операции. Всего же оператор АЭС – компания TEPCO – рассчитывает в текущем финансовом году (то есть до 31 марта 2024-го) сбросить суммарно 31,2 тыс. тонн (30 цистерн) жидкости. Вода, содержащая тритий, поступает в океан порциями – через подземный тоннель длиной в километр.
В TEPCO уверяют, что жидкость, прошедшая очистку в системе ALPS, утратила большую часть опасных свойств. Вода, заражённая тритием, хранилась в гигантских резервуарах на территории станции. На данный момент почти 90% емкости этих резервуаров (она составляет 1,37 миллиона тонн) заполнено. В TEPCO подчёркивают, что спуск воды необходим для того, чтобы разгрузить эти вместилища. В компании рассказывают, что разбавили каждый кубометр жидкости с тритием примерно 1,2 тыс. кубометрами морской воды. Таким образом, по утверждениям японской стороны, они добилась уровня трития в высвобождаемой жидкости до одной сороковой доли от того, что требуют стандарты безопасности в Японии.
Дабы доказать общественности, что сбрасываемая в океан вода абсолютно безопасна, премьер-министр Японии Фумио Кисида съел суп из рыбы, выловленной в районе сброса. Но этого экстравагантного поступка не хватило для того, чтобы развеять опасения Пекина – ведь китайские рыболовы ведут активный промысел в тех районах моря, куда течение гонит сброшенную с «Фукусимы» воду. Министерство иностранных дел Китая от лица своей страны выразило «твёрдое несогласие» и «решительно осудило эти действия». В соответствующем заявлении, выпущенном МИД, подчёркивалось, что Китай считает «утилизацию радиоактивно загрязнённой воды серьёзной проблемой ядерной безопасности, имеющей трансграничные последствия».
Премьер-министр Фумио Кисида съел то, что он назвал «безопасной и вкусной» рыбой, но вряд ли кого-то убедил
В Пекине назвали поступок японцев «крайне эгоистичным и безответственным актом», наплевательством на интересы международной общественности. 24 августа таможенное управление Китая объявило о приостановке импорта всех морепродуктов из Японии. Цель этого решения, как заявили в ведомстве, – «защитить здоровье китайских потребителей».
Требования гласности и «инфошум»
Другим государством, соседствующим с Японией, является Южная Корея. Западные СМИ пытаются представить дело так, будто Сеул не испытывает никакой тревоги в связи со сбросом воды с Фукусимы. И действительно, имеется соответствующее заявление южнокорейского премьера Хан Док Су.
Но есть, как говорится, и нюансы… В Южной Корее прошли организованные тамошней оппозицией митинги протеста, в ходе которых обвинения высказывались как в адрес Токио, так и собственных властей, уличаемых в безответственности. А лидер главной южнокорейской оппозиционной Демократической партии «Тобуро» Ли Чжэ Мён даже провёл по этому поводу 24-дневную голодовку. «Если вы, например, подумали, что это лидер южнокорейской оппозиции 18-е сутки подряд голодает – по-настоящему, уже только лежит и воду пьёт – в рамках протеста против одобрения Южной Кореей сброса радиоактивной воды "Фукусимы", то это всё пекинская и киселёвская пропаганда. Потому что в западных СМИ про это не пишут», – иронически отмечал на своем тг-канале «Китайский связной» известный китаевед Руслан Карманов.
Карманов уличает западную прессу в злонамеренном скрытии информации о слитии воды с «Фукусимы». СМИ стран НАТО даже не то чтобы уверяют в безопасности этого процесса – они предпочитают вообще о нём ничего не писать. «Американцы, погружённые в поле Свободной Демократичной Информации, банально ничего не знают про слив воды "Фукусимы". В соцсетях фильтруют, в крупных СМИ типа CNN господин запретил упоминать лишний раз. Инфошум, "в каких трусах какая известная негритянская певица сегодня вышла на улицу", как инструмент в умелых руках всё перекрывает. По сути, сейчас средний американец информационно в большей изоляции, чем дореволюционный крестьянин в России. Тому хоть несколько разных газет вслух зачитать могли, а то и листовку», – отмечает «Китайский связной».
В тех же немногих случаях, когда упоминания о сливе воды с «Фукусимы» всё же проникают в западные СМИ, то только в сопровождении многословных уверений о том, что она полностью и абсолютно безопасна. «Чего вы её в океан-то тогда выливаете, в бутылки надо, богатым людям для бассейнов и джакузи продавать. Новофукусимская целебная. Не, не хотят? Странно даже. Такая-то польза для здоровья», – иронизирует «Китайский связной».
6 октября МИД КНР выступил с очередным заявлением. «Позиция Китая в отношении сброса радиоактивно загрязненной воды с АЭС "Фукусима" последовательна и ясна. Мы решительно выступаем против односторонних действий Японии», – подчеркнул представитель китайского министерства. Он отметил, что международное сообщество «должно содействовать созданию долгосрочного и эффективного международного механизма мониторинга и обеспечить эффективное участие заинтересованных сторон, таких как соседние с Японией страны». По мнению Пекина, Токио обязан «в полной мере отреагировать на озабоченность международного сообщества».
А что думают по этому поводу российские контролирующие органы? 26 сентября в Приморском межрегиональном управлении Россельхознадзора сообщили, что «исследования рыбной продукции, добытой вблизи места сброса слаборадиоактивной воды с японской АЭС "Фукусима-1", не выявили нарушений». С 18 по 22 сентября ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» провела 494 исследования 164 проб рыбной продукции общим весом 31,7 тыс. тонн, добытой в промысловых подзонах пяти регионов РФ.
Обследованию подверглись рыба, икра и морепродукты, выловленные у берегов Приморья (58 случаев), Камчатки (38), Сахалина (29), Хабаровского края (21) и даже Мурманской области (1). В Россельхознадзоре говорят, что случаев превышения установленных нормативов по показателям радиоактивной чистоты не установлено. Тут нужно пояснить, что рыбопродукцию исследуют по основным радиологическим показателям. Это удельная активность йода-131, стронция-90, цезия-134, цезия-137. Их нормативы определяются требованиями технических регламентов, принятых в России, а также, конечно, требованиями нормативных документов стран-импортёров рыбной продукции.
Осторожность необходима
Тем не менее в Россельхознадзоре по итогам 11-го заседания российско-китайской постоянной рабочей группы по сотрудничеству в сфере ветеринарного, фитосанитарного контроля и безопасности пищевых продуктов предупредили: «Учитывая возможные риски радиационного загрязнения продукции, Россельхознадзор рассматривает возможность присоединения к китайским ограничениям на поставки рыбопродукции из Японии. Окончательное решение будет принято после переговоров с японской стороной». К слову, в настоящее время объем экспорта рыбной продукции из Японии в Россию незначителен – за весь 2022 год поставлено 190 тонн. В текущем году, по данным на 22 сентября, в Россию ввезено всего 118 тонн. Вместе с тем российскими судами добывается значительное количество рыбы в зоне, граничащей с японскими водами.
В рамках обсуждения создавшейся ситуации россияне и китайцы договорились уточнить методики определения в продукции радиоактивных веществ, которые образуются в воде в результате охлаждения фрагментов ядерного топлива в разрушенных реакторах АЭС «Фукусима-1». Кроме того, Россельхознадзор направил ветеринарной службе Японии письмо о необходимости проведения переговоров, а также с просьбой предоставить до 16 октября информацию о методиках, которые используются в этой стране для радиологических исследований экспортируемой рыбной продукции (в том числе на остаточное содержание трития). В самой РФ, надо признать, официально утверждённые методики определения трития в продукции водного промысла пока отсутствуют, но Россельхознадзор считает необходимой их разработку.
Что касается экспертов, то они высказывают разноречивые мнения. «Сообщения, которые приходили по поводу "Фукусимы", были направлены на то, чтобы не будоражить население. Все прекрасно понимают, что течение идёт от российских берегов, а не к ним. Поэтому в данном плане оснований для формирования каких-то страхов, даже локальных, нет. Китай традиционно поглощает много морепродуктов и рыбы, в том числе с тех берегов, поэтому они обеспокоены. А мы больше ориентированы на собственные морепродукты», – отмечает завлабораторией политического консультирования и массовых коммуникаций PRofi МГУТУ им. Разумовского Петр Ханас.
В свою очередь, старший преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Сергей Мухаметов напоминает, что период полураспада трития составляет двенадцать с половиной лет и поэтому в течение этого срока японскими морепродуктами, которые были выловлены в районе слива воды с «Фукусимы», лучше не злоупотреблять. «Понятно, что, с одной стороны, это всё будет разбавляться в океане… Но, с другой стороны, известно, что радиация накапливается в тканях – и чем выше организм в пищевой цепочке, тем больше радиации к нему будет переходить», – объяснил Мухаметов. Так что известная осторожность, конечно, необходима…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram