Залог рентабельности Северо-Сибирской магистрали – гарантированная загрузка - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.09.2024 |

Залог рентабельности Северо-Сибирской магистрали – гарантированная загрузка

Президент России Владимир Путин на днях поручил правительству РФ вернуться к вопросу о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (ССЖМ). Эта артерия протяженностью почти 2 тыс. км должна связать Ханты-Мансийский автономный округ Югра с Байкало-Амурской магистралью и Транссибом. Цель – состыковать по кратчайшему направлению дальневосточную портово-железнодорожную систему с примыкающей к Севморпути железнодорожной инфраструктурой.

Конкретные предложения по реализации этого проекта Кабмин РФ совместно с ОАО «РЖД» и РАН должны представить В. Путину к 1 марта 2024 г. Кстати, этот проект планировалось реализовать после 1955/56 годов, то есть по завершении строительства, запланированного к середине 50-х, «Заполярного Транссиба»: ныне это проект Северного Широтного хода (Салехард – Надым – порт Игарка – порт Дудинка).

Так же, как и ранее, основная задача ССЖМ – это обеспечение стабильной взаимосвязи северо-, западносибирской и дальневосточной транспортных систем. В том числе для передислокации грузов между этими системами по наименее протяженному маршруту. Смежная задача - содействие освоению крупных запасов металлургического, химического сырья и созданию мощностей по их переработке в примыкающем к магистрали обширном регионе.

В соответствии с упомянутым поручением президента РФ, губернатором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Натальей Комаровой и главой Кузбасса Сергеем Цивилевым на днях подписано соглашение по совместной проработке проекта.

Скорее всего, в эту работу включится и правительство Томской области, ведь именно через эту область ССЖМ будет состыкована со стальными магистралями Кемеровской области и с дальневосточным железнодорожным полигоном.

Проектные предложения по строительству этой магистрали в постсоветский период были отражены в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года включительно, утвержденной еще в 2008 году (с уточнениями в конце 2010-х). Эти предложения включают также создание ряда ответвлений от ССЖМ - в целом до 250 км - к неосвоенным сырьевым месторождениям в Томской и Кемеровской областях.

«Эта дорога давно требовалась: выход из ХМАО и с Севморпути на Запсиб, - поясняет управляющий партнер ООО «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. - Чтобы везти грузы между регионами не только через Тюмень (по основному ответвлению Транссиба в Западной Сибири. - Л.А.): это слишком длинный путь». Плюс ССЖМ обеспечит оптимальный выход, как уточняет эксперт, «на арктическую зону РФ, на Архангельск, Мурманск». А дополнительные выгоды от новой артерии предопределены «в том случае, если будет построен Северный Широтный ход», преобладающая часть которого, напомним, предусмотрена в качестве параллельного - железнодорожного – дублера-дополнения Севморпути.

«Заполярный Транссиб» - Северный Широтный ход

Очевидно, что рентабельность сооружения данной магистрали, тем более столь масштабной, впрямую зависит от ее грузовой базы. Она для ССЖМ пока не определена в конкретных объемах на ближайшую и дальнейшую перспективы. Скорее всего, это будет включено в предложения по данному проекту, которые, повторим, должны быть представлены президенту РФ к 1 марта 2024 года. Наряду с предложениями по вариантам финансирования строительства этой артерии.

Согласно оценкам многих аналитиков, для определения грузовой базы по новой магистрали нужно тщательно, достоверно определить диапазоны (востребованные грузовые объемы) спроса на перевозки, прежде всего, со стороны промышленных отраслей и новых производственных проектов в регионе тяготения к ССЖМ. Кроме того, требуется определить для той же артерии возможные объемы международного грузового транзита и перевозок российских экспортно-импортных грузов. Иначе наверняка повторится ситуация с БАМом, поскольку недоработки в середине 70-х - начале 80-х по его грузовой базе, как известно, едва не привели вскоре к консервации этой магистрали. Причем по той же причине в 1970-х - начале 2000-х было законсервировано или вообще разобрано в целом не менее 35% сети узкоколейных железных дорог в СССР-РФ, обслуживавших в основном сырьевые и другие производственные предприятия.

В этой связи заслуживает внимания мнение Сергея Ольховикова, эксперта Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск): «В отличие от многих стран, строительство путей сообщения в России почти всегда отставало от хозяйственного освоения территорий и развития промышленности. В результате промышленное производство сосредоточивалось и концентрировалось в зоне исторически сложившихся транспортных коммуникаций». А многие новые артерии оставались, как отмечает С. Ольховиков, недозагруженными или вообще незагруженными.

В то же время ряд запланированных или новых действующих производственных комплексов в осваиваемых регионах нередко оставались без надежного транспортного обеспечения. Кстати, один из примеров - это давние, но поныне не реализованные промышленные проекты в Туве и на юге Красноярского края ввиду многократных переносов сроков строительства стальной магистрали Курагино (Красноярский край) – Кызыл.

 Относительно же стратегического предназначения ССЖМ эксперт уточняет, что в ней заинтересованы и перерабатывающие комплексы Европейской части страны. Они получат благодаря новой магистрали дополнительный выход к «устойчивой ресурсной базе Азиатской части России», используя эту базу «в том числе, как защиту против колебания цен соответствующих ресурсов на мировом рынке». А с учетом благоприятного воздействия ССЖМ на экономику и внешнеэкономические связи Сибири и Дальнего Востока и при наличии конкретных производственных планов и проектов в примыкающем регионе создание этой артерии в ранге транспортного коридора находится «среди главных приоритетов развития транспортной системы Сибири и в целом - России».

С такой оценкой комплексной значимости Северо-Сибирской магистрали вполне можно согласиться.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2824
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика