Победа Майи Санду на президентских выборах в Молдове в конце 2020 года состоялась на фоне пафосной предвыборной риторики о борьбе с коррупцией и необходимости проведения реформы юстиции. Грамотно поставленная западными советниками избирательная кампания, сопровождаемая огульными обвинениями против тогдашнего президента Игоря Додона, не только дала свой результат, приведя Санду на высший государственный пост, но и породила волну ожиданий населения на реальные перемены к лучшему.
На волне успеха Санду досрочные парламентские выборы позволили и пропрезидентской партии ПДС получить парламентское большинство на досрочных выборах. Таким образом, вся власть оказалась в руках вчерашних представителей прозападных НПО, из которых и была сформирована ПДС. Эти вчерашние стипендиаты и работники Фонда Сороса в Молдове принялись с огромной скоростью уничтожать все еще существовавшие в стране остатки политических, экономических, культурных и других связей между Молдовой и странами ЕАЭС, и в первую очередь с Российской Федерацией.
Что касается ожиданий электората, то здесь выяснилось, что «реформу юстиции» новая власть понимает исключительно как расстановку лояльных людей на всех ключевых постах, а что касается коррупции, то с приходом во власть представителей НПО она не только не уменьшилась, но даже превзошла то, что происходило при режиме Плахотнюка.
А власть между тем продолжала ломать и крушить всё, что связывало Молдову с Россией, и одним из первых направлений в этом плане стали шаги молдавского руководства по разрыву отношений с «Газпромом». Правда, если быть до конца точными, РМ продолжает потреблять российский газ, но теперь при новой власти это делается не напрямую, а через европейские биржи и несколько посредников. Естественно, это привело к резкому росту тарифов, рекордной инфляции и падению жизненного уровня подавляющего большинства населения и без того самой бедной страны в Европе.
Все это не могло не сказаться на рейтингах власти, но тут она получила, можно сказать, подарок: с началом Специальной военной операции РФ на Украине все внутренние проблемы власти Молдовы стали списывать на «войну в соседней стране». То, что даже при военных действиях цены на Украине были ниже, чем в Молдове, мало заботило власть в Кишиневе.
Еще одним подарком, полученным молдавскими властями на этот раз от Евросоюза, стал статус страны-кандидата в ЕС, полученный РМ «прицепом» к Украине. Однако, как сказали классики советской литературы, «за каждый скормленный витамин» от Молдовы потребовали «множество мелких услуг». На поверку эти услуги оказались не такими уж мелкими и выразились во всесторонней поддержке Украины и открытой конфронтации с Россией. Впрочем, подобная позиция Санду была обозначена еще в первом интервью после победы на президентских выборах, но только в 2022 году процессы разрыва и конфронтации с Москвой приобрели особенно бурный характер. И именно тогда появились первые заявления о том, что нейтральный статус Молдовы не является достаточной гарантией безопасности страны и такой гарантией может стать только вступление в НАТО.
Так, Санду 20 января в интервью изданию Politico допустила возможность отказа страны от нейтралитета ради вступления в НАТО. «Сейчас идет серьезная дискуссия о нашей способности защитить себя, можем ли мы сделать это в одиночку или мы должны быть частью более крупного альянса», – сказала Санду. При этом она признает, что большинство населения республики выступает против отказа страны от нейтралитета и вступления в НАТО. Да и вообще в Кишиневе прекрасно понимают, что именно расширение этого военного блока в восточном направлении и стало главной причиной начала СВО, и, таким образом, подобные разговоры нельзя расценивать иначе как провоцирование втягивания страны в военный конфликт на Украине.
Все это происходило на фоне падений на территории Молдовы частей украинских ракет ПВО и бурной истерии по этому поводу с обвинениями в адрес России. Для властей это стало поводом для увеличения военных расходов, в первую очередь, конечно же, за счет социальных программ. Так, например, при росте военного бюджета РМ парламентское большинство ПДС проголосовало за то, чтобы пенсии в бюджете на 2023 год были проиндексированы только в половину уровня инфляции, которая составила 34%.
«Неожиданно» выяснилось, что Молдове срочно необходимы закупки систем ПВО. Участвуя в Мюнхенской конференции по безопасности, Санду попросила НАТО о помощи в приобретении систем противовоздушной обороны. «Самой большой проблемой сейчас для нас является необходимость в ПВО. Это нужно не только для Молдовы, но и для всего региона. И мы просим наших партнеров по НАТО учитывать этот вид помощи, в которой мы срочно нуждаемся», – заявила Санду в ходе дискуссии, в которой участвовал также генсек НАТО Йенс Столтенберг.
В то же время в нарушение Конституции, запрещающей нахождение военных подразделений других стран на территории страны, в Молдове уже стали регулярными военные учения с участием военных США и Румынии. В аэропорту Кишинева, сменяя друг друга, практически постоянно находятся военно-транспортные самолеты США, привозя грузы военного назначения. Есть все основания полагать, что они предназначены не только для Молдовы, но и для ВСУ. Таким образом, РМ становится страной-транзитером вооружений и ГСМ для Украины, а значит, косвенным образом – и участником военного конфликта.
На минувшей неделе после заседания Высшего совета безопасности Майя Санду на брифинге сообщила о новом увеличении расходов на оборону, а также в интервью Financial Times объявила о том, что стратегическое партнерство с США станет ключевым аспектом национальной стратегии безопасности республики. При этом Санду назвала Россию самой большой угрозой национальной безопасности, но никаких доказательств не привела.
Это заявление вызвало резкую критику со стороны оппозиции. Экс-президент Игорь Додон в своем телеграм-канале выразил недоумение по поводу антироссийской истерии, которую проводят Санду и партия ПДС. «На днях Майя Санду заявила, что есть две угрозы для национальной безопасности Молдовы: это Россия и коррупция. При этом несколько недель назад она же говорила, что уверена, что Россия не нападёт на Молдову. Об этом же публично заявляют европейские чиновники, с которыми она общается каждый день», – написал он.
Также И. Додон обращается к властям с вопросами: «Так что за истерика? Вам нужна мотивация для новых антироссийских действий, хотите закрыть посольство или что, чтобы понравиться своим западным кураторам?» Судя по всему, экс-президент попал в самую точку – все действия властей направлены на поиски поводов, чтобы продемонстрировать враждебность России и лояльность западным «партнерам по развитию».
Эти шаги, а также показное стремление в НАТО являются стремлением продемонстрировать продвижение по пути «евроинтеграции» – единственное достижение властей в глазах европейски ориентированных граждан Молдовы, среди которых уже тоже растет недовольство действующими правителями.
Заявления Санду после заседания ВСБ вызвали широкую реакцию, в том числе и в Приднестровье. «Откровения» президента РМ прокомментировал в Тирасполе глава Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников, который считает, что власти Молдавии фактически ведут подготовку к вооруженному конфликту с Россией. «Среди целей Санду изначально было вытеснение российского военного присутствия из региона. Это особо не скрывалось, она обозначила свою позицию в первом же интервью после своей победы на президентских выборах. Но то, что она делает сейчас, – это прямая подготовка Молдовы к вооруженному конфликту с Россией. Все это укладывается в глобальную стратегию одряхлевшего гегемона – множить хаос и нестабильность для удержания своего контроля над миром», - заявил Шорников.
По его мнению, объявление России в качестве главной угрозы национальной безопасности, а также фиксация стратегического партнерства со странами-членами НАТО – это не просто отказ от конституционного нейтралитета Молдавии, а попытка подвести правовые основания для силовых акций против российских миротворцев на Днестре. При этом он считает, что силовой нажим Молдавии на российских военных может быть поддержан Североатлантическим альянсом. «Примерно так, как сейчас Запад поддерживает Украину против России», – добавил эксперт.
Оснований для подобных прогнозов у приднестровских экспертов предостаточно, однако на сегодняшний день Санду и К° не могут не понимать, что размораживание приднестровского конфликта будет означать их конец как власти в Молдове. Пока Кишинев продолжает сотрудничество с Приднестровьем в области закупки электроэнергии и достойной альтернативы этим поставкам не предвидится. Однако в случае увеличения нажима со стороны западных кураторов власти Кишинева не будут сопротивляться, и это станет началом конца независимой Молдовы как государства и прямым следствием всей политики, проводимой Санду и ПДС.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram