Одним из самых громких мировых событий последних дней стал состоявшийся в Пекине 17-18 октября Третий международный форум «Один пояс – один путь». Для Китая это мероприятие стало, по сути, «смотром сил» – оно наглядно продемонстрировало всему миру очертания мирового экономического блока, собираемого Пекином вокруг себя. Также форум снова подтвердил особый характер отношений России и Китая и стал свидетельством развития их взаимодействия. Ежегодный торговый оборот двух государств уже перешагнул за 200 млрд долларов, и это далеко ещё не предел.
Грандиозная дискуссионная площадка
Название у мероприятия более чем знаковое. Инициатива «Один пояс – один путь» – это концепция, предложенная в 2013 году пекинским лидером Си Цзиньпином для активизации многосторонних торгово-инвестиционных проектов с участием заинтересованных стран и с использованием китайского, а также зарубежного капитала. К ней уже присоединились свыше 150 государств и более 30 международных организаций. Поэтому недостатка в гостях в Пекине не было.
По подсчетам организаторов, в форуме приняли участие более 4 тыс. человек из более чем 140 государств. «Это выставочное мероприятие – возможность для мировых лидеров выразить безграничное уважение как самому Китаю, так и его руководству во главе с председателем Си Цзиньпином. Представители западного мира, а также примкнувшая к ним Индия практически в полном составе на этом празднике отсутствуют. Европейский континент представляют, в частности, Венгрия и премьер Виктор Орбан, а также Сербия и президент Александр Вучич. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган – в числе основных гостей», – констатирует политический обозреватель Дмитрий Дризе.
Как подчеркнул в ходе форума заместитель министра иностранных дел Китая Ма Чжаосюй, ключевая задача проекта «Один пояс – один путь» заключается в том, чтобы «обеспечить непрерывное продвижение к всеобщему процветанию и развитию». В свою очередь, директор Института «Одного пояса – одного пути» при Пекинском педагогическом университете Ху Билян заявил, что в условиях крайне нестабильной международной ситуации, при возрастающих рисках глобального характера встреча такого большого количества гостей из разных государств призвана обеспечить продуктивный диалог между заинтересованными странами, «стимулировать всеобщее социально-экономическое развитие».
Поэтому форум оказался представлен тремя основными платформами, посвящёнными развитию транспортных коммуникаций, экологическим проектам и цифровой экономике. Кроме того, проведено шесть конференций, тематика которых охватывает внешнеторговые отношения, культурно-гуманитарные связи, вопросы, касающиеся взаимодействия между аналитическими центрами, продвижения межрегионального сотрудничества и морских проектов.
Достижения, проблемы и вызовы
Тут нужно напомнить, что дальневосточный гигант только начал восстановление после ущерба, нанесённого его экономике (официально – второй в мире по величине) пандемией Covid-19. В третьем квартале валовой внутренний продукт Китая вырос на 4,9% в годовом исчислении, превысив имевшиеся ожидания. Сами китайские чиновники избрали по этому поводу осторожный тон. «Мы должны осознавать, что внешняя среда становится все более сложной и серьезной, в то время как внутренний спрос остаётся недостаточным. Фундамент для экономического восстановления и роста нуждается в дальнейшем укреплении», – заявили в китайском Национальном бюро статистики (НБС).
Дабы подтолкнуть государство к цели годового роста в 5% (самой низкой за последние десятилетия), Пекин старается стабилизировать сектор недвижимости и банковский сектор, а также усилить поддержку фондового рынка страны и юаня. Специалисты отмечают, что администрация Си Цзиньпина пытается увести экономику от подпитываемых долгами инвестиций в недвижимость и финансовых спекуляций, а также от непродуктивных вложений в государственную инфраструктуру. Власти хотят, чтобы экономическая модель Китая основывалась на более устойчивом росте, подкрепленном потребительскими услугами и высокотехнологичным производством, а также лучше поддерживала цели национальной безопасности.
Проблемой для страны в данный момент является возобновившаяся неопределённость в отношении спроса на китайский экспорт, поскольку конфликт между Израилем и ХАМАС на Ближнем Востоке усугубил проблемы, вызванные ухудшением отношений между США и Китаем. «Проект "Пояс и путь" – это амбициозный план, как собрать все транспортные коридоры воедино и завалить Европу китайскими и азиатскими товарами. Россия в этом случае получает возможность зарабатывать на транзите. Однако нетрудно предположить, что ситуация вокруг Украины явно не способствует бесперебойным поставкам китайских товаров в Старый Свет. Именно поэтому появились альтернативные маршруты, в том числе и через братские страны Центральной Азии. Между тем так получается, что все пути ведут на Запад, нравится это кому-то или нет. А если он откажется покупать китайские товары, воздвигнет стены? К чему тогда все эти коридоры? Сейчас он, наверное, не сможет это сделать, а в перспективе, как знать», – тревожится Д. Дризе.
Впрочем, председатель Си, как и полагается национальному лидеру, излучает несокрушимый оптимизм. Выступая на форуме, он отметил, что траектория экономического развития Китая выглядит вполне оптимистичной. «Ожидается, что в ближайшие пять лет объём внешней торговли товарами и услугами превысит 32 трлн и 5 трлн долларов соответственно», – сообщил китайский лидер.
И одним из важнейших партнёров Китая в этом выступает РФ, что и подтверждено тем вниманием, которое было на форуме оказано российской делегации. «Один пояс – один путь» уложился в два дня. Во вторник состоялась деловая часть форума, а в среду – церемония открытия его ключевой части. На второй день форума прошли и российско-китайские переговоры. В их ходе лидеры двух государств обсудили отношения РФ и КНР, как выразился российский министр иностранных дел Сергей Лавров, «во всей полноте». Кроме того, российская делегация провела отдельные встречи с представителями нескольких стран, участвовавших в форуме.
Владимир Путин заявил, что Москва и Пекин уже достигли запланированного объема товарооборота в 200 млрд долларов и по итогам календарного года преодолеют этот показатель. Президент Путин также отметил, что в нынешних непростых условиях «особенно востребована тесная внешнеполитическая координация» – и именно так и выстраивают свое сотрудничество РФ и Китай.
Российский китаевед Руслан Карманов добавляет, что РФ ввозит через Китай всё то, что не может закупить у стран ЕС напрямую. «Разделить объемы роста оборота на «те, которые замещают импорта из ЕС», и «те, которые от проектов наращивания РФ-КНР», довольно сложно. Соответственно, общий рост есть, и масштабный. Планируемые 200 миллиардов товарооборота уже перекрыли. Фактический оборот с Китаем – помним, что КНР и Гонконг считаются отдельно, – ещё выше, и по факту Россия сейчас второй внешнеторговый партнёр Китая после США. Раньше Германия была, но там случились шольцеуправление и урсуломенеджмент, через это мрак и безысходность подаётся всё как "отказ от ввоза из Китая всякого", но так-то сомнительная перемога – типа в Германии сдох завод, поэтому теперь комплектующие из Китая для продукции данного завода не закупаются», – отмечает специалист.
Основные статьи российского экспорта –
энергоносители и агропродукция
Развитие российско-китайского экономического взаимодействия осуществляется по самым разным позициям. Например, Россия стала крупнейшим покупателем китайских автомобилей в мире. За январь-сентябрь КНР продали за рубеж 3,38 млн авто. 14% из них пришлось на РФ, что в денежном выражении составило 4,6 млрд долларов. Ещё из примечательного: российский сорт нефти ESPO с поставками в октябре снова стал торговаться с премией к эталонной марке Brent. Причина – дефицит дизеля на мировом рынке из-за сокращения добычи нефти Россией и Саудовской Аравией. Сорт ESPO хорошо подходит для производства дизеля и весьма популярен у частных китайских НПЗ. Текущая премия равна 0,5 доллара к Brent за баррель на базисе с поставкой в Китай. Предыдущие полтора года российский сорт торговался с дисконтом, размер которого постепенно снижался.
Неплохо складываются дела и в сфере газовой торговли. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, трубопроводные поставки этой компании в Китай в скором времени могут выйти на тот уровень, на котором в прошлом осуществлялись поставки в Западную Европу. К слову, по данным китайской таможни, Россия в январе 2023 года уже вышла на первое место по объему поставок газа в КНР. Тогда общие поставки российского трубопроводного и сжиженного природного газа в Китай составили 2,7 млрд куб. м. Россия обошла по этому показателю Туркмению и Катар (по 2,2 млрд куб. м), а также Австралию (1,9 млрд куб. м).
Нарастают поставки и пищевых продуктов. Так, недавно в Минсельхозе России проинформировали, что экспорт продукции агропромышленного комплекса РФ в Гонконг за восемь месяцев 2023 года в стоимостном выражении вырос почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом ключевыми статьями поставок оказались мука и свинина. Отмечается, что Россия также обладает большим потенциалом для наращивания поставок в Гонконг говядины, свинины, мяса птицы, безалкогольных напитков, сухого молока, кондитерских изделий, рыбы и морепродуктов. «Тема хорошая, потому что экспорт в Гонконг – это зачастую не в сам Гонконг, а дальше по миру. Санкции работают, как говорится», – иронизирует Руслан Карманов.
Наконец, большим успехом для россиян стало заключение внушительного контракта на поставку зерна. Лидер инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карен Овсепян на полях делового форума, предварявшего в Пекине «Один пояс – один путь», сообщил: «Сегодня мы подписали один из крупнейших в истории России и Китая контрактов почти на 2,5 трлн рублей (25,7 млрд долларов. – Авт.) на 70 млн тонн на двенадцать лет по поставке зерновых, зернобобовых, масленичных грузов. Ситуация заключается в том, что мы совершенно точно с лихвой замещаем выпавшие объемы украинского экспорта – за счет Сибири и Дальнего Востока».
К. Овсепян также анонсировал скорый запуск сухопутной зерновой инициативы. «В последних числах ноября – в начале декабря на встрече глав правительств России и Китая будет подписан межгосударственный договор о "Новом сухопутном зерновом коридоре"», – указал бизнесмен. По его словам, благодаря «Забайкальскому зерновому терминалу» новая инициатива позволит увеличить экспорт российского зерна в КНР до 8 млн тонн, который в дальнейшем за счет строительства новой инфраструктуры планируется довести до 16 млн тонн. В этом плане поездка в Пекин стала для российских пищевиков более чем успешной.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram