Одним из самых ярких событий состоявшегося в Пекине форума «Один пояс – один путь» стало посещение этого мероприятия Владимиром Путиным. Символическое значение этого визита крайне велико, ибо разбивает западный нарратив о «международной изоляции России». К тому же В. Путин провёл в Пекине целый ряд важных встреч, направленных на развитие отношений РФ с её важнейшими внешними партнёрами.
Беседа двух лидеров
Изначально в Кремле старались не возбуждать слишком высоких ожиданий от этой поездки и давали понять, что здесь желательно поменьше пафоса и больше конкретики. Так, накануне помощник президента РФ Юрий Ушаков говорил, что в ходе этого визита В. Путина подписание каких-либо договоров по линии компаний в сфере энергетики не планируется. «Сейчас не будет подписано никаких соглашений, поскольку это не двусторонний полноценный визит, а достаточно продолжительный контакт, но в рамках международной конференции. Но мы активно обсуждаем и работаем. Практическим взаимодействием в экономике занимается правительство, и мы ожидаем, что в скором времени состоятся контакты по линии премьеров двух стран. И тогда уже будут подписаны несколько интересных и содержательных протоколов и соглашений», – пообещал помощник президента.
Тем не менее, данную поездку Путина нельзя и недооценивать. «Визит президента Путина в Китай – это: подтверждение надёжного партнерства; оценка выполнения предыдущих договоренностей, которых удалось достичь в ходе весеннего приезда председателя КНР Си Цзиньпина; продвижение интеграции России в инициативу "Один пояс – один путь" (пока сотрудничество в её рамках развито слабо, несмотря на огромные торговые обороты РФ и КНР и общий высокий уровень стратегического взаимодействия); привлечение дальнейшего финансирования в рамках ЕАЭС; достижение новых соглашений. В частности, РАСПП в составе рабочей группы готовил вопросы, которые необходимо обсуждать в сфере автопрома. Также я не раз говорил, что мы ожидаем пересмотра текущего положения в сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса», – отметил глава Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.
Одним из кульминационных пунктов форума «Один пояс – один путь» стали личные переговоры В. Путина с Цзиньпином. Владимир Путин отметил, что Россия и Китай выстраивают сотрудничество в условиях тесной внешнеполитической координации. По его словам, китайская идея о развитии широкого сотрудничества между странами исторического «Шелкового пути», выдвинутая десять лет назад, получила очень хорошее развитие. В России отмечают её успехи и рады за всех тех, кто вовлечен в этот взаимовыгодный проект.
В свою очередь, Си Цзиньпин напомнил, что за минувшие десять лет лидеры России и Китая провели 42 встречи, наладили хорошие деловые отношения и крепкую дружбу. Он пообещал, что Пекин готов сотрудничать с Москвой для защиты международной справедливости, а также способствовать миру и процветанию всей планеты. При этом председатель Си отмечает, что РФ и КНР взаимодействуют, всегда опираясь на коренные интересы народов двух стран, неуклонно обогащают двустороннее сотрудничество новым содержанием, воплощают ответственность крупных стран.
На переговорах главы двух стран совместно наметили курс дальнейшего развития отношений России и Китая, а также провели обмен мнениями по ряду важнейших международных и региональных проблем. Напомним, что не прошел и месяц с момента путешествия северокорейского лидера Ким Чен Ына в Россию, как последовал визит Путина в КНР. А нынешней весной Москву посетил Си Цзиньпин. За всеми этими поездками на Западе внимательно следят – некоторые тамошние аналитики полагают, что речь идёт о негласном формировании военного союза между Китаем, Россией и Северной Кореей. Западные эксперты полагают, что России интересны арсеналы и военное производство КНДР. Кроме того, Пхеньян выступает «прокси-площадкой», через которую легализуется прямое военно-политическое сотрудничество между Москвой и Пекином, только под северокорейской маркировкой.
Борьба за Индокитайский регион
Кроме того, знаковыми стали пекинские встречи В. Путина с президентом Лаоса Тхонглуном Сисулитом, премьер-министром Таиланда Сеттхой Тхависином и главой Вьетнама Во Ван Тхыонгом. Так, по словам таиландского премьера, во время встречи В. Путин подчеркнул, что между двумя странами поддерживаются и развиваются торговые отношения, культурные связи и сотрудничество во многих других областях. Только в этом году Таиланд посетили более миллиона российских туристов (правда, им туда приходится брать наличные деньги, так как таиландские банки, присоединившись к санкциям, отказываются принимать российские карточки). Тхависин рассказал, что глава государства выразил радость по поводу недавнего решения Бангкока о временном увеличении срока безвизового пребывания россиян в королевстве с тридцати до девяноста дней. «Мы очень хорошо поговорили», – подытожил Тхависин, добавив, что пригласил Путина побывать в Таиланде с официальным визитом.
В ходе беседы с вьетнамским коллегой Во Ван Тхыонгом российский лидер отметил, что, несмотря на сокращение торгово-экономического взаимодействия России и Вьетнама в минувшем году, за первые полгода 2023-го товарооборот вырос более чем на шесть процентов. «Отношения двух стран развиваются в дружеском ключе», – добавил он. Во Ван, в свою очередь, подчеркнул, что Вьетнам считает Россию приоритетным партнером во внешней политике. «Во Вьетнаме последовательно придают большое значение всеобъемлющему стратегическому партнерству наших стран, а также такой близости и такой тесной связи, которые существуют между нашими странами уже много лет», – сказал Во Ван, пригласив В. Путина посетить Вьетнам.
Эта информация тем более интересна, если учитывать, что в последнее время США предпринимают недюжинные усилия для того, чтобы перетянуть Вьетнам в сферу своего влияния. Ранее, в 2016 году, США сняли эмбарго на поставки своих вооружений во Вьетнам, а в сентябре 2022-го две страны договорились об установлении «стратегического партнерства». Такой дипломатический статус с Вьетнамом пока имеют лишь Россия (с 2012 года), Китай, Южная Корея и Индия. Также в сентябре стало известно, что США и Вьетнам ведут переговоры о заключении сделки о крупномасштабной поставке оружия. Предполагается, что, если эти переговоры успешно завершатся в течение следующего года, Вьетнам получит американские истребители F-16.
Уже само по себе обсуждение подобного контракта знаменует собой резкий поворот в отношениях двух стран спустя почти пятьдесят лет после завершения войны по Вьетнаме. Ежегодно эта страна тратит на импорт оружия около 2 млрд долларов, причём 80% поставок обеспечивает Россия, которую Вашингтон намеревается серьезно подвинуть на вьетнамском рынке. Кроме того, покупка Ханоем американских истребителей может вызвать раздражение Китая, у которого с Вьетнамом есть неурегулированный территориальный спор относительно принадлежности островов Спратли и Парасель в Южно-Китайском море, а также вод вокруг них.
Российский китаевед Руслан Карманов считает, что общение на высшем уровне с тремя самыми масштабными игроками региона Индокитая – Таиландом, Вьетнамом и Лаосом – является для Москвы невероятно важным. Основная причина, по его словам, – соперничество с США за этот регион. «Различные контакты и попытки перетягивания что Вьетнама, что Таиланда "в орбиту Запада" идут давно, но люди там опытные, и понимают, что их будут пользовать по старинке, как принято в колониальных схемах, поэтому разговоры есть, реальных проектов нет. Просто напомню, рассказы о, допустим, массовом переносе производств из Китая во Вьетнам – конечно же под американским руководством – насчитывают уже лет шесть. Фактаж – ну, найдите такие производства, попробуйте», – подчёркивает Р. Карманов.
Специалист добавляет, что Китаю очень нужен так называемый «Паназиатский железнодорожный проект» с отправной точкой в Куньмине. «Далее через побережье и весь Вьетнам до Хошимина, потом камбоджийский Пномпень, плюс вторая ветка через Лаос и до Бангкока, где обе соединяются – с прицелом на Цзяопяо во Мьянме. Это позволит и охватить хорошей логистикой весьма густонаселённый регион, и значительно сократить путь в Европу. Если дотаскивать грузы по практически прямой железнодорожной ветке до берега Мьянмы, то трасса ощутимо сокращается, плюс уходит фактор Малаккского пролива. Проект давнишний, торпедируют его со всех сторон, потому что он и китайскую логистику до ЕС ощутимо улучшит и удешевит, и Сингапур потеряет в статусе, но в общем какие-то движения идут. То, что все представители перечисленных стран лично пообщались с Путиным, и в крайне позитивном ключе – это очень хорошо. Влияние России на данный регион, уходящее корнями в ту же войну во Вьетнаме, необходимо удерживать. Больше России – меньше США», – заключает Карманов.
От дел азиатских – к делам европейским
Особое внимание привлекло общение В. Путина в Пекине с присутствовавшими там главами стран ЕС – венгерским премьером Виктором Орбаном и президентом Сербии Александром Вучичем. «Мы часто находимся на разных платформах совершенно, но это не мешает нам разговаривать и искать решение каких-то вопросов, каких-то проблем», – отметил В. Путин, рассказывая о своей встрече с Орбаном. А венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто говорит: из того, что прозвучало на встрече Путина и Орбана, можно сделать вывод, что, хотя тяжелая геополитическая обстановка в мире сохранится надолго, всё равно к ней надо приспосабливаться и искать возможности для развития.
Также журналистов заинтересовало то, что позиция В. Путина по разным вопросам будет напрямую донесена до президента США Джо Байдена, и это может возыметь глобальные последствия. Глава РФ в интервью китайским СМИ недавно отмечал, что Москва не отрицает возможности завершить украинский конфликт мирными средствами. В этом контексте существенен тот факт, что Си Цзиньпин после переговоров с Путиным планирует встречу с президентом США. «Это закрепляет статус Китая как второй сверхдержавы, способной если не решать, то хотя бы обсуждать сложные вопросы мировой политики со всеми лидерами. Тем более, что, кроме украинского кризиса, на повестке также будет и новое арабо-израильское противостояние, которое по меткому замечанию WSJ ослабляет США и Европу и работает на укрепление позиций России и Китая», – отмечает специалист-китаевед Максим Кузнецов.
А ведь по мнению В. Путина, высказанному им сразу по возвращении из Китая, о переговорах начинают задумываться и на Украине…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_______________________________
Фото: http://www.kremlin.ru