Мысль о том, что Афганистан является геополитическим проектом западной коалиции, поддержал системный аналитик Бактыбек Саипбпев. Он пояснил, что на территории ЦА возобновилась «большая игра», т. е. сегодня ситуацию в регионе формирует противоборство крупных геополитических держав. Соответственно, любые потенциальные угрозы следует рассматривать как возможный сценарий из тех, что описаны в книге Бжезинского «Великая шахматная доска». Они, эти угрозы, сейчас наполняются конкретикой и деталями: «Например, сейчас на территории Афганистана присутствуют группировки, которые «Талибан»* не контролирует, но вынужден терпеть по настоятельной «рекомендации» Запада. Это и перебазировавшийся из Сирии ИГИЛ*, в составе которого много этнических выходцев из Средней Азии, придерживающихся радикальных исламистских взглядов. Это и «Исламское движение Узбекистана», и другие формирования, для каждого из которых прописан свой сценарий, но их общая цель – дестабилизировать ЦА».
Одна группировка должна прорваться через Туркменистан в Прикаспий и захватить районы, богатые углеводородами. Вторая – через Узбекистан выйти в Фергану, чтобы создать там халифат. Третья – свергнуть власть в Таджикистане. «Дальше братья-мусульмане Средней Азии пойдут освобождать уйгуров в СУАР. И вот на юге России и на северо-западе Китая возникает огромная зона нестабильности. На фоне того, что РФ ведет специальную операцию на Украине, а у КНР назревает проблема Тайваня, разбираться со Средней Азией Москве и Пекину будет сложнее, и это будет идеальная ситуация для Запада. При этом не исключено, что дестабилизация начнется с Казахстана или Узбекистана. Мало кто обратил внимание, но в Узбекистане появилась ЧВК из Великобритании. Что ей там делать? Мне кажется, это повод задуматься. Может опять же обостриться и ситуация на границе Кыргызстана и Таджикистана», – отметил спикер.
В числе ключевых выгодополучателей такого развития событий он назвал британскую МИ-6 и ее сообщников из спецслужб США: «Не случайно после американцев в Афганистане осталось огромное количество оружия, но России и Китаю хорошо известны планы англичан и американцев. Соответственно, Москвой и Пекином предпринимаются попытки их нейтрализовать», – добавил Б. Саипбаев.
Как отметил эксперт по вопросам безопасности Динмухамед Алмамбетов, сегодня главную опасность для ЦА представляет группировка, которая находится под американским управлением в лице Абдула Гани Барадара: «Сегодня под его началом создано 4 учебных центра, где готовят боевиков для действий на центральноазиатском направлении, которое рассматривается нашими противниками как территория для подхода к южной границе России. Их задачей будет дестабилизация нашего региона, а также оказание помощи джихадской и шахидской группировкам, расположенным в Горно-Бадахшанском автономном округе. Т. е. планируется, что дестабилизация должна начаться в Таджикистане. Одновременное наступление этих сил ожидается в 2024 году».
Тот факт, что оставленное в Афганистане американцами оружие несет серьезную угрозу как для самих афганцев, так и для соседних стран, подтвердил экс-замминистра обороны, советник МО КР Мурат Бейшенов. Он напомнил, что, только по официальным данным, американцы затратили около $2 трлн за 20 лет своего присутствия в Афганистане. Из них $85 млрд – это стоимость «брошенного» оружия и техники: более 300 тыс. единиц стрелкового оружия, 42 тыс. пикапов, 8 тыс. грузовиков, 150 бронемашин, 800 БТР, 176 артиллерийских установок, а также вертолеты, том числе российские МИ-26, и американские «черные ястребы». Кроме того, там остались 7 транспортных самолетов «Геркулес» и бразильские штурмовики.
«Сегодня главным вопросом является степень боеготовности всей этой техники. Афганцы подобрали «ключи» уже к 20 вертолетам. И сейчас очень важно ответить на вопросы, как это оружие будет использоваться, куда оно будет направлено, и почему американцы вообще оставили такое количество оружия? Я думаю, у них были определенные цели. В этой связи мы должны серьезно задуматься над обеспечением своей безопасности, прежде всего, за счет ОДКБ. Для наших стран это объединение очень важно, потому что мы не можем сейчас самостоятельно обеспечить безопасность, в том числе своего воздушного пространства. Именно поэтому Россия сейчас вкладывает большие средства в этот блок. На данный момент осуществляется перевооружение базы в Канте, там появились новые вертолеты и самолеты», – поделился информацией полковник.
Военный эксперт Нурлан Досалиев, в свою очередь, отметил, что современный мир развивается по абсолютно новым, нестандартным направлениям: «Буквально вчера, когда мы говорили о Ближнем Востоке, то понимали, что он может вспыхнуть, и сегодня это произошло, обострив актуальность афганской проблемы. Я думаю, что события там начались не совсем запланированно для западной коалиции. Поэтому сейчас нам стоит ожидать абсолютно новых нестандартных решений со стороны США и их союзников по НАТО. Западные военные ведомства и специальные службы давно занимаются разработкой театра военных действий в Центрально-Азиатском регионе и имеют на его счет вполне конкретные планы и стратегии. И сегодня на фоне ближневосточной ситуации наш геополитический противник готов приступить к реализации планов, которые предусматривают действия по дестабилизации обстановки в регионе».
По его словам, есть ряд моментов, которые указывают на то, что сейчас подготовка театра военных действий идет полным ходом. Прежде всего, об этом говорит ситуация в информационном поле, например контент в социальных сетях: «Весь наш сегмент интернета искусственно наполняется антироссийским и антирусским контентом, провоцируются национализм и межнациональная вражда. Опять же искусственно казахи противопоставляются кыргызам, кыргызы – таджикам и т. д. Т. е. среди населения пытаются разжечь взаимную вражду, нетерпимость, национальное превосходство и т. д. Эти и другие негативные процессы можно назвать информационно-пропагандистской и психологической подготовкой будущего ТВД», – подчеркнул спикер.
При этом он отметил, что сегодня Средняя Азия глубоко сегментирована, учитывая, что за последние 30 лет республики региона прошли разную практику развития: «На силовые блоки наших стран оказывали влияние и США, и Евросоюз, и Турция, и Китай, и прочие. В итоге у государств региона нет четкой согласованной военной политики, оборонительной концепции. Россия нас пытается объединить в рамках ОДКБ, но в организации периодически возникают какие-то неуместные разногласия, отчего страдает вся наша система безопасности».
По словам эксперта, перед западной коалицией стоит задача снести все постсоветские государственные системы на территории Средней Азии. Однако «потенциал ни отрядов боевиков МТО в приграничных районах Афганистана, ни спящих ячеек на территории стран региона вкупе с национал-предателями в лице прозападных НПО не в состоянии одновременно погрузить в дестабилизацию всю Среднюю Азию. Это показали события 2022 года в Казахстане, ГБАО, Каракалпакстане».
Есть еще один момент, на который следует обратить внимание – это угроза биологического оружия: «Мы сейчас говорим о биологическом оружии, которое в обход Конвенций ООН разрабатывает США. Об этом уже открыто заявило руководство России и Китая: американское биологическое оружие обладает характеристиками избирательного уничтожения народов Евразии. И оно наверняка есть в Афганистане. Никто не даст гарантию, что американцы не создали на территории страны схроны биооружия, которое будет дистанционно приводиться в действие», – подчеркнул эксперт.
Он пояснил, что при помощи искусственно созданных очагов эпидемий в совокупности с боевыми действиями, голодом и другими лишениями искусственно может быть создана ситуация для мощнейшего миграционного потока, который сметет на своем пути границы, воинские формирования, рубежи обороны и даже государственный строй стран региона. «Поэтому республикам Средней Азии необходимо принять оперативные меры для создания совершенно новой единой структуры безопасности – с соседями по бывшему советскому лагерю – и начать формировать единую с Россией военно-оборонительную систему», – добавил Н. Досалиев, выразив тем самым мнение большинства участников прошедшего мероприятия.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram