Совет Федерации единогласно одобрил закон об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Как подчеркнула спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, Россия всегда выступала и выступает за создание реальной системы действующей международной безопасности – «единой и неделимой для всех на новых справедливых принципах». «В своё время ратифицировав договор, мы, естественно, проявили добрую волю, обозначили стремление внести свой вклад в глобальную безопасность и, естественно, рассчитывали на ответственные действия, в первую очередь, со стороны Соединенных Штатов Америки. Но Вашингтон за столько лет – а прошло 23 года – так и не ратифицировал договор и упорно постоянно игнорировал общую обеспокоенность», – отметила она.
Напомню, 5 октября, выступая на заседании клуба «Валдай», Владимир Путин предложил подумать об отказе от договора, а уже на следующий день спикер Думы Вячеслав Володин объявил о начале работы над документом. 18 октября нижняя палата отозвала ратификацию договора о запрете испытаний ядерного оружия.
Интересно, что не менее оперативно на предложение В. Путина среагировали в США. В день голосования в Госдуме был проведен подземный химический взрыв на полигоне в Неваде. Декларируемая цель – улучшить способности «обнаруживать ядерные взрывы малой мощности по всему миру».
«Эти эксперименты продвигают наши усилия по разработке новых технологий в поддержку целей США по нераспространению ядерного оружия. <...> Они помогут уменьшить глобальные ядерные угрозы за счет улучшения обнаружения подземных ядерных взрывных испытаний», – сообщила представитель Национального управления ядерной безопасности (NNSA) Кори Хиндерштейн.
Американцы уточнили, что для проведения эксперимента использовались химические взрывчатые вещества и радиоизотопные индикаторы. Можно ли назвать эти испытания ядерными – вопрос к узкопрофильным специалистам, в научной классификации речь идет о т. н. «субкритическом взрыве», когда происходит подрыв обычной взрывчатки вокруг минимального количества плутония, недостаточного для образования критической массы. Однако очевидно, что взрыв был произведен в качестве ответа на решение Москвы отозвать ратификацию ДВЗЯИ.
Договор был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 10 сентября 1996 года и открыт к подписанию 24 сентября того же года. Он устанавливает запрет на испытательные взрывы ядерного оружия и ядерные взрывы в мирных целях, который распространяется на все сферы нашей окружающей среды: на земле, под землей, под водой, в атмосфере, в космосе. Договор имеет бессрочный характер, при этом каждый его участник имеет право выйти из него в случае, «если он решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы».
Стоит отметить, что этот документ фактически в силу до сих пор не вступил, поскольку для этого необходимо, чтобы его ратифицировали 44 государства, обладающие ядерным оружием или потенциальными возможностями его создания. Из таковых его ратифицировали пока лишь 36. США, Китай, Египет, Израиль и Иран подписали, но не ратифицировали документ, а молодые ядерные державы: КНДР, Индия и Пакистан его и вовсе не подписали и проводили ядерные испытания уже после 1997 года.
Безусловно, сам факт сохранения юридической приверженности де-факто не работающему договору вызывал много вопросов, тем более что он не был ратифицирован ключевыми ядерными державами. Более того, договор запрещает только ядерные взрывы, совершенно не мешая испытывать новые средства доставки – баллистические ракеты, торпеды и т. д., способные нести уже испытанные и произведенные заряды, причем куда более эффективно, чем старые носители.
Необходимо отметить, что отзыв ратификации совершенно не означает выхода из договора. И тем более не означает, что выходящая страна (имеющая на это полное право) тут же начнет осуществлять ядерные испытания. Об этом говорили депутаты перед принятием соответствующего закона: Россия остается государством– членом ДВЗЯИ и не выходит из моратория на всеобщее запрещение ядерных испытаний. Собственно, и глава государства ранее говорил о том, что Москва не будет первой проводить ядерные испытания, если этого не сделает Вашингтон.
Но Вашингтон, судя по всему, это если еще не сделал, то готов сделать, так что у нас должны быть развязаны руки для ответных действий. Ведь основой ядерного сдерживания является паритет, а если одна из ведущих ядерных держав будет проводить новые ядерные испытания, ни о каком паритете речи быть не может.
Повторю, можно спорить о том, что именно произошло на днях в Неваде, можно ли это считать ядерным взрывом или нет. Тут есть пространство для маневра, так же как в истории со снарядами с обедненным ураном, которые не обладают такой же мощью, как классическое ядерное оружие, однако их применение несет сопоставимые последствия для окружающей среды.
К слову, если американцы скажут, что Россия первой начала, хочу напомнить, что это далеко не первый подобный инцидент. Субкритические ядерные взрывы осуществлялись американскими военными более 30 раз, их официальной целью назывался сбор научной информации, которая будет во многом способствовать «обеспечению безопасности и эффективности национального ядерного оружия», – таким образом изучалось поведение плутония под воздействием взрыва.
Простите, а для чего? Уж не для создания ли новых видов вооружения? То есть очевидно, что, хотя речь не идет о ядерных испытаниях в классическом смысле, она идет об их подготовке. А значит, и полноценные испытания новых зарядов не за горами.
Буквально недавно, в конце сентября, американская CNN сообщила, что США за последние годы построили новые объекты и прорыли новые туннели на своих ядерных полигонах. Чуть раньше о готовности США к проведению ядерных испытаний говорил заместитель постоянного представителя России в Женеве Андрей Белоусов. Он тогда отметил тот факт, что американцы совершенствуют и содержат в полной готовности инфраструктуру Невадского ядерного полигона, что может свидетельствовать о соответствующих намерениях.
Конечно, СNN писала также, что готовимся и мы, и Китай. Но мы-то никаких испытаний не проводили и не проводим и до сего момента возможности такой не рассматривали, разве что очень-очень гипотетически.
Стоит обратить внимание на две вещи. Первое: США не прекращали субкритических испытаний все годы с момента подписания ДВЗЯИ – при всех президентах, что опровергает распространенный тезис о том, что республиканцы больше склонны к бряцанию ядерным оружием, чем демократы. Действительно, за последние годы первым о серьезном отставании США в области ядерного оружия и необходимости модернизации оного заговорил в бытность президентом Дональд Трамп, кроме того, он был против продления ДСНВ. Байден хоть и продлил его, тем не менее при нем модернизация ядерного арсенала США продолжилась.
В марте 2022 года увидела свет последняя версия документа, регулирующего ядерную доктрину США – Nuclear Posture Review, в которой говорится о планах полной модернизации американской ядерной триады к началу 2030-х. Полным ходом ведется испытание гиперзвукового оружия. Ну а к современным носителям требуются не менее современные заряды, верно?
Второй момент: США последовательно подрывают архитектуру международной безопасности, разрывая создавшие ее на закате холодной войны договоры. Поскольку мы фактически вернулись к противостоянию с ними, то логично и прекращение этих договоров. Ведь очевидно, что США стремятся к тому, чтобы полностью развязать себе руки для новой гонки вооружений, включая ядерных.
Впрочем, судя по всему, они всерьез рассчитывают, что смогут нас этим шантажировать, добиваться согласия на их условия (такие, как подключение Китая к договорам, включение в списки на ограничение той номенклатуры вооружений, в которой они отстают). И оказываются весьма обескуражены и недовольны, когда оказывается, что это не так, а их «предложения» (а по сути, ультиматумы) не принимаются. Так было, к примеру, с договором СНВ-3, участие в котором мы приостановили в начале этого года.
Интересно, что это на них подействовало. Как сообщил замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, США передали России в неофициальной форме свои предложения по вопросам стратегической стабильности. Впрочем, в них, по словам С. Рябкова, нет ничего нового, Вашингтон по-прежнему не готов пересматривать свой фундаментально враждебный курс по отношению к России, пытаясь при этом вести диалог о безопасности, что сегодня уже невозможно.
Так что очевидно, что будут еще попытки шантажа, угрозы и новые уже полноценные ядерные испытания. Но мы к этому будем готовы.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram