16. До 2022 года формирование исторической памяти в Латвии носило двойственный характер. С одной стороны, государство проводило курс на обеление боевой и замалчивание карательной деятельности Латышского добровольческого легиона ваффен СС. С другой стороны, сохранялись памятники воинам Красной армии, погибшим при освобождении страны от немецко-фашистских захватчиков. Огромная часть населения Латвии свято хранило память о подвиге Красной армии, и Латвийское государство ничего не могло этому противопоставить.
Осуществленный в 2022 году по решению ультраправой политической элиты снос большинства символов антинацистской исторической памяти при сохранении памятников, установленных в честь Латышского добровольческого легиона СС, а также при официальном запрещении впредь праздновать день освобождения Латвии от немецко-фашистских захватчиков 9 мая привел к ситуации, когда противостояние антинацистско-пронацистской исторической памяти сменилось на единственно поддерживаемую государством пронацистскую историческую память.
После 1991 года важнейшей частью формирования новой исторической памяти также стала политика отрицания очевидных достижений, очернения и осуждения всего, что связано с пребыванием Латвийской ССР в составе СССР.
17. В период существования Латвийской ССР она в сравнении с Литвой и Эстонией была самой просоветской республикой. Это объясняется не только наличием в стране самой большой по численности русскоязычной общины в Прибалтике, но и существованием у латышей исторически тесных связей с Россией.
18. Ультраправые политические силы Латвии (Тевземей ун Бривибай/ЛННК - Все для Латвии) прекрасно понимают, что сохранение в стране численно большой русскоязычной общины представляет их власти серьезную угрозу. Пусть и не на политическом уровне, поскольку отстранение от выборов значительной части русскоязычного населения позволяет им уверенно сохранять власть, а на уровне нравственного и психологического неприятия русскоязычным населением сформировавшегося в стране русофобского и неонацистского политического режима. Отсюда и стремление ультраправых создать в стране обстановку психологического террора, направленного против национальных меньшинств с тем, чтобы добровольно-принудительно выдворить из страны как можно больше нелатышей. Ситуация с отказом продлевать ВНЖ (вид на жительство) для граждан России, проживающих в Латвии (речь идет о бывших гражданах и негражданах Латвии, которые по разным причинам вынуждены были принять гражданство России), преследует именно эту цель.
19. Этой же задаче отвечает и информационная политика Латвийского государства, крайне агрессивная по отношению к современной России.
После того как несколько лет назад Латвия запретила вещание на своей территории российских телевизионных каналов, которые до этого являлись основным источником информации о России для населения Латвии, возможности РФ предоставлять населению Латвии свой информационный контент резко сузились. Российские печатные СМИ также имеют здесь крайне незначительное распространение. Российские радиостанции на территории Латвии не вещают. Таким образом, страна в последние годы фактически отгородилась от информационного влияния России.
Однако это вовсе не означает, что такого влияния больше нет вообще. Сегодня главным источником информации о России для значительной части населения страны является не телевидение и радио Латвии, а интернет и возможность на российских интернет-сайтах бесплатно смотреть практически любые российские телеканалы, слушать любое российское радио и знакомиться с информацией практически всех российских печатных СМИ. Но эту возможность использует далеко не всё русскоязычное население. Представители старшего поколения во многих случаях оказались в информационном вакууме.
Латвийское государство прекрасно знает о том, что часть населения продолжает получать информацию о России при помощи российских интернет-сайтов и предупреждает пользователей о нежелательности посещать такие сайты.
В случае, если Латвийское государство примет решение блокировать упомянутые российские интернет-сайты, что вовсе не исключено, возможности для населения получать информацию о России из самой России, при том что поездки в Россию для жителей Латвии сегодня крайне затруднены, будут фактически сведены к нулю.
20. Ликвидировав после 1991 года и в 2000-е годы собственную развитую промышленность – основу трудовой занятости населения и создания продукта с высокой добавленной стоимостью, Латвия утратила не только экономический и финансовый, но и политический суверенитет. Сегодня в политическом отношении Латвия полностью зависит от США, а в финансовом отношении – от Европейского союза.
Ликвидация собственной промышленности и нескольких сотен тысяч рабочих мест, а также подавление прав национальных меньшинств, включая право на сохранение своей национально-культурной идентичности, предопределили массовую эмиграцию населения, глубочайший демографический кризис и быстрое сокращение общей численности не только национальных меньшинств, но и латышей.
Согласно официальной статистике, сегодня в Латвии проживает около 1,8 млн человек. При этом официальная статистика традиционно учитывает около 300 тыс. латвийцев, которые уже подолгу проживают за границей. Так что реальная численность населения сегодня едва ли превышает 1,5 млн человек (в 1989 году - 2666 тыс.).
21. Проводимую сегодня государством политику интеграции латвийского общества можно охарактеризовать формулой: Латыши – господа! Нелатыши – жизнь на коленях. Если кто-то с такой политикой не согласен, того в тюрьму или же вон из Латвии!
22. Государство расширяет применение репрессивных мер в отношении правозащитников, антифашистов и журналистов русскоязычных СМИ. Главная цель такой политики – запугать русскоязычное население, чтобы оно отказалось от сопротивления государственной политике строительства «латышской Латвии» при проведении правящей элитой курса на подавление прав национальных меньшинств и политическую и историко-культурную реабилитацию нацизма.
23. Латыши (русофобски настроенное меньшинство) или активно поддерживают антидемократическую национальную политику государства, или занимают позицию молчаливого согласия с этой политикой. Это объясняется не только русофобской и антироссийской пропагандой в латышских печатных и электронных СМИ, но также и тем, что на протяжении всех лет существования Второй Латвийской Республики государство обеспечивало более высокий уровень жизни латышей в сравнении с уровнем жизни нелатышей. Чиновники всех уровней, военнослужащие армии Латвии и солдаты местного ополчения (земессардзе), пограничники, сотрудники специальных служб, судьи, адвокаты, преподаватели гос. вузов и т. д. – это преимущественно латыши (95-98%), которые имеют высокую заработную плату и солидный пакет социальной защиты. Распределение госзаказов, финансируемых преимущественно за счет средств ЕС, также осуществляется среди предпринимателей-латышей.
* * *
Латвия, начиная с 15 октября 1991 года, является не демократическим государством, а государством с этнократическим режимом власти.
Формирование этнократического политического режима стало возможным после создания института массового безгражданства и имитации демократических выборов во все уровни власти.
Сформированная по итогам таких выборов политическая власть последовательно принимает направленные против национальных меньшинств, т. е. расистские законы, главная задача которых – обеспечить претворение в жизнь основных постулатов идеологии «латышской Латвии».
Одновременно, начиная с 1991 года, в Латвии открыто пропагандируется идеология нацизма, которая после уничтожения в 2022 году символов антинацистской исторической памяти и запрета праздновать 9 мая День Победы над нацистской Германией стала единственной основой государственной политики формирования исторической памяти.
Политика этнократического политического режима после 1991 года привела к резкой депопуляции населения, поставив под угрозу перспективу существования не только национальных меньшинств, но и латышской нации.
В случае реализации планов Европейского союза по своему дальнейшему расширению к 2030 году за счет присоединения Албании, Боснии, Косово, Македонии, Черногории, Сербии и Украины («Будущее Украины – в нашем Союзе», – заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем ежегодном обращении к Европарламенту в Страсбурге 14 сентября 2023 г.) это может привести к существенному сокращению или даже полному прекращению финансирования Латвии со стороны ЕС, а это, в свою очередь, неизбежно приведет к резкому падению уровня жизни всего населения Латвии, в том числе уровня жизни латышей, и созданию условий для радикальных политических перемен.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram