Председатель Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр считает, что растущие связи между Китаем и Россией повышают риски в Арктике. Во второй половине октября он заявил, что НАТО все больше беспокоит китайское судоходство по российскому Северному морскому пути (СМП) и возможность того, что коммерческие и научные интересы Пекина могут стать предвестниками китайского военного присутствия в Арктике, т. к., мол, «наивно рассчитывать только на коммерческое использование».
Стремление Китая стать крупным игроком в Арктике долгое время сдерживалось его соседом – Россией, которая, по словам авторов The Wall Street Journal, «тщательно оберегала свою доминирующую роль в этом регионе». Теперь же «вместе со льдом, сковывающим северный полюс Земли, сопротивление Москвы начинает таять». Причина, по мнению ведущего бизнес-издания США, озвученному в начале октября, состоит в том, что западные санкции заставили Россию в большей степени опираться на Китай для поддержки своей экономики, военных действий и достижения давних целей по освоению Арктики. Именно поэтому, оказавшись после начала СВО на Украине в изоляции со стороны ряда западных стран, Москва обращается за помощью к Пекину, чтобы переправить больше нефти на Восток по полярным маршрутам.
Пользуясь этими обстоятельствами, Китай укрепляет свои позиции как в Арктике, так и на севере России. По мнению небезызвестного со времен холодной войны Джеймстаунского фонда, Москва давно заявляла, что роль Китая в развитии СМП является центральной частью их стратегического сотрудничества. Несмотря на это, Кремль не может быть полностью доволен недавним масштабом расширения деятельности Пекина в Арктике. Российские комментаторы и официальные лица в последние несколько лет все чаще выражают обеспокоенность по этому поводу. Однако после саммита Си Цзиньпина с Владимиром Путиным в марте 2023 года российские аналитики опубликовали меньше статей о действиях Китая в Арктике. Это отражает трудное положение, в котором находится российское руководство в связи с международными санкциями, а правительство В. Путина все более жестко реагирует на заявления, которые бросают вызов основным направлениям его внешней и внутренней политики.
В то же время, по мнению американских специалистов по холодной войне, научные исследования Китая могут иметь большее значение в долгосрочной перспективе, поскольку это дает Пекину шанс проложить свой собственный курс в Арктике. Этот, совершенно другой арктический морской путь, Китай может проложить севернее российского СМП. Благодаря ему КНР могла бы функционировать в качестве перевозчика по линии Восток-Запад в Арктике, независимого от России.
В период летней навигации Пекин уже направил свой самый современный ледокол Snow Dragon 2 для создания временной исследовательской базы на 84-й параллели к северу, далеко за пределами тех мест, где проходит СМП. В связи с этим специалисты Jamestown Foundation уже выражают надежду на то, что проводимые китайцами исследования позволят улучшить прогноз погоды и картографирование региона – две возможности, необходимые для открытия Дальнего Севера для судоходства. Что, в свою очередь, позволит китайским судам свободно и бесконтрольно проходить за пределы территорий, строго контролируемых Россией, и может стать основой для оспаривания территориальных претензий Москвы в Арктике.
В данном контексте необходимо особо отметить, что американцы, недавно (в конце сентября – начале октября) сами проведшие свой ледокол «Хили», входящий в состав Береговой охраны США, севернее российского Северного морского пути, в последнее время стремятся педалировать тему «желтой угрозы» в Арктике как можно активнее. С явным акцентом на то, что Китай может проложить совершенно другой арктический морской путь к северу от СМП и таким образом станет функционировать в роли перевозчика Восток-Запад в Арктике, независимого от России.
В чем здесь подвох, помимо понятного желания Вашингтона стравить Москву и Пекин на арктической теме?
Во-первых, не совсем понятно, зачем китайцам в принципе прокладывать «второй Северный морской путь»? Ведь Россия и так прилагает максимум усилий, чтобы обустроить первый и на данный момент единственный СМП. В перспективе уже ближайших лет там появятся новые ледоколы, новая спасательная инфраструктура, будет развернута спутниковая группировка. Все это позволит сделать навигацию в регионе еще безопаснее, а коммерческий трафик – еще более предсказуемым. И в значительной степени все это делается как раз для обеспечения транзитных перевозок Восток-Запад, что пойдет на пользу того же Китая и его торговли с Европой.
Во-вторых, если китайцам все же захочется организовать свой высокоширотный транзит севернее СМП, это станет для них крайне сложным вызовом, в т. ч. с технической точки зрения. Пекину потребуются не только ледоколы (озвучить планы о создании флота из нескольких мощных атомоходов с судами обеспечения на словах – это одно, а создать его – совершенно иное дело, тем более что и по этим планам китайцы смогут обзавестись таким флотом только через пару десятилетий), но и инфраструктура, охватывающая, помимо прочего, собственные спасательные и прочие службы. Все это делает саму идею проекта, и так рискованную в принципе, еще и весьма затратной.
В-третьих, исследователи отмечают, что долгосрочные планы властей КНР действительно включают в себя проникновение в Арктику, закрепление за Пекином некой особой роли в регионе, богатом ресурсами и имеющем важное геополитическое и транзитно-транспортное значение. При этом китайцы совершенно не имеют какой-либо особенной «привязанности» к России. Если по каким-то причинам они посчитают, что выгоды от выстраивания своей логистики в Арктике перевесят издержки от дальнейшего сотрудничества с РФ, то без особых колебаний отойдут от него. Но и в этом случае они вряд ли будут создавать свой собственный «китайский СМП-2». Скорее, выбор может быть сделан в пользу пресловутого «размывания суверенитета», подрыва эксклюзивного статуса России в арктических акваториях.
В-четвертых, из-за того, что правовая позиция российской стороны в данном вопросе, к сожалению, пока все еще небезупречна, высока вероятность того, что в перспективе Пекин будет предпринимать попытки договориться об условиях работы на российском СМП китайских ледоколов (прежде всего атомных), которые к тому моменту уже станут в строй. В то же время как китайские перевозчики, поддерживаемые всей мощью мягкой силы и дипломатии Пекина, будут последовательно претендовать на особенный статус, близкий к национальному. И вот эта перспектива как раз является для России более угрожающей, чем возможная прокладка китайцами «второго Северного морского пути».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram