Дальневосточный путь белорусского экспорта – скорее «дорога жизни», чем фантазия - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.09.2024 |

Дальневосточный путь белорусского экспорта – скорее «дорога жизни», чем фантазия

Белоруссия уже не первый год живет под санкциями стран ЕС, США и их союзников. Рестрикции затронули практически все сферы жизнедеятельности белорусской экономики, нарушив ее привычное функционирование. Один из наиболее болезненных ударов Запад нанес по экспорту республики, в первую очередь продукции нефтехимического комплекса и калийным удобрениям. В данном случае главным инструментом стал запрет на использование прибалтийских портов белорусскими компаниями, которые вплоть до 2022 года переваливали через морские гавани Литвы и Латвии до 90% своей продукции, идущей на внешние рынки. После начала специальной военной операции на Украине перед Минском оказалось закрыто и южное направление, что подтолкнуло белорусскую сторону к более решительному поиску новых путей вывоза своих товаров, теперь уже через Россию.

Необходимо отметить, что о необходимости диверсификации экспортных потоков в Минске говорили давно, однако вплоть до 2020 года серьезных шагов в этом направлении не предпринимали. Это было обусловлено отсутствием экономической целесообразности, так как прибалтийское направление всегда было самым быстрым и дешевым, а Россия не могла, а в некоторых случаях и не желала идти на уступки своим белорусским партнерам. Позиция Москвы начала меняться только в последние годы, когда стало очевидно, что Россия и Белоруссия нуждаются друг в друге для преодоления последствий введенных против них санкций. В результате начались активные переговоры о возможности наращивания сотрудничества по перевалке белорусских товаров через российские порты и не только в балтийском регионе.

В итоге в 2022 году Белоруссия сумела экспортировать через порты РФ 6,1 млн тонн своих товаров, а к осени текущего года – уже больше 8,5 млн тонн. К настоящему времени белорусские компании наладили работу с 20 российскими морскими гаванями, главными из которых являются порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга, где переваливается около 80% грузов из Белоруссии. Минск планирует довести объемы экспорта через Россию по итогам 2023 года до 17-18 млн тонн, при этом планы белорусской стороны на будущее связаны не только с морскими гаванями Балтийского моря, но и портами Мурманска, юга России и Дальнего Востока. Причем последнее направление сегодня многим в Белоруссии видится одним из наиболее перспективных.

О необходимости более плотно работать с Дальним Востоком в белорусской столице начали говорить еще несколько лет назад, а в мае 2022 года губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев открыто пригласил белорусскую сторону зайти «в крупные логистическо-транспортные проекты и в портовую инфраструктуру, и в складские проекты». Это предложение не могло остаться не замеченным, так как в Минске всегда выступали за более тесное развитие с российским регионами, особенно, если оно приносит выгоду обеим сторонам. В случае же с практически полным закрытием западного направления Белоруссии стало крайне важным нарастить свое присутствие на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе через Дальний Восток России.

Стоит заметить, что дальневосточное направление для Белоруссии не является чем-то новым. Этот регион давно рассматривается белорусскими властями как один из наиболее перспективных с точки зрения не только транзита товаров, но и прямого сотрудничества. Например, Минск планирует нарастить сюда поставки своих продуктов питания и автомобильной техники. Однако в белорусской столице все же смотрят на сотрудничество с регионом гораздо шире, прекрасно понимая, что Дальний Восток является самым востребованным хабом для грузов из Китая, Тайваня, Юго-Восточной Азии, Кореи, Японии и в обратном направлении. Именно через него открывается самый простой путь выхода белорусских товаров на рынки Азии.

Вместе с тем реализация планов Белоруссии по наращиванию своего экспорта через Дальний Восток ранее была затруднена вследствие более высоких тарифов и нехватки мощностей в регионе для обработки товарного потока. Для сравнения: ранее 40-футовый контейнер по маршруту Шанхай – Клайпеда (Литва) – Минск оценивался в границах $5100-5500, а его доставка занимала 45-55 дней в зависимости от ситуации на белорусско-литовской границе. В то же время при транспортировке через Дальний Восток средняя стоимость такого груза по маршруту Шанхай – Минск составляла $6500, а среднее транзитное время – 50-60 дней. Именно поэтому в последние два года Минск и Москва упорно работают над вопросом регулирования железнодорожных тарифов, которые бы могли позволить нарастить сотрудничество, по примеру того, как это было сделано на балтийском направлении. В нынешнем году это даже дало свои результаты, когда двусторонние комиссии сумели добиться скидок для Белоруссии от 10% до 40% в зависимости от направления.

Кроме того, несмотря на сложности технического характера, еще в 2022 году в железнодорожном сообщении от терминалов Дальнего Востока был запущен ряд новых прямых маршрутов: прямой поезд в Минск от Владивостокского порта и Восточной стивидорной компании в Находке. Одновременно все дальневосточные губернаторы в своих встречах с представителями Белоруссии подтвердили, что через порты региона можно переваливать больше грузов и даже в нынешнем состоянии они готовы удвоить, а с учетом коридора Северного морского пути и утроить морские перевозки. К слову, использовать СМП для перевалки белорусских товаров, в том числе и в направлении Дальнего Востока, Минску предложили в Магадане и Владивостоке, а в белорусской столице выразили готовность к сотрудничеству.

Вместе с тем сегодня речь идет не только о том, чтобы Белоруссия могла просто использовать имеющиеся на Дальнем Востоке портовые мощности. Минск рассчитывает принять участие в различных логистических проектах, которые уже ведутся или планируются в регионе. Например, в Приморске должен быть построен многопрофильный портовый комплекс «Приморский УПК», в рамках которого предусмотрено создание терминала для перевалки минеральных удобрений мощностью до 7 млн тонн с перспективой увеличения. При этом, как отмечал ранее белорусский посол в РФ Дмитрий Крутой, именно с Приморьем сегодня находится в стадии проработки проект, который по примеру балтийских или беломорских портов может предоставить Белоруссии возможность либо создать свой собственную морскую гавань, в том числе с участием российской стороны, либо организовать отдельные мощности для белорусского экспорта.

Именно этот вопрос был одним из главных в проходивших в начале ноября во Владивостоке переговорах заместителя председателя правительства Приморья Николая Стецко и представителей межведомственной экспертной группой Белоруссии. По словам российского чиновника, стороны обсудили возможности использования портовых мощностей для выстраивания новой логистики белорусского экспорта, а Минск уже приступил к определению контрагентов в морских портах Приморья, «чтобы сотрудничать и перевозить еще большие объемы грузов как для своего государства, так и экспортируемые из Белоруссии».

Конечно, сегодня для официального Минска крайне важны любые возможности для расширения логистики доставки своего экспорта на внешние рынки. При этом с учетом того, что Белоруссия в настоящее время на практике приступила к диверсификации своей внешней торговли в направлении азиатского региона, порты Дальнего Востока начинают приобретать для белорусской стороны важный характер. Особенно если помнить, что республика по-прежнему рассчитывает сохранить за собой одну из ключевых ролей в китайской инициативе «Один пояс – один путь». Более того, в Минске считают, что из-за политики Запада центр тяжести экономики России и Белоруссии уже начал свое смещение на Восток, а потому Минску и Москве необходимо действовать совместно.

Пожалуй, главной проблемой для сотрудничества РБ с Дальневосточным регионом, в том числе и в сфере транзита товаров, сегодня остается вопрос транспортировки и ее стоимости. Ранее в Минске сообщали, что для решения проблемы готовы даже построить порт в Мурманске и по Северному морскому пути добираться со своими товарами до Дальнего Востока. Однако пока такой проект остается лишь в виде идеи, а стороны все еще не смогли договориться о тарифах на перевозку по железной дороге на взаимоприемлемых условиях. Как отмечают аналитики, в данном случае тормозом масштабного расширения сотрудничества между странами является техническая неготовность в самой России. Порты Дальнего Востока слишком популярны и без белорусских товаров, а их мощностей, как и железной дороги в регионе, уже давно не хватает. Поэтому неслучайно Владимир Путин называл суммы в триллионы рублей, которые в обозримом будущем должны решить ряд транспортно-логических вопросов в регионе.

В любом случае тот факт, что Минск уже сегодня готовится закрепить за собой место в морских гаванях Дальнего Востока, говорит о том, что в Белоруссии не рассчитывают на возращение своего экспорта на Балтику как минимум в обозримом будущем. Это означает, что российские порты, в том числе и Дальневосточного региона, так или иначе станут для белорусских товаров еще одной «дорогой жизни», соединяющей республику с внешними рынками.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1320
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика