Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин 1 ноября провел очередной прием граждан по вопросам, вызванным преступлениями, которые совершены мигрантами. Внимание, уделяемое этой проблеме главой ведомства, говорит об обострении миграционной ситуации, вызывающей в обществе растущее напряжение.
Прием, который происходил в формате видеоконференции, был посвящен «мигрантской» преступности в двух граничащих между собой российских регионах – Саратовской и Самарской областях, последняя из которых недавно оказалась в центре громкого скандала в связи с нападениями мигрантов на несовершеннолетних и угрозами в адрес губернатора. Сама по себе локализация миграционных проблем в этих регионах отнюдь не случайна. Будучи расположенными на границе с Казахстаном, который служит «перевалочным пунктом» в ходе миграций между Россией и странами Средней Азии, эти регионы оказались для мигрантов своего рода «въездными воротами». На их территории оседает значительная часть направляющихся в РФ выходцев из СА, что привело к заметному обострению миграционных проблем.
С 15 по 17 октября в Самаре, по информации регионального следственного управления СК, произошло несколько конфликтов между подростками и мигрантами, в числе которых присутствовали несовершеннолетние и малолетние. В ходе этих конфликтов несколько участников драк получили телесные травмы. К 20 октября были задержаны несколько участников этих столкновений. Следственным управлением СК по Самарской области был возбужден ряд уголовных дел по ст. 116 (побои), 112 (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и ст. 213 (хулиганство) Уголовного кодекса РФ.
Наиболее же примечательным стало уголовное дело, возбужденное в связи с оскорблением представителя власти (ст. 319 УК РФ). Оскорбления содержались в видеороликах с ненормативной лексикой и комментариями произошедшего, которые были размещены в сети несовершеннолетними мигрантами.
«Самарский инцидент» крайне показателен, представляя собой прообраз подобных конфликтов, которые в будущем могут произойти в других регионах РФ. По сведениям местной прессы, первый конфликт между мигрантами и подростками произошел 16 октября на территории парка Победы. Причем мигрантам, по свидетельству очевидцев, было от 18 до 30 лет, тогда как местным подросткам – от 8 до 15. На следующий день стало известно о возбуждении силовиками уголовного дела по статье «хулиганство». Вечером 17 октября мигранты толпой избили двух местных молодых людей недалеко от входа в подъезд дома в Можайском переулке. Их повалили на землю и наносили удары руками и ногами, после чего одному из пострадавших в больнице наложили 20 швов. Драка была снята камерой наружного наблюдения, благодаря чему инцидент получил широкую огласку в социальных сетях.
18 октября стало известно, что некоторых участников массовой драки в парке Победы задержали. Председатель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин потребовал доклад об этом инциденте. 20 октября пресс-служба Следственного управления СК по Самарской области сообщила о задержании семи участников драки, с которыми в общей сложности по уголовному делу было проведено более 150 следственных действий, включая опросы подозреваемых, потерпевших и свидетелей преступлений, осмотры мест происшествий, изучение записей с камер видеонаблюдения и т. п.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, ссылаясь на органы внутренних дел, оценил конфликт как бытовой, оговорившись, что жестокость нападавших на подростков заслуживает самой суровой оценки. Помимо стремления предотвратить обострение межнациональных отношений, причиной такого заявления стало нежелание «разорвать взаимовыгодное сотрудничество между регионом и дружественными государствами», под которыми имелись в виду среднеазиатские страны СНГ.
Такая сдержанность руководителя региона, судя по всему, лишь подстегнула правонарушителей. После этого в сети появилось несколько роликов, где несовершеннолетние дети выходцев из Таджикистана в оскорбительной форме высказывались в адрес губернатора Самарской области. В связи с появлением этих роликов и было возбуждено уголовное дело по обвинению в оскорблении представителя власти.
Как выяснилось, авторами этих заявлений оказались два брата из Таджикистана, одному из которых исполнилось 9, а другому – 12 лет. По данным депутата Госдумы Александра Хинштейна, в Самаре они проживали одни, без родителей, постоянно устраивая драки. Старшего из них задержали, но поскольку он еще не достиг возраста уголовной ответственности, поместили в центр временного содержания мигрантов. Председатель общественной организации «Региональная национально-культурная автономия таджиков Самарской области» Сунатуло Назриев от лица диаспоры принес извинения пострадавшим, однако разрядить ситуацию это уже не помогло.
Обострение миграционной ситуации в Самарской области выглядит отнюдь не случайным. По притоку мигрантов она занимает первое место в Приволжском федеральном округе, существенно опережая все остальные регионы. По данным за прошлый год, в среднем по Приволжскому округу на 1000 человек местного населения было зарегистрировано 55 иностранных граждан, тогда как в Самарской области этот показатель был в 1,6 раза больше и достигал почти 90. Если в среднем по округу мигранты составляли 5,5% от численности местного населения, то в Самарской области – почти 9%, что близко к тому пределу, за которым наступает миграционный кризис (10%). Сопоставимая с ней миграционная нагрузка наблюдалась лишь в Татарстане (84,3 мигранта на 1000 населения), но там отношения выходцев из Средней Азии с местным населением оказались более спокойными, по-видимому, из-за высокой численности мусульман среди местных.
Помимо Самарской области, высокий показатель миграционной нагрузки за прошлый год демонстрирует Нижегородская область (72,8), где о подобных конфликтах пока не известно. Возможно, что в случае с Самарой заметную роль сыграло географическое расположение региона на границе с Казахстаном, способствующее оседанию на его территории выходцев из Средней Азии. При этом в Саратовской и Оренбургской областях, также занимающих пограничное положение, уровень миграционной нагрузки (соответственно 39 и 49,4 иностранца на 1000 местных жителей) в 1,5-2 раза ниже. Во всех остальных регионах Приволжья миграционная нагрузка соответствует средней по федеральному округу или же заметно ниже ее (Кировская область – 22, Марий Эл – 23,4, Башкирия – 36,4), что говорит о менее заметном присутствии мигрантов и отсутствии условий для возникновения конфликтов, подобных самарскому.
Из самарских (да и не только там) событий следует как минимум три вывода:
1) увеличение числа инокультурных мигрантов до того уровня, за которым следует наступление миграционного кризиса (повторим: 10% от численности местного населения), неизбежно влечет за собой обострение миграционной обстановки и перерастание «бытовых» противоречий в межэтнические;
2) ни первое, ни второе поколение мигрантов, прибывших в Россию, как и в странах Западной Европы, особого желания ассимилироваться не демонстрирует, зато агрессивно ведет себя по отношению к местному населению в случае различных конфликтов, отстаивая свое «место под солнцем»;
3) выходы из стран Средней Азии в России, совершая правонарушения, даже значительные, перестали бояться представителей силовых структур, считая, что никакого серьезного наказания с их стороны ждать не стоит. К сожалению, думать так им дает основание примиренчество, допускаемое правоохранителями во многих случаях из «лучших» побуждений. Все это свидетельствует об утрате российскими властями контроля над иммиграцией населения из азиатских стран СНГ, нарастание которой ведет к возникновению локальных миграционных кризисов.
О серьезности ситуации, складывающейся с преступностью мигрантов, свидетельствуют цифры, приведенные 25 сентября главой Следственного комитета России на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики. А. Бастрыкин сообщил, что количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами в России за январь – июль, выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 8,5 до почти 11 тыс. Многие происшествия с участием мигрантов, заключил А. Бастрыкин, «обусловлены нежеланием либо неспособностью адаптироваться среди местного населения и вызывают широкий общественный резонанс. Существенной проблемой все чаще становится возникновение анклавов, которые формируются в крупных мегаполисах и нередко представляют угрозу для местного населения. Замкнутый характер этнических структур препятствует скорой интеграции мигрантов в социум».
Главой Следственного комитета РФ принято решение создать специальные следственные группы, в задачи которых будет входить расследование преступлений в сфере миграции.
Как свидетельствует статистика МВД, «иностранная» (главным образом со стороны мигрантов) преступность – один из немногих видов преступлений, который по итогам января-сентября демонстрирует рост (на 0,9%, в том числе по гражданам стран СНГ – на 1,4%). И это в условиях некоторого сокращения притока мигрантов, зафиксированного в первом полугодии органами МВД.
При этом надо иметь в виду, что борьба с «мигрантской» преступностью в текущих условиях означает борьбу со следствием, а не с причинами, которые лежат в области существующей миграционной политики.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram