Власти Республики Молдова, похоже, прорабатывают вариант, предполагающий окончательный демонтаж переговорного формата «5+2» по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. Напомним, что этот формат был создан в 2002 году и сейчас включает в себя Россию, Украину и ОБСЕ как посредников, США и ЕС как наблюдателей и, наконец, сами стороны конфликта – Молдову и Приднестровье. Сегодня это – главная международная площадка для ведения переговоров между Кишиневом и Тирасполем.
В последнее время формат «5+2» все чаще подвергается атакам со стороны первых лиц в Кишиневе. Так, в сентябре спикер парламента РМ Игорь Гросу заявил, что переговорная площадка нефункциональна и что ее «необходимо переосмыслить». В основу нового подхода, по словам Гросу, должны быть положены совместные действия Молдовы и Украины для «быстрого урегулирования ситуации вокруг Приднестровья». То есть, говоря простыми словами, Приднестровью предлагается объявить ультиматум.
В октябре тему продолжила уже президент Молдовы Майя Санду. Сначала она представила проект новой стратегии национальной безопасности РМ, сказав, что «решение конфликта на Днестре должно быть достигнуто при активном участии Европейского союза». Затем президент РМ вслед за Гросу объявила формат «5+2» недееспособным, заявив, что «страна-агрессор» (по мнению Санду, это Россия) «не может выступать посредником в конфликте». И подытожила: в новом формате урегулирования ЕС должен играть гораздо более важную роль. Само собой, этот новый формат должен быть уже без Москвы.
В ноябре И. Гросу вновь вернулся к молдавско-приднестровской теме, добавив, что «о реанимации формата «5+2» не может быть и речи, он устаревший и контрпродуктивный».
Со стороны отдельных политических аналитиков, симпатизирующих власти, звучат предложения ввести в процесс молдавско-приднестровского урегулирования Румынию с той идеей, чтобы через нее косвенно вошло и НАТО в целом. «Такой новый формат (Молдова, Украина, Румыния) не устроит лидеров Приднестровья, но это их проблема», – заявил, например, недавно экс-советник президента Петра Лучинского Анатол Цэрану.
Отметим, что вся эта риторика со стороны молдавских правых, тесно связанных с Бухарестом, с точки зрения содержания не нова. В 2022 году и президент Санду, и вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян тоже время от времени утверждали, что формат «5+2», дескать, «устал», что его придется пересматривать и так далее. Эти разговоры поутихли после того, как в январе нынешнего года послы РФ и США в Молдове Олег Васнецов и Кент Логсдон практически одновременно заявили о необходимости сохранения и активного использования формата «5+2» для мирного разрешения конфликта на Днестре.
Однако сейчас мы видим новую волну, с новыми акцентами: риторика властей в Кишиневе становится жестче, они выступают не только против существующего механизма переговоров, но и с призывами «избавиться от сепаратистского режима, который много лет поддерживает Москва». Стремясь демонтировать формат «5+2», Кишинев прямо говорит о своих целях: исключить тем самым Россию из числа посредников в процессе урегулирования, а Приднестровье лишить той политической субъектности, которую дает ему переговорный формат, и сделать его безгласным «объектом урегулирования». Все это происходит на фоне продолжающихся совместных военных учений Национальной армии Молдовы с подразделениями НАТО и США, в том числе и элитными.
***
Говоря о том, что формат «5+2» нефункционален, молдавское руководство ссылается на то, что Россия и Украина находятся в состоянии военного конфликта и потому их трудно сейчас представить за одним переговорным столом. Но здесь оно лукавит. Справедливости ради надо отметить, что формат не действовал и до начала специальной военной операции на Украине, еще с конца 2019 года. И тормозила его работу именно молдавская сторона.
Началось все с того, что в октябре 2019 года тогдашний вице-премьер РМ по реинтеграции Василий Шова сорвал подписание итогового протокола Братиславского раунда совещания в формате «5+2». А затем переговорная площадка просто не собиралась: в сентябре 2020-го и в октябре 2021 года Кишинев без особых объяснений потребовал заседания перенести, и в результате они так и не состоялись. То есть встречу формата «5+2» не удавалось организовать даже раз в год, хотя 11 лет назад, когда на бумаге были закреплены принципы и процедуры ведения переговоров, все стороны согласились с тем, что заседания должны проводиться не менее шести раз в год.
При этом эрозия тех соглашений, которых удалось достичь в формате «5+2», началась тоже еще до СВО и тоже по вине молдавской стороны. Так, в сентябре 2021 года возникла транспортная блокада, когда Украина перестала пропускать через свою границу автомобили с приднестровскими номерами. Этот шаг стал следствием договоренностей, достигнутых президентами Молдовы и Украины Майей Санду и Владимиром Зеленским. До этого, в 2019 году, у приднестровских предприятий появились серьезные сложности с открытием счетов и проведением расчетов в молдавских банках.
То есть отнюдь не российско-украинские боевые действия были причиной того, что формат «5+2» перестал работать. Кишинев подрывал формат и раньше, сейчас же он пытается воспользоваться ситуацией, чтобы форсировать этот процесс.
С начала 2022 года ситуация в отношениях между РМ и ПМР, в том числе и с исполнением ранее подписанных договоренностей, только ухудшается. В ноябре 2022 года Молдова вышла из соглашения по телекоммуникациям, которое могло бы позволить сторонам наконец восстановить прямую стационарную и мобильную телефонную связь. За пять лет это соглашение, ставшее одним из результатов, в том числе и работы в формате «5+2», так и не было реализовано.
С февраля прошлого года для Приднестровья начали создаваться новые проблемы. Молдова препятствовала и препятствует ввозу в ПМР некоторых категорий импортных товаров. Среди них – лекарства и медоборудование.
А с августа нынешнего года, когда, видимо, в Кишиневе было решено начать новый этап слома переговорного процесса, сложности возникли уже и для приднестровского экспорта, в частности для поставок машиностроительной продукции. Для предприятий из ПМР вернули плату за таможенное оформление экспорта и импорта в Молдове, а также молдавские экологические сборы. Это нарушение договоренности, которая была достигнута еще в 2014 году.
На фоне таких шагов и звучат декларации президента РМ Санду и спикера парламента Гросу о том, что формат «5+2» «устаревший». Очевидно, тактической целью Кишинева может быть следующее: разрушить все конкретные договоренности в этом формате, а затем объявить, что он полностью потерял свое содержание.
***
Рассуждения молдавских властей о необходимости какого-то нового механизма урегулирования, без России и Приднестровья, базируются на одной предпосылке. Такой механизм, по их мнению, может появиться в определенном геополитическом контексте, а именно после «победы Украины в войне с Россией».
Однако эта предпосылка становится все более шаткой. Практически всем очевидно (даже в Киеве), что никакой «победы Украины» быть не может. Запад не только начал уставать от Украины, но уже и не стесняется об этом говорить открыто. Даже в США перед надвигающимися президентскими выборами все сильнее голоса тех, кто призывает сократить или закрыть украинский кейс и вообще нелестно отзывается об этой стране.
Сегодня трудно точно предполагать, как и чем в итоге окончится специальная военная операция России на Украине. Но время все больше работает на Москву, и примерно через год Кишинев, скорее всего, увидит, что никакого «нового геополитического контекста», о котором мечтают нынешние власти, не существует. Возможно, тогда и посол США в РМ вновь заявит, что альтернативы формату «5+2» нет.
Некоторые молдавские аналитики, которых не заподозришь в симпатиях к Приднестровью и России, предвидят нечто подобное. Экс-вице-премьер РМ по реинтеграции Александр Фленкя, например, прямо говорит, что «через год, когда Россия решит экзистенциальные для себя задачи, без нее уже никак не найти долгосрочного решения приднестровского конфликта».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram