Более пятой части земель Центральной Азии непригодны для использования. Это новые данные Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Как страны решают глобальную проблему, на встрече в Самарканде обсуждают эксперты почти из 200 стран.
В Самарканде появился новый парк. Его разбили участники конференции со всего мира и посадили там полторы тысячи саженцев – символический шаг к спасению земли.
«Только реальными делами можно остановить гибель земли. Рад, что могу внести свой вклад в озеленение Самарканда, потому что знаю, как это важно. Я сам из Гаити, у нас проблема засухи стоит очень остро», – рассказал сотрудник министерства экологии Едер Аудате.
Актуальна она и для Центральной Азии. В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане пятая часть земель уже непригодна для того, чтобы выращивать сельскохозяйственные культуры и пасти скот.
«Одна из таких экологических катастроф находится здесь, в Аральском море. Этот когда-то большой пресноводный резервуар, который мы по ошибке назвали морем, частично заполнен песчаными дюнами. Трагедия, разыгравшаяся всего за одно поколение. Пора оценить насколько деградировала наша земля, насколько разрушена наша экономика», – рассказал исполнительный секретарь Конвенции по борьбе с опустыниванием ООН Ибрагим Тиау.
80% территории Центральной Азии – это степи и пустыни. Земли уничтожает не только засуха и дефицит воды. Прежде всего, природе вредит сам человек, говорят эксперты.
«Это может быть или неосторожная мелиорация, например, когда у нас поливают земли, потом поднимаются грунтовые воды, и происходит засоление. В Узбекистане и Казахстане мы видим это сплошь и рядом. Пастбища – тоже характерная система для стран Центральной Азии. Если на них выгнать больше скота, чем это пастбище может нести, произойдет угнетение этих пастбищ, обогащение их сорными видами или вообще ликвидация растительности», – рассказал главный научный сотрудник института географии Российской академии наук Герман Куст.
В Самарканде представители ООН озвучили последние данные. Больше всего истощенных земель – в Узбекистане: три миллиона гектаров. Пыль и соль, которые поднимаются со дна Аральского моря, губят всю флору.
«У нас хватает засоленных земель, а это усугубляет проблему. Ее решить можно фактически только одним инструментом. Это облесение. Если мы делаем систему полос или просто увеличиваем облесенность территорий, это значит, уменьшается скорость ветра, а в связи с уменьшением скорости ветра уменьшается соле-пыле-перенос», – отметил заведующий сектором селекции, семеноводства и питомнического хозяйства Среднеазиатского научно-исследовательского института лесного хозяйства Евгений Ботман.
Лесов в Узбекистане почти нет. Правительство взялось за решение этой проблемы. План до 30-го года увеличить лесные площади до 16%.
«Раньше мы такие работы выполняли всего лишь на площади 15-16 тысяч гектар. Если мы такими темпами продолжали бы работу, то нам понадобилось бы примерно более 100 лет», – рассказал главный специалист агентства лесного хозяйства при министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана Хаджимурат Талипов.
Узбекским биологам приходится искать самые эффективные методы высадки растений в пустыне. Например, семена распространяют с дельтапланов в капсулах. Так они не разлетаются на ветру, а точно попадают в песок и прорастают.
«Эти все работы выполняются в условиях без полива. Там чисто песчаная пустыня. Просто чтобы добиться его высокой приживаемости, надо придерживаться агротехнологий. Для этого мы посев делаем в конце ноября, когда начинается дождевой сезон, и до марта», – рассказал главный специалист агентства лесного хозяйства при министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана Хаджимурат Талипов.
Эксперты уверены, что можно восстановить и плодородие земель. Главное – не экономить на исследованиях и внедрении передовых технологий.
«Только за четыре года мир потерял 100 миллионов гектаров полезных земель. Но мы можем остановить этот процесс. Для этого страны должны выполнить свои обязательства и до 30 года восстановить больше миллиарда гектаров земель», – рассказал главный научный сотрудник Конвенции по борьбе с опустыниванием ООН Баррон Орр.
В «зеленые» проекты по всему миру вложено порядка пяти миллиардов долларов. Прогресс есть. В Казахстане на четверть увеличили площади орошаемых земель, в Кыргызстане переходят к рациональной системе использования пастбищ, Туркменистан планирует до 2025 года восстановить 160 тысяч гектаров земель. Достигнута только половина поставленных целей.
Источник: МИР 24