Двусторонние отношения между Арменией и Россией находятся в жесточайшем кризисе, и пока нет ясности в том, когда и как этот кризис будет преодолен. К сожалению, во многом прерван политический диалог не только между различными структурами исполнительной власти, но и между парламентариями. Обмен мнениями и оценками между различными экспертными группами также находится на низком уровне и недостаточно интенсивен.
Нестыковок и разногласий скопилось достаточно много. Мы обратимся здесь только к нескольким основным из них и покажем, как они видятся из Еревана.
В частности, утверждается, что в 2021-2022 гг. Армения трижды обращалась в структуры ОДКБ для поддержки своей территориальной целостности, поставленной под угрозу в результате агрессивных действий Азербайджана в 44-дневной войне в Карабахе осенью 2020 года, по ходу которой Баку взял под свой контроль свыше 150 кв. км армянской территории. ОДКБ посчитала эти события «пограничным инцидентом» и результатом недемаркированной и неделимитированной границы. Осенью 2022 года члены ОДКБ не смогли прийти к согласию по тексту совместного заявления, в котором бы осуждались агрессивные действия Азербайджана. Главные причины отсутствия консенсуса: Казахстан и Киргизия в той или иной степени поддерживают Азербайджан, Россия же пожелала остаться нейтральной. Правда, ОДКБ выразила готовность направить вооружённых наблюдателей на условную границу Армении с Азербайджаном.
Далее, 19-20 сентября ВС Азербайджана провели «локальную антитеррористическую операцию» в Нагорном Карабахе, тем самым нарушив режим прекращения огня, установленный трехсторонним заявлением лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 года. Российский миротворческий контингент (РМК) не мог препятствовать этой операции ввиду ограниченности своего правового статуса и боевых возможностей. В результате, как известно, свыше 100 тысяч армян из Нагорного Карабаха бежали по Лачинскому коридору в Армению. Лидеры бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской республики при не до конца прояснённых обстоятельствах были арестованы азербайджанскими властями и находятся в тюрьмах Баку. Если верить сообщениям Международного Красного Креста, в Нагорном Карабахе осталось всего несколько десятков армян.
У руководства Армении и всего армянского общества возникли к руководству России вопросы по поводу бездействия РМК, который должен был обеспечить безопасность армянского населения. Сентябрьским событиям предшествовала более чем 9-месячная блокада Лачинского коридора со стороны ВС Азербайджана. Коридор, согласно трехстороннему соглашению, должен был оставаться под контролем РМК. В России эти обвинения не принимают, указывая на неоднократные признания Николом Пашиняном территориальной целостности Азербайджана в границах бывшей советской республики на европейской переговорной площадке. Однако, как говорят в Ереване, данное обстоятельство не отменяло вышеупомянутого трехстороннего соглашения и не означало согласия армянской стороны на режим прекращения огня и тем более на изгнание армянского населения.
Еще одним фактором, обострившим отношения Армении и России, стала ратификация Арменией Римского статута Международного уголовного суда (МУС), как известно, выдавшего ордер на арест президента РФ. По дипломатическим каналам Москва предупредила Ереван о том, что это рассматривается как крайне недружественный шаг в отношении России. Армения объяснила, что приняла решение о ратификации для того, чтобы начать соответствующее судебное преследование Азербайджана и его руководства в связи с оккупацией Баку части армянской территории. Ереван также предложил Москве (аналогичное предложение было сделано и Вашингтону) подписать соответствующее соглашение, которое бы обеспечивало неподсудность или невозможность преследования российских должностных лиц на территории Армении. Россия не ответила на эту инициативу и, если верить словам некоторых депутатов Федерального Собрания, не намерена это делать и впредь.
Как и её западные конкуренты в регионе, Москва лоббирует заключение мирного договора между Азербайджаном и Арменией на своей политической площадке, настаивая, что, согласно п. 9 вышеупомянутого трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, контроль за коммуникациями между «материковым» Азербайджаном и Нахичеванской автономией должен оставаться за Пограничной службой ФСБ России. После исхода армянского населения из Нагорного Карабаха в Ереване полагают, что данный документ более не актуален, т. к. де-факто разорван со стороны Баку, а потому контроль за этой коммуникацией должен оставаться за Арменией.
К этому добавились проблемы с поставками оружия и боеприпасов из России в Армению, которые, по утверждению Еревана, были уже оплачены (контракты более чем на 400 млн долларов). Премьер Н. Пашинян заявил, что срывы поставок нацелены на принуждение Армении к отказу от независимости, государственности и территориальной целостности, а потому руководство страны было вынуждено заниматься аутсорсингом в этой сфере на западном направлении.
Соответственно, вышеупомянутая конфигурация противоречий стимулировала руководство Армении искать поддержку на Западе, в европейских структурах, членом, либо партнёром которых она была. По нашей субъективной оценке, правительство Пашиняна при проведении своей политики на европейском направлении в целом руководствуется политико-правовыми документами, заключёнными его предшественниками. В то же время в течение последнего года были достигнуты и новые договоренности. В частности, с 20 февраля 2023 г. запущена двухлетняя Гражданская миссия ЕС в Армении (EUMA), являющаяся калькой соответствующей миссии на Украине. Пока общее количество исключительно гражданского персонала EUMA около 100 человек, однако количество «невооружённых наблюдателей» будет расти. Оперативный штаб миссии ЕС располагается в Ехегнадзоре (административный центр Вайоц Дзора). Формальная цель миссии – стабилизация ситуации в приграничных районах Армении, укрепление доверия и безопасности людей в пострадавших от конфликта районах и обеспечение условий, способствующих нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном при поддержке ЕС.
23 октября Ереван и Париж подписали соглашения о сотрудничестве в военной сфере, включая модернизацию оборонных средств ВС Республики Армения, продажу ей оборонительных вооружений, обучение и подготовку личного состава, обмен опытом, консультативную поддержку и ряд других направлений.
13 ноября в Лондоне по итогам стратегического диалога между Арменией и Великобританией было принято совместное заявление, в соответствии с которым Лондон поддержит цифровизацию и модернизацию государственных услуг в Армении, улучшение гендерного равенства в полиции и вскоре начнет работу по поддержке потенциала управления её границами для решения проблем безопасности и миграции. Согласно документу, «армяно-британское оборонное сотрудничество… продолжает расширяться, увеличивая число офицеров Вооруженных Сил РА, Министерства обороны и полиции, проходящих обучение английскому языку, курсы руководства и лидерства для старшего и младшего командного состава Великобритании, а также пакеты многонациональных миротворческих операций и разминирования».
Глава МИД Армении Арарат Мирзоян и министр по делам Европы Соединенного Королевства Лео Докерти отметили, что в последний период диалог между странами активизировался, и это говорит об их готовности поднять партнерство на качественно новый уровень
Таким образом, разворот Еревана на Запад, прежде всего в сторону Европы, достаточно очевиден. Нельзя, конечно, не видеть и ослабление российской военной силы в регионе, а также то обстоятельство, что из-за СВО на Украине Россия не желает открывать для себя «второй фронт» на Южном Кавказе (очевидно, что ее провоцировали к этому на армяно-азербайджанской границе и в Нагорном Карабахе). «Второй фронт» на Южном Кавказе для Москвы почти наверняка означал бы столкновение с Азербайджаном и Турцией, что явно не входит в ее планы. Кроме того, в условиях многочисленных санкций эти две страны являются важными торгово-экономическими партнёрами России.
В этой связи было бы наивно полагать, что коллективный Запад не использует сложившуюся ситуацию и усугубляющийся кризис в армяно-российских отношениях для продвижения своих интересов на Южном Кавказе. Можно предположить, что с уходом РМК из Карабаха Россия утеряет роль доминирующего игрока в регионе. Тем более что Грузия вот-вот получит статус кандидата в ЕС, в то время как Баку является военным союзником прежде всего Анкары, а не Москвы. Армения же сейчас все больше ориентируется на Брюссель.
Всё это – элемент большой геополитической игры по вытеснению России из Южного Кавказа и Центральной Азии.
Как к роли Еревана в этой игре относятся в Москве? Было бы необъективно не упомянуть и об этом. 15 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила следующее: «Рассматриваем последние заявления и шаги армянского руководства – включая отказ премьер-министра Н.В. Пашиняна участвовать в предстоящей сессии СКБ ОДКБ в Минске, «откровения»… А.В. Григоряна (секретарь Совбеза Армении. – Ред.) насчет «евроинтеграции» или «внеблокового статуса» Армении, расширение поставок в республику западных вооружений, внезапную «дружбу» Еревана с киевским режимом – как звенья одной цепи. Только это цепь порабощения, а не разрыв сковывающих кандалов».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram