«Пояс и путь» – ЕАЭС: интеграционному сближению нужна правовая база - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

«Пояс и путь» – ЕАЭС: интеграционному сближению нужна правовая база

Сопряжение известной внешнеэкономической инициативы Китая «Один пояс – один путь» (ОПОП), включающей до 60 стран вместе с КНР, и интеграционных процессов в ЕАЭС способно сформировать общее трансконтинентальное экономическое пространство. Такова позиция государственных деятелей, многих экспертов КНР и стран Союза. Пожалуй, максимальную эффективность сопряжения обеспечит идентичность интеграционных задач и способов их решения в рамках ЕАЭС и ОПОП. Как и предотвращение конкуренции за роль «первой скрипки» в формировании упомянутого пространства.

На днях по этой проблематике высказался Лю Сюй, замдиректора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Народного университета КНР. А именно: сопряжение с ЕАЭС инициативы «Один пояс – один путь», которую мы называем высшим звеном китайской экономической дипломатии, – очень важный вопрос. На пространстве ЕАЭС уже сформировалась тенденция к интеграции в области и в сфере услуг».

По мнению эксперта, поскольку ЕАЭС с инициативой «Пояс и путь» объединяют «совместные задачи, их сопряжение позволит создать единый рынок». Соответственно, «можно обеспечить взаимное снижение пошлин, создать более благоприятные условия для товаропотока», да и в финансовой сфере сопряжения ОПОП-ЕАЭС «существуют определенные возможности».

Отмечена экспертом также высокая активность в сотрудничестве ЕАЭС и КНР в Центрально-Азиатском регионе. Поэтому, как отмечает Лю Сюй, «сопряжение «Пояса и пути» с ЕАЭС – прекрасная возможность как для КНР, так и для центральноазиатских стран с учетом вызовов и жестких западных санкций».

Тенденции 2020-23 гг. подтверждают сопрягаемость ОПОП с ЕАЭС. За означенный период, по имеющимся оценкам, торговля между ЕАЭС и КНР увеличилась более чем на 25%; число совместных проектов российской и китайской сторон со странами Центральной Азии возросло примерно на 15%. Доля национальных валют во взаимных расчетах уже превысила 65%, причем до 80% в нацвалютных взаиморасчетах ныне приходится на юань и российский рубль.

Кроме того, РФ, Туркменистан и Узбекистан в целом обеспечивают основную часть растущего спроса Китая на природный газ; доля российских поставок нефти в китайском нефтеимпорте уже превышает 20%. А эти поставки увеличиваются и через Казахстан. Плюс к тому примерно на 35% всего ассортимента взаимной торговли ЕАЭС с КНР распространяются к настоящему времени пониженные экспортно-импортные пошлины.

       

В то же время в 2021 г. ЕЭК исключила Китай из перечня стран, экспорт которых облагается сниженными пошлинами или освобождается от них по ряду поставляемых товаров. Не менее 15% ассортимента китайского промышленного экспорта в РФ-ЕАЭС, прежде всего в категории товаров химпрома и металлургической-трубопрокатной отраслей, обложено антидемпинговыми пошлинами (то есть повышенными пошлинами из-за поставок по ценам, которые ниже цен на внутрисоюзном рынке). Разумеется, Китай периодически вводит ответные меры. Такие «дуэли» едва ли ускоряют сопряжение ОПОП с ЕАЭС.

Тем временем ряд китайских экспертов отмечают, что сегодня, во-первых, в стоимости внешнеэкономических связей КНР доля коллективного Запада по-прежнему превышает 40%, а РФ-ЕАЭС (в целом) – в 4,5 раза ниже. Причем не менее 70% в ЕАЭС-экспорте приходится на различное сырье и полуфабрикаты, в то время как в экспорте-импорте с Западом доминирует высокотехнологичная и в целом готовая продукция. И эти показатели трудно изменить в обозримой перспективе.

А во-вторых, почти во всех 60 странах ареала «Пояса и пути», в том числе в центральноазиатских, активно сокращаются или вообще отменяются ограничения не только на импорт из КНР, но также на получение Китаем преобладающего участия в сырьевых, промышленных и инфраструктурных отраслях этих стран. Вдобавок КНР регулярно вводит новые торговые и кредитные льготы для тех же стран.

С учетом этих факторов Пекин, по оценкам китайских экспертов, становится «решающим игроком» и в центральноазиатском ареале ОПОП, поэтому КНР сможет чуть ли не диктовать выгодные ей условия сопряжения «Пояса и пути» с ЕАЭС.

Трансконтинентальные коридоры в рамках ОПОП  

Как отмечает китайский аналитик Хао Ван, Центрально-Азиатский регион занимает ключевое место в евразийских планах Пекина, «включая связывание запада Китая с Южной Азией, Ближним Востоком и Европой, что позволит снизить зависимость от удалённых морских путей». Например, экономический коридор Китай - Центральная Азия - Западная Азия, по данным эксперта, «создается, чтобы связать Китай с Персидским заливом через Иран и через Турцию с греческим портом Эгейского моря Пирей». То есть в обход России. Делается это в связи с тем, что маршруты экономического пояса в рамках ОПОП «к коридору в Турции  через Казахстан и Каспийское море  значительно сокращают путь китайских товаров на рынки Ближнего Востока и Европы».

Кроме того, еще до официального запуска ОПОП в 2013-м, как уточняет Хао Ван, богатые ресурсами и не имеющие выхода к морю соседи из Центральной Азии были первым выбором Пекина в диверсификации импорта углеводородов. В настоящее время китайские компании контролируют четверть добычи нефти в Казахстане, и Пекин заинтересован в росте импорта оттуда нефти, поставляемой по сравнительно низким ценам. Вдобавок почти весь экспортный природный газ из этого региона направляется в Поднебесную по трем газопроводам, построенным с привлечением в основном китайских кредитов/инвестиций. Кроме того, пишет Хао Ван, Киргизстан, Таджикистан и Казахстан также являются с начала 2000-х «всё более важными поставщиками редкоземельных металлов, используемых в КНР для производства высокотехнологичных изделий, в том числе оборонного назначения».

Напоминает эксперт и о том, что для Киргизстана основным кредитором по льготным кредитам является государственный Эксимбанк Китая – «ключевой банк в финансировании ОПОП. За 2011-21 гг. сумма долга компаний Киргизстана перед Эксимбанком повысилась более чем в 5 раз». А для Таджикистана в общем объеме кредитов (не только льготных) от зарубежных государств минимум 70% тоже приходится на Эксимбанк Китая. 

В свою очередь, китайский аналитик Ли На, исследуя экономико-географическое целеполагание ОПОП, также отмечает весомую роль нефтегазового фактора. Поскольку к 2030 г. КНР будет импортировать около 85% потребляемой им нефти и не менее 65% природного газа. Соответственно, в нефтегазовой сфере с участием КНР ныне реализуется, по данным эксперта, 100 проектов в 25 странах, включая почти все центральноазиатские, Иран и Пакистан, более чем на 200 млрд долл.

В целом реализация ОПОП-проекта будет означать для Китая, как отмечает Ли На, «существенное расширение сферы своего влияния в Евразии, а как максимум – установление экономического контроля над крупнейшими транспортными путями и гегемонию на континенте с населением более 4 млрд чел.». Учитывая же мирохозяйственную роль Евразии, усиление позиций Китая в регионе «повлечет рост его влияния в мире в целом».

При этом эксперт отмечает негативное отношение к этим планам у Вьетнама (из-за споров с КНР по статусу Южно-Китайского моря и его ресурсов) и особенно Индии, недовольной растущей политико-экономической активностью КНР в соседних с ней странах. 

Заметим, что Индия, не включенная (как и Вьетнам) в ОПОП, сформировала к концу 2023 г. – причем совместно с США, Саудовской Аравией, Израилем и ЕС – межрегиональную инициативу, косвенно включающую страны Центральной Азии. В противовес китайской ОПОП.

Отражают ли эти оценки сверхзадачу «Пояса и пути», пока трудно сказать. Но реальную сопрягаемость ОПОП с ЕАЭС целесообразно зафиксировать не столько в декларациях, сколько в комплексном соглашении (или в пакете соглашений) ЕАЭС с КНР. А еще лучше  между всеми государствами-участниками ЕАЭС/ОПОП. Пожалуй, только в этом случае будет обеспечено общее политико-экономическое пространство Большой Евразии, равноправное для всех стран-участниц.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1785
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика