Ситуация вокруг Организации Договора о коллективной безопасности в последние годы приобрела довольно непростой характер. С момента своего организационного оформления в 2002 году ОДКБ зачастую воспринималась как на Западе, так и некоторыми его участниками как формальная структура, позволяющая лишь обмениваться мнениями по тем или иным вопросам региональной безопасности. Даже участие миротворческих сил ОДКБ в процессе нормализации ситуации в Казахстане в начале 2022 года кардинальным образом не изменило отношения к организации, а в последнее время многие и вовсе стали говорить о ее системном кризисе.
Поэтому сегодня всерьёз назрел вопрос о том, насколько Организация способна развиваться дальше, а также готова ли она и ее члены стать чем-то большим, чем площадкой для политических заявлений без конкретных действий на практике. Именно это, по сути, и стало центральным вопросом в прошедших в Минске 22-23 ноября мероприятиях объединения: совместного заседания Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств ОДКБ, а также сессии Совета коллективной безопасности.
Еще до проведения встреч в Минске вокруг них возникло множество вопросов, в первую очередь связанных с позицией Армении. Ереван в последние годы, пожалуй, больше всех в ОДКБ высказывал недовольство организацией, в том числе в связи с ее позицией по конфликту в Нагорном Карабахе. В частности, еще в ноябре 2022 года армянский премьер Никол Пашинян не стал подписывать совместную декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ из-за отсутствия политической оценки «агрессии Азербайджана» против суверенитета его страны. В мае нынешнего года он заявил, что ОДКБ не реагирует на просьбы прислать мониторинговую миссию, из-за чего у него складывается впечатление, что организация «уходит из Армении». При этом Пашинян отмечал, что страна может приостановить членство в ОДКБ, после чего в Ереване решили продемонстрировать на практике свое отношение к организации.
В ноябре пресс-секретарь армянского премьер-министра Назели Багдасарян официально заявила, что в телефонном разговоре с президентом Белоруссии Александром Лукашенко Н. Пашинян сказал о том, что не сможет прилететь в Минск, и «выразил надежду, что партнеры по ОДКБ отнесутся к этому решению с пониманием». Позже о своем отказе ехать в белорусскую столицу сообщили главы армянских МИД и Минобороны Арарат Мирзоян и Сурен Папикян. При этом в Ереване отметили, что такой шаг был сделан для того, «чтобы дать себе и ОДКБ время подумать о дальнейших планах».
Премьер Пашинян и вовсе открыто сообщил, что Армения «ищет и находит» других союзников по безопасности, потому что нынешние партнеры, «в том числе по объективным причинам, не имеют возможности продавать оружие и боеприпасы». Правда, сегодня армянские власти все еще не заявляют о своей готовности выйти из ОДКБ, а в Минске и Москве довольно спокойно отнеслись к армянскому демаршу. Как отметил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, вне зависимости от позиции Армении, ОДКБ «все равно сохраняет свою актуальность», а Лукашенко, со своей стороны, посоветовал Пашиняну «не торопиться, не принимать поспешных решений, а серьезно обдумывать следующие шаги, которые могут быть направлены на дезинтеграцию».
Несмотря на действия Армении, происходившее в Минске 22-23 ноября стало свидетельством того, что ОДКБ, как бы его ни хоронили недоброжелатели, продолжает жить и имеет перспективу выйти на совершенно новый уровень развития.
В частности, руководство внешнеполитических ведомств, министерств обороны и Совбезов стран-участниц ОДКБ собрались вместе 22 ноября. Главной целью саммита был «обмен мнениями о военно-политической обстановке в зоне ответственности Организации и сопредельных регионах, обсуждение итогов многостороннего сотрудничества в рамках ОДКБ и перспектив дальнейшего развития системы коллективной безопасности Организации». По итогам заседания было подписано порядка 20 документов в военно-политической сфере, в частности касающихся миротворческих контингентов стран ОДКБ, а также дополнительных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности Организации.
Кроме того, главы МИД стран ОДКБ приняли заявление об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства, а также выступили за прекращение конфликта на Ближнем Востоке, который должен быть разрешен на основе резолюций ООН путем создания двух государств. Общий же тон встречи был довольно простой: ситуация в сфере международной и региональной безопасности продолжает ухудшаться, а главным виновником этого является Запад и его явно агрессивная политика, на которую необходимо реагировать сообща.
Вместе с тем заседание глав МИД и Совбезов стран ОДКБ было лишь прологом для главного события ноября – сессии Совета коллективной безопасности. На ней присутствовали президенты: Белоруссии – Александр Лукшенко, Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Киргизии – Садыр Жапаров, России – Владимир Путин и Таджикистана – Эмомали Рахмон. При этом отказ от участия в саммите представителей Армении никак не отразился ни на атмосфере проведения мероприятия, ни на его итогах. Как отметил глава белорусского МИД Сергей Алейник, все решения саммита ОДКБ в Минске будут легитимны, несмотря на отсутствие армянской стороны.
Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе
Согласно плану мероприятия, на обсуждение в узком составе были вынесены вопросы об актуальных проблемах международной и региональной безопасности, а также основных итогах деятельности ОДКБ в межсезонный период. Кроме того, на пленарном заседании были рассмотрены приоритетные направления деятельности Белоруссии в период председательства в ОДКБ. Однако, как обычно и происходит на подобных мероприятиях, главные заявления прозвучали во время выступлений лидеров стран, которые были абсолютно едины во мнении, что ОДКБ должно продолжать развиваться, превращаясь в настоящий инструмент региональной безопасности.
В частности, А. Лукашенко, рассказав об итогах председательства Белоруссии в Организации, отметил, что «наша организация остается неотъемлемым элементом обеспечения безопасности ее государств – членов и евразийского региона в целом». При этом белорусский лидер подчеркнул, что сегодня «надо проанализировать основные тенденции развития военно-политической обстановки в зоне ответственности ОДКБ и в мире в целом» и найти «новые решения по укреплению безопасности наших государств». В этой связи он вспомнил про позицию Армении и отметил, что проблемные вопросы надо обсуждать за столом переговоров, а не совершать демарши.
Кроме того, Лукашенко прошелся по вопросам как регионального, так и международного характера, напомнив о попытках Запада «подмять под себя весь мир». Белорусский лидер говорил и о ядерном оружии, дающем «право голоса», и о проблеме бесконтрольного перемещения вооружения через Украину, и о необходимости установления «устойчивого и долгосрочного мира на Южном Кавказе», акцентировав при этом внимание на необходимости усиления ОДКБ именно на этом направлении. Главным в заявлениях Лукашенко было то, что он пытался убедить членов Организации в необходимости единства и сплочения, поскольку у них этого «пока по максимуму не хватает».
Не менее масштабным было и выступление В. Путина, который также много говорил о ситуации в мире и отношениях в рамках ОДКБ. Российский лидер отмечал, что пятерка стран ОДКБ (Армения, действительно, была крайне неактивной) за последний год провела серьезную работу, способствующую «укреплению ключевой миссии ОДКБ как региональной оборонительной структуры, ответственной за поддержание мира и стабильности на обширном евразийском пространстве». Путин также отметил совместные усилия по совершенствованию коллективных сил быстрого развертывания и оперативного реагирования, а также сообщил о проведении операции «Наемник» по борьбе с терроризмом. Обратил внимание президент РФ и на то, что в 2023 году получили развитие контакты ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества и СНГ. При этом, как и ранее, В. Путин не мог обойти и идеологическую составляющую, выразив уверенность, что все страны Организации будут готовиться к тому, чтобы «достойно отметить в 2025 году 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, а уже в следующем, 2024-м – 80-летие освобождения Белоруссии и 80-летнюю годовщину снятия блокады Ленинграда».
Выступление президента Казахстана в этот раз было связано не только с проблемами регионального характера, хотя именно им он посвятил большую часть своей речи. К.-Ж. Токаев отметил необходимость борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и торговлей наркотиками. В этой связи он выступил с предложением уделить особое внимание подготовке военных кадров и раскрытию потенциала миротворческого контингента. Помимо всего прочего, он говорил о «стремительно нарастающей деградации международной обстановки», напряженной ситуации по периметру зоны ответственности ОДКБ, а также обратил внимание на непростую ситуацию на Ближнем Востоке и в Афганистане. При это казахстанский лидер подчеркнул, что «ОДКБ показала свои успехи как авторитетная военно-политическая организация» и перед ней «стоят новые задачи, которые должны соответствовать конструктивному настрою ее государств-участников».
Аналогичные слова прозвучали и со стороны главы Киргизии. С. Жапаров коснулся ситуации на Ближнем Востоке и в Афганистане, а также проблем евразийского региона. При этом он отметил, что в сложившейся ситуации важно углубление взаимодействия государств-членов ОДКБ по поддержанию мира, международной и региональной безопасности. Кроме того, президент Киргизии выразил надежду на то, что Организации «на основе совместных усилий и конкретных действий в будущем удастся эффективно противостоять нынешним вызовам и угрозам».
Необходимо подчеркнуть, что итогом саммита стали не только слова лидеров стран ОДКБ о том, что у Организации есть потенциал для дальнейшего развития, но и подписание полутора десятков документов, которые на практике подтверждают стремление членов объединения сделать решительный шаг вперед. В частности, были приняты положения об объединенном пресс-центре, о структуре Объединенного штаба и назначении на должность его начальника представителя России генерал-полковника Андрея Сердюкова, о бюджете организации на 2024 год и т. д. Важнейшими же документами стали Декларация Совета коллективной безопасности ОДКБ, где была выражена позиция по актуальным проблемам международной безопасности, а также решение о мерах по развитию системы кризисного реагирования организации и о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности. Все это свидетельствует о том, что страны Организации Договора о коллективной безопасности не собираются останавливаться на достигнутом и готовы идти вперед. Более того, стало понятно, что как бы ни высказывали свои претензии к ОДКБ в Армении, никто в Ереване пока не планирует препятствовать развитию Организации и готовы утвердить принятые в Минске решения. И вполне вероятно, что армянские представители все-таки будут присутствовать на последующих мероприятиях ОДКБ, в том числе и на следующем заседании Совета коллективной безопасности, которое должно будет пройти в четвертом квартале 2024 года в Астане.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
__________________________________
Фото: http://www.kremlin.ru