В ноябре Вашингтон предпринял очередную атаку на российский нефтяной экспорт. Курирует мероприятие Минфин США, из которого судовладельцы из 30 государств получили предписания отчитаться за перевозку российской нефти в обход западных санкций. Санкций – отметим особо – незаконных.
ВТО и ООН, как обычно, предпочли не замечать откровенного нарушения международного права и самих принципов свободной торговли. Впрочем, США и ранее не особо принимали во внимание их мнение – шла ли речь об односторонних санкциях или военных преступлениях американской армии. Москва тоже не проявила публичной активности, вероятно, считая очередное предписание Минфина США исключительно проблемой получателей этого спама и самого Вашингтона.
Белый дом не скрывает политической подоплёки своей новой атаки на российский нефтяной экспорт. Цель – ослабить Россию экономически, и не только в контексте СВО. Украинское поле битвы – лишь частный случай глобального противостояния, в котором решается вопрос ликвидации подчинённой интересам коллективного Запада однополярной модели мироустройства.
Минфин США в нынешней истории апеллирует только к интересам своей страны и исключительно к её правовым нормам. Всем получателям рассылки американского министерства – в Греции и Индии, Турции и других странах – предписано отчитаться перед Вашингтоном за исполнение санкций США.
Традиционно для таких случаев возникло два круга вопросов. Один из них сводится к наказаниям нарушителей западных санкций. В 2022 году лидеры G7 решили, что никто не смеет покупать у России нефть дороже $60 за баррель. Теперь выяснилось, что многие не только посмели, но и не собираются даже извиняться. Причём участвовали в схемах по обходу западных санкций в том числе и западные судовладельцы.
На пресечение действий отступников направлен 12-й пакет санкций Евросоюза, который США дополнят своими санкциями. В этом нелёгком деле Брюсселю и Вашингтону предстоит решить целый комплекс проблем – от мотивации отдельных членов ЕС (в частности, Венгрии) до минимизации негативных последствий для себя. Рост цен на моторное топливо и сырьё для химпрома (не такого прибыльного, как знаменитый украинский «Химпром», но всё же) не нужен ни Джо Байдену к финалу президентской кампании 2024 года, ни донорам бюджетов ЕС и Британии.
Второй круг вопросов связан с действиями России по преодолению этих санкций. Традиционно российский бизнес при поддержке национального правительства (и не только) использует широкий комплекс мер. Большую роль играет дипломатия, позволившая с 2014 года успешно переориентировать огромные объёмы нефти и газа с рынков ЕС на КНР, Индию и другие страны.
Западные компании участвуют не только в диверсификации экспорта российских углеводородов на рынки третьих стран, но и в доставке выработанных из них продуктов на западные рынки. Еврокомиссия не знает, как решить эту проблему. Возможно, корень проблемы вовсе не в коррупции.
Новые рынки сбыта стимулировались дисконтами. Сделки проходили через «прокладочные» фирмы, в том числе классические «однодневки» в юрисдикциях G7. Особую роль в оформлении таких операций сыграли высокооплачиваемые британские юристы. Они продемонстрировали знание не только узких мест санкций, но и обширные связи в разных кругах.
С помощью неравнодушных к своей выгоде специалистов из разных стран удалось решить проблемы платежей. Валюта ЕС не успела стать альтернативой доллару, которому тоже нашлась замена. В этой связи было много околоэкспертных спекуляций на тему рупии, которая якобы «никому не нужна», но которую почему-то покупали компании не только КНР и не только для инвестиций.
Дисконт дополнялся взаимозачётами в разных формах и классическим бартером. Торговые и финансовые операции усложнились, а закрытие статистики по «чувствительным позициям» не позволяло не только оперативно отреагировать, но даже своевременно проанализировать схемы обхода санкций.
При перевозках российской нефти использовались суда под флагами разных стран. Международное сотрудничество получило развитие в перегрузке российской нефти в зарубежных портах и даже в открытом море. Переоформление грузов проходило по пути их следования. До пункта назначения доплывала нефть уже нового владельца, которому Минфин США или надзорные органы ЕС не могли ничего предъявить за нарушение их русофобских санкций.
К тому же перевозчики российской нефти не всегда заботились о комфорте отслеживающих такие грузы, выходя из систем отслеживания. Смешивание «подсанкционной» нефти с нефтью из другой страны позволяло продавать продукт выше кем-то установленного потолка в $60.
С опорой на бизнес-круги пресловутых «дружественных стран», а также с мотивированием бизнесменов из пула бывших «друзей и партнёров» России удалось наладить масштабную работу по экспортно-импортным операциям в новых условиях. Правительство РФ позаботилось также и о стимулировании отечественных компаний – таких, например, как судостроительное предприятие «Звезда». Оно стимулировало государственные и частные компании инвестировать не только в судостроение, но и в развитие портовой и другой инфраструктуры. Сразу несколько импульсов получили занятые в логистическом бизнесе и маркетинговых исследованиях.
Под западные санкции не попали многие наименования российских нефтепродуктов и СПГ. За неполный 2023 года ЕС закупил более половины российского экспортного сжиженного газа, заплатив почти $7 млрд. Трубопроводный газ кратно дешевле, однако в Брюсселе решили, что надо покупать дороже и с большими затратами. Кремль не возражал, тем более что украинский участок газопровода стал более уязвим в условиях неблагоприятного для Запада развития СВО.
Примечательно: ЕС предпочитает российский газ катарскому. Продукцию компании «Наватэк» с удовольствием покупают Бельгия, Франция, Испания, Португалия, Греция. Их закупки российского СПГ почти в 2,5 раза больше, чем Китая, на который переориентирован трубопроводный российский газ.
Нефтепродукты и СПГ из России продаются хуже, чем продукция низкого передела. Одним из вариантов решения проблемы является вхождение российских компаний в капитал зарубежных партнёров, выкуп долгов таких компаний вместе с ними. В этом есть свои риски, особенно специфические за пределами Европы. Тем не менее такой путь выглядит привлекательным, учитывая, что не весь промсектор в ЕС деградировал или мигрировал в США.
Нефть по-прежнему пользуется высоким спросом, что бы ни предпринимали немецкие и прочие фанаты зелёной энергетики. Поэтому выработанные из российской нефти продукты будут на западных рынках тем самым санкционным бумерангом, о возвращении которого так не любят рассуждать обозреватели изданий ЕС.
Высокий спрос на российские углеводороды стимулирует активность в обходе западных санкций. Их ахиллесовой пятой оказался «ценовой потолок», который выгоден и российским компаниям, так как позволяет занижать налогооблагаемую базу. Правительство РФ продемонстрировало в этой ситуации гибкость и наличие аргументов, с которыми экспортёрам было трудно не согласиться.
Важным направлением преодоления негативных последствий западных санкций является стимулирование внутреннего спроса на экспортируемое сырьё. Преодоление зависимости от западных технологий и оборудования требует гораздо больших усилий и инвестиций. В этом направлении тоже реализуется комплекс разных подходов.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram