Россия стала вторым крупнейшим экспортером в Индию. Российские поставки за апрель-октябрь достигли 36,27 млрд долларов (+64% по сравнению с годом ранее). Выше только у Китая, объем экспорта которого в Индию составил 60,02 млрд долларов (-0,4%). При этом взаимный товарообмен нуждается в усиленной «модерации», для того чтобы устранить перекосы, связанные с неравнозначностью экспорта/импорта, и вызванное этим фактором оседание в РФ «мёртвого груза» в виде индийской национальной валюты.
Достижения и проблемы
Как отмечают в Русско-Азиатском деловом совете (РАДС), Индия за последний год стала одним из основных торговых партнеров России: взаимный товарооборот вырос более чем в четыре раза. К тому же Москва и Дели достигли соглашения о взаиморасчетах в национальных валютах. Нужно учитывать, что сейчас Индия, хоть и является одной из самых активно развивающихся экономик мира, всё же сохраняет большую зависимость от импорта. И здесь ещё важно учитывать, что, судя по свежей информации, ЕАЭС возобновляет переговоры с Индией о создании зоны свободной торговли. Их двусторонний товарооборот в 2022-2023 финансовом году составил 50,3 млрд долларов. При этом с Россией он превысил 49 млрд, с Казахстаном достиг – 641 млн, с Арменией – 135,3 млн, с Белоруссией – 111,8 млн, а с Кыргызстаном – 56,6 млн долларов. Основную роль в увеличении объемов торговли Индии с Россией сыграли поставки сырой нефти.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая признаёт, что резкий скачок товарооборота произошёл именно за счёт кратного увеличения российского экспорта энергоресурсов в Индию. Как известно, в прошлом году, когда экономические связи РФ со странами Запада оказались почти полностью разорваны, российские торговые потоки направились в другие регионы. Это существенно повлияло на объемы российско-индийской торговли, которые в 2022 г. увеличились более чем втрое к предыдущему году, достигнув рекордных 39 млрд долларов. Для сравнения: в 2021 г. этот показатель составлял лишь 12 млрд.
«Россия перенаправила с европейского рынка большую часть экспорта нефти и нефтепродуктов на альтернативные направления, прежде всего в Индию, Китай, Турцию. Этому способствовало и эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти и нефтепродуктов с 5 декабря прошлого года и 5 февраля текущего года соответственно. Индия же получила возможность покупать российское сырье со значительным дисконтом, перерабатывать его на своих НПЗ и затем экспортировать высокомаржинальное топливо – в том числе в Европу и США», – отмечает О. Беленькая.
В связи с этим, добавляет эксперт, возникла существенная проблема: диспаритет объёмов двусторонней торговли России и Индии по экспорту и импорту. «Так, индийский экспорт в Россию хоть и вырос на 33 процента (до 946,6 млн долларов), но на порядок ниже объемов импорта Индии из России. В условиях отключения ведущих российских банков от внешних расчетов в долларах и евро, значительного усложнения процедур банковского комплаенса при традиционных ранее долларовых расчетах Россия и Индия предпринимали попытки перейти на национальные валюты в расчетах. Но из-за столь сильного диспаритета по экспорту и импорту, в сочетании с неконвертируемостью индийской рупии, у российских экспортеров сложились большие запасы экспортной выручки в рупиях, потратить которые пока затруднительно», – говорит Беленькая.
Устранить перекосы
Проблему «мёртвого груза рупий», по мнению управляющего партнера аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, можно решить путем более тесного взаимного сотрудничества, в частности за счёт несырьевого импорта индийской продукции в РФ. «Это прежде всего товары, которые хорошо себя зарекомендовали: индийский текстиль, одежда, косметика, продукция фармацевтической отрасли, продукты питания и т. д. На данный момент такие товары купить можно, но только на маркетплейсах, где конкуренция огромная, или на ярмарках-выставках выходного дня. Стабильную розничную торговлю необходимо стимулировать, как и продвижение таких товаров», – полагает Е. Косарева. По её словам, именно сейчас Россия представляет собой очень интересный рынок – когда многие западные бренды ушли, а собственных ресурсов для закрытия потребностей пока не хватает.
Сотрудница Института технологий нефти и газа Ольга Орлова отмечает, что индийцев в России интересует многое. «Во-первых, энергетика. Россия обладает огромными запасами энергетических ресурсов, таких как нефть и газ, в то время как Индия – один из крупнейших потребителей энергии в мире. Во-вторых, инфраструктура и строительство. Индия активно развивает свою инфраструктуру: дороги, железные дороги, порты и аэропорты. Российские компании могут предложить свои технологии, оборудование и опыт в этих областях. Это поможет Индии реализовать свои инфраструктурные проекты. В-третьих, фармацевтика и медицина. Сотрудничество в области фармацевтики, включая обмен технологиями, разработку и производство лекарственных препаратов, может быть перспективным для обеих стран», – подчёркивает Орлова.
Далее она называет в качестве перспективных направлений расширение сотрудничества в сферах сельского хозяйства и пищевой промышленности, автомобильной промышленности, машиностроения, химпрома, информационных технологий и коммуникаций, туризма и культурного обмена. В случае успешного завершения переговоров о ЗСТ ставки таможенных пошлин на большую часть товаров будут обнулены. В связи с этим в РАДС подчёркивают, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы выходить на местный рынок. Там тоже подготовили список самых интересных групп товаров для экспорта в Индию.
Во-первых, это продовольствие. Тут всё понятно – Индия обогнала Китай по численности населения. А индийский народ, уровень благосостояния которого, кстати, растет, необходимо кормить. Несмотря на то что в индийском сельском хозяйстве занято свыше половины населения, оно пока не может покрыть всех потребностей государства. Во-вторых, большим спросом в Индии пользуется электроника. Рост спроса на неё обусловлен повышением благосостояния индийцев и большим количеством школ, где требуются современные гаджеты для эффективного процесса обучения. В-третьих, пластик, использующийся в Индии для производства одноразовой посуды. В-четвёртых, промышленное оборудование. В-пятых, удобрения. В-шестых, продукция органической химии. В-седьмых, текстиль.
Прагматичные расчёты
По расчетам, выполненным представителями организаций «Яков и партнёры» (бывшая McKinsey в России) и «Деловая Россия», торговля между Индией и РФ к 2030 г. может приносить обеим странам дополнительную выручку в размере 90 млрд долларов в год. Но для этого нужны новые удобные логистические торговые маршруты, в частности, необходимо развивать международный транспортный коридор «Север-Юг», связывающий северо-западную часть ЕАЭС с государствами Центральной Азии, Персидского залива и Индийского океана. По прогнозам «Якова и партнёров», грузооборот в рамках МТК «Север-Юг» к 2030 г. превысит 70 млн тонн и к 2050-му – 150 млн тонн.
Аналитики предполагают, что основными драйверами российского экспорта в Индию всё же останутся нефть и нефтепродукты: ожидается, что к 2030 г. спрос на них в этой азиатской стране вырастет к уровню 2020 г. на 40% и достигнет 7 млн баррелей в сутки. Другой движущей силой должен стать коксующийся уголь: общий объем индийского импорта за тот же период вырастет, согласно имеющимся прогнозам, на 12%, причём российский уголь с низкой себестоимостью может существенно увеличить долю рынка. Если в рамках МТК «Север-Юг» будет введён единый транспортный тариф, Россия сможет дополнительно экспортировать ещё 33 млн тонн и к 2030 г. стать основным поставщиком коксующегося угля в Индию.
Похожая логика, по мнению авторов исследования, применима и к удобрениям, себестоимость производства которых в России значительно ниже, чем у других экспортеров в Индию (например, Китая). После запуска западной ветки МТК «Север-Юг» Россия сможет поставлять на индийский рынок ещё 6 млн тонн удобрений, что позволит ей стать основным поставщиком в этой категории. Способствовать росту объёмов торговли по этой номенклатуре между двумя странами мог бы новый совместный игрок на рынке морских грузоперевозок. «Если предположить, что на долю такого совместного предприятия будет приходиться 25% от общего объема грузоперевозок между Индией и Россией, то к 2030 г. его выручка может составлять около 22 млрд долларов», – считают аналитики «Якова и партнёров».
Создание такого оператора под эгидой Индии, по мнению главного редактора информационно-аналитического агентства Portnews Виталия Чернова, имеет смысл, поскольку в России нет своего крупнотоннажного балкерного флота для перевозки насыпных грузов, таких как зерно, уголь, руда, цемент. «Но у МТК "Север-Юг" в целом много узких мест – например, иранские железные дороги», – предупреждает В. Чернов. Поэтому, как он считает, для экспорта угля в Индию более целесообразно использовать маршруты deep sea (океанские перевозки на длинные расстояния), например, через порт Тамань, где построен глубоководный терминал, способный обрабатывать балкеры дедвейтом до 220 тыс. тонн.
В любом случае наличие столь неисчерпаемого рынка, как индийский, и возможность на нём работать является для России большой удачей. Оба государства объединяют участие в объединении БРИКС, давние традиции дружбы и сотрудничества. Индия сейчас – одна из наиболее многообещающих стран мира, она быстро развивается и с уверенностью смотрит в будущее. И поэтому, конечно, наше государство крайне заинтересовано в том, чтобы двусторонние отношения развивались и крепли.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram