Ноябрь стал знаковым для нынешней украинской элиты, мечтающей о скорейшем вступлении в Евросоюз и НАТО. Брюссель, являющийся одновременно столицей и того, и другого объединений, всячески обнадёживал Киев многозначительными намёками на скорое членство.
К концу года Еврокомиссия активизировала работу по моральной подготовке государств-членов ЕС к расширению. В августе глава дипломатии Союза Жозеп Боррель заявил о перспективе членства для 10 новых стран. При этом особое внимание было уделено Украине и Молдавии, которые в октябре отправили в ЕК отчёты о выполнении условий для вступления.
Молдавия и Украина являются участницами программы Евросоюза для постсоветских республик «Восточное партнёрство». Изначально участницами были также Азербайджан, Армения, Белоруссия и Грузия. С 2022 года Белоруссия членство в программе приостановила из-за западных санкций. Минск и Баку были единственными, кто не декларировал желания стать членом ЕС. Грузинское руководство такую мечту ещё лелеет, хотя и не предпринимает особо активных шагов.
Республики бывшей Югославии, как и формально распущенного СССР, вступали в Евросоюз через членство в НАТО. Владимир Зеленский надеется на вступление в ЕС по особой ускоренной процедуре, не оставляя надежд на особую процедуру вступления и в военно-политический Североатлантический блок. В этом же вагоне надеется заехать в светлое «европейское» будущее и Майя Санду.
Грузия надеется тоже быть пассажиром этого голубого вагона с золотыми звёздами. Президент постсоветской республики Саломе Зурабишвили в начале ноября дала большое интервью французскому каналу LCI, в котором заявила, что вступление троицы «восточных партнёров» в ЕС «произойдёт одновременно», подчеркнув: «Мы – трио: Молдавия, Украина и Грузия».
Брюссель никак не отреагировал на эти странные заявления. Еврокомиссия дала понять, что для вступления необходимо выполнить её условия – нечто вроде домашнего задания, подготовительной работы. Киев и Кишинёв за выполнение «домашки» хоть как-то отчитались, а Тбилиси - нет.
Грузии не предоставили статуса кандидата в члены ЕС. Глава евродипломатии Ж. Боррель в сентябре на пресс-конференции в Тбилиси завил: «Еврокомиссия представила 12 приоритетов. Вы выполнили три из них, девять ещё остаются».
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили попытался спорить, утверждая, что еврокомиссар ошибся – не три условия выполнено, а три осталось выполнить. Однако сколько выполнено и как выполнено, это решает Брюссель, а не Тбилиси. К счастью для всего ЕС.
С членством в НАТО всё ещё сложнее. Устав альянса не позволяет принимать в свой состав государства с неустановленными границами, тем более находящиеся в состоянии войны. Грузия фактически находится в состоянии перемирия с Абхазией и Южной Осетией. Молдавия – с Приднестровьем. Украина уже воюет даже не с ДНР и ЛНР, а с Россией, не говоря уж о непростой процедуре демаркации государственной границы.
Решение о запуске переговорного процесса с кандидатами в члены Евросоюза на предмет полноценного членства вынесено на обсуждение глав государств и правительств Союза. Они соберутся 14-15 декабря в Брюсселе на саммите ЕС.
В конце ноября глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что официальный Киев «почти» выполнил условия ЕС. Для принятия решения о членстве в ЕС ни одно государство-член не должно быть против.
Еврокомиссия всерьёз опасается реализации права вето Венгрией. Брюссельская бюрократия инициировала дискуссию по надуманной ею же проблеме якобы назревшей необходимости отмены права вето, встретив ожесточённое сопротивление не только Будапешта.
Ряд киевских и западных аналитиков склонны считать, что Украину могут принять сначала в ЕС, а затем в НАТО. Однако гораздо больше уверенных в отсутствии у Киева реальных перспектив добиться членства хотя бы в ЕС.
Как бы ни были лояльно настроенными к нынешнему киевскому руководству Варшава и другие европейские столицы, понимание последствий членства Украины у них есть. Желающих увеличить свои расходы после такого гипотетически возможного шага не наблюдается.
Еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан заявил 30 ноября о согласованном ЕС очередном пакете финансовой помощи для Украины в размере 50 млрд евро на ближайшие четыре года. Проголосовала даже Венгрия, которая формально требовала аудита ранее выделенной помощи (не только финансовой) и под этим же предлогом 11 ноября заблокировала выделение 500 млн евро на оружейные поставки Киеву по линии «Европейского фонда мира». Причина на самом деле была в конфликте с Брюсселем, ранее заморозившим причитающиеся Будапешту финансовые средства. Таким образом, состоялась тайная сделка, которую ЕК вполне может повторить накануне других голосований по вопросам, связанным с продолжением СВО.
Вашингтон давит на Брюссель, стремясь переложить на ЕС основное бремя финансовых и иных расходов на продолжение войны с Россией. Предлогом выступает отсутствие средств, которые для Белого дома (в т. ч. Пентагона) так и не выделил конгресс.
На этом фоне ЕС вынужден подчиниться и накачивать Киев разными видами помощи. Одновременно идёт игра на публику с постановками на тему членства Украины в ЕС и НАТО.
На июльском саммите НАТО в Вильнюсе генсек Столтенберг заявил журналистам: «Сейчас самая неотложная задача – обеспечить победу Украины. Потому что если Украина не победит, то вопрос о членстве даже не будет обсуждаться».
Польский президент Анджей Дуда в 2023 году неоднократно заявлял о невозможности принятия Украины в НАТО. Например, на сентябрьском форуме в Крынице-Здруй он напомнил, что такой шаг обяжет остальные члены альянса вступить в конфликт с Россией на основании статьи 5 Североатлантического договора.
Фактически альянс находится в конфликте с Россией, что признают и в ЕС, и в США. Однако дело пока не дошло до прямого вооружённого столкновения. Именно этого и боятся в европейских столицах, тогда как заокеанские «ястребы» всячески подталкивают вассалов к именно такому развитию событий.
В ноябре главы МИД НАТО обсудили перспективы членства Украины в альянсе, опубликовав 29 ноября «Заявление Совета НАТО-Украина на уровне министров иностранных дел». В нём подтверждены бессрочные обязательства союзников по «дальнейшему усилению политической и практической поддержки Украины». Министры одобрили «амбициозную программу работы на 2024 год». Они также заявили о намерении преобразовать комплексный пакет помощи Киеву в многолетнюю программу повышения военной мощи Украины и оказывать ей содействие не только в военных поставках и обучении военнослужащих, но также в гуманитарных вопросах и развитии украинского ВПК. «Союзники предоставили Украине рекомендации по приоритетным реформам», - сказано в заявлении.
Фактически Киев получил «домашнее задание» по выполнению требований НАТО. Однако выполнение их в свете развития СВО выглядит как сизифов труд. Дело идёт к уничтожению украинской государственности. Будущим «правительствам в изгнании» членство в НАТО и ЕС совсем ни к чему.
Через пару дней после СМИД НАТО с принятием заявления по Украине генсек альянса дал интервью, в котором пытался уйти от прямых ответов на закономерные вопросы о перспективах СВО. Однако немецкий журналист смог добиться от Столтенберга признания в максимально возможной для него форме. «Мы должны быть готовы к плохим новостям», - сказал генсек НАТО.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_________________________________
Фото: https://ria.ru/author_podvitski/