Глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Сивера заявил, что у НАТО осталось три года, чтобы нарастить потенциал для противодействия России. Прогноз Немецкого общества внешней политики (DGAP), согласно которому до конфронтации альянса с Россией осталось от шести до девяти лет, Сивера посчитал чересчур оптимистичным.
Возникает вопрос: зачем власти Польши, понимая, что натовская политика ведёт к столкновению с Россией, продолжают следовать гибельному пути? Ответ прост: польские власти не суверенны в своих действиях. Внешнеполитически Варшава подчинена Вашингтону, на польском медийном рынке популярные издания, которые воспринимаются как польские, на самом деле финансируются американским и немецким капиталом.
Так, основанная в 1920 г. крупнейшая газета Rzeczpospolita с ежедневным тиражом 160 тыс. экземпляров польская только по названию и месту расположения редакции. Газета издаётся на немецкие деньги и на польском языке проталкивает прогерманские идеи.
С приходом на пост канцлера Германии проамериканского политика Олафа Шольца образовалась геополитическая ось Вашингтон - Берлин. Былое негласное противостояние Германии и Франции, с одной стороны, и США и Великобритании, с другой, за влияние в Европе ушло в прошлое. Париж и Берлин хотели сделать Европу менее «англосаксонской», но сейчас мы видим, что Берлин пошёл на сближение с Вашингтоном, а Париж оказался не у дел. Пропагандистский дискурс США и Германии в отношении России теперь совпадает.
Соответственно, Rzeczpospolita, будучи на содержании у немцев, называет Польшу прифронтовым государством и требует более жёсткого подхода к России. Эти лозунги гармонично ложатся на польскую душу, изрядно удобренную русофобией с момента распада СССР. Польским читателям газеты кажется, что она транслирует их идеи и мысли, не подозревая, что эти идеи и мысли, специально сформулированные для польского читателя, через Rzeczpospolita транслирует Берлин.
На это указывает и тот факт, что в унисон словам Сиверы зазвучали заявления генерального инспектора бундесвера генерала Карстена Бройера о необходимости готовиться к войне с Россией. На вопрос, способна ли немецкая армия сопротивляться российским войскам, генерал отрезал: «Да, и точка! У нас нет альтернативы».
Польша исторически ориентируется во внешней политике на немцев, французов и англосаксов. На французов и англосаксов она ориентируется тогда, когда враждует с немцами, и на всех троих - если враждует с русскими. Но сегодня антироссийский курс Варшавы совпадает с антироссийским курсом Берлина, а русофобия Берлина совпадает с русофобией США. Польше незачем ориентироваться на Францию, потому что Польша не враждует с Германией.
Польша и Германия - союзники США в Европе. Отсюда и растут ноги у грозных заявлений о необходимости готовить НАТО к войне с Россией. Ведь самый главный сторонник войны - Вашингтон, курирующий власть в Берлине и Варшаве. Немцы и поляки делают и говорят то, что хотят от них услышать американцы.
Польша находится в незавидном положении. Она действительно прифронтовое государство, но сама поставила себя в такое положение. Традиционная польская геополитическая мысль видит в Украине (и Белоруссии с Молдавией тоже) всего лишь антироссийский буфер. Чем он шире, тем Варшаве спокойней. Широкий буфер нужен в том случае, если Варшава не планирует выстраивать с Москвой добрососедские отношения, а она как раз не планирует.
Венгрия и Словакия, которые тоже граничат с Украиной, ни о каком антироссийском буфере не говорят. Он им не нужен, им, наоборот, нужно сближение с Россией (хотя бы в экономике). И только Польша с Румынией, в которой посол США Кетлин Кавалец имеет большее влияние, чем румынские политики, добровольно превратились в оруженосцев Вашингтона.
Примечательно, что отношения с Россией в Польше принято называть «восточной политикой». Но Польша граничит с Россией и на севере (с Калининградской обл.), а на востоке Польши проходит граница с Украиной и Белоруссией. У России нет территориальных претензий к Польше, российско-польская граница - самая спокойная. Здесь нет нелегальных мигрантов, никто не блокирует дороги и пункты пропуска.
Это говорит о том, что т. н. «восточный вопрос» для Варшавы это не столько про Россию, сколько про Украину (и Белоруссию). Польша стремится к лидерству в Восточной Европе. Для этого ей нужна Украина в качестве русофобского буфера, ибо пока Россия стоит, Польше до уровня лидера не подняться. Вот почему Сивера призывает собутыльников по НАТО готовиться к войне с Россией, пока она в военном отношении ещё не окрепла окончательно.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_______________________________
Рис.: А. Горбаруков