Принятый киргизскими парламентариями в первом чтении законопроект, разработанный спикером Жогорку Кенеша Нурланом Шакиевым и депутатом Уланом Примовым, «О внесении изменений в Закон КР «О государственных символах Кыргызской Республики», предусматривающий ребрендинг национального флага, свидетельствует о том, что более насущных проблем в конце года в республике нет. Но даже если они есть, то новый дизайн поможет их решить.
Такая мысль прозвучала из уст лидера страны в интервью киргизскому национальному информационному агентству «Кабар». «До этого в обществе активно бытовало мнение, что наш (киргизский. – О.Б.) флаг похож на подсолнух, – заявил Садыр Жапаров, – и на этом фоне страна не может встать с колен. <…> Если, даст Бог, этот вариант пройдет, то отныне мы не будем зависимыми. Впредь будет так, будто солнце светит нам и улыбается. Я далек от каких-либо поверий и суеверий. Но все же мы должны надеяться, что отныне будем развитой и самостоятельной страной».
Проблема состоит в том, что вызвавший переполох в высших эшелонах власти «подсолнух» – изображенный на флаге солнечный диск с тундуком внутри (световым окном, венчающим киргизское жилище – юрту) и с 40 равномерно расходящимися волнообразными лучами золотистого цвета, символизирующими 40 племен, составивших киргизскую нацию, означает в киргизском языке не только цветок семейства астровых, но и «зависимость». Возникновение этого смысла объясняется движением молодых подсолнечников в течение светового дня вслед за Солнцем с востока на запад, а ночью обратно, чтобы с утра снова встречать солнечный свет.
Однако, по мнению искусствоведа и художника Алтын Капаловой, волнистые лучи – всего лишь технический способ передать динамику, происходившую в киргизском обществе в 1992 году, когда люди всем сердцем чувствовали перемены и в тревожное, сложное время верили в будущее Киргизстана. «Тут я не могу не сделать отсылку к народным кыргызским узорам, которые наши бабушки и прабабушки витиевато вышивали на ткани, создавали из войлока, вплетали в циновки из камыша, чия, – рассказывает она. – Другая смысловая отсылка – это солнечный человек из петроглифов Саймалы-Таш. Кыргызстан – солнечная страна, на территории которой на протяжении тысячелетий проживали люди, племена, народности, создавая искусство, которое теперь является нашим культурно-историческим наследием».
«Устранить неоднозначное трактование значения изображения флага», считают законотворцы, позволит изменение формы лучей на прямые, четко напоминающие лучи солнца – такие, какими они были первоначально задуманы авторским коллективом художников в 1992 году Э. Айдарбековым, Б. Жайчыбековым, С. Иптаровым, Ж. Матаевым, М. Сыдыковым. «Мы возвращаемся к изначальной версии, – рассказал Жусуп Матаев. – Тогда 350 депутатов и созданная комиссия вели обсуждения, и лучи в конце стали волнообразными». Решение это было якобы связано с шедшей войной на Кавказе и стремлением на этом фоне показать, что «у кыргызов характер мягкий».
Вот только представленное в справке-обосновании к законопроекту изображение солнца стало напоминать «верблюжью колючку» – символ бесплодной пустыни, и киргизский стяг был отправлен на доработку. В последней вариации, пришедшейся по вкусу президенту страны и кабинету министров, лучи превратились в шипы. Также в изображенный на флаге тундук был добавлен четвертый прут (чамгарак). По словам Шакиева, «четверо прутьев в тундуке были на юртах богатых кыргызов, а трое – у бедняков».
Символико-исторический контекст, безусловно важен, считает дизайнер и арт-директор студии MOZGAMI Branding Agency Кадыр Батырканов, однако стоит учитывать технические нюансы, а они таковы: добавленная к тундуку палочка сделала силуэт более тонким, создав вероятность, что он не пропечатается при нанесении на мелкие объекты – печати, значки и т. д. Это говорит о том, что над дизайном государственного символа трудился как минимум ремесленник, но не профессиональный дизайнер.
Что касается ассоциаций, связанных с новым образом, то их возникает еще больше, и все они, как правило, негативные (БДСМ-игрушки, сосульки на крышах домов, колючая проволока), потому как на изображении – острые предметы. К примеру, депутату Дастану Бекешеву центральный элемент флага, предложенный авторами законопроекта, напомнил морского ежа, а вариант, доработанный с участием президента, хоть и выглядит, по его мнению, более эстетично, но похож на колесо с сорока шипами или «40 сперматозоидов, атакующих яйцеклетку». В ассоциативном ряду депутата парламента Акбокон Таштанбекова возникли образы звезды воров в законе и звезды Давида. Так что померещившийся кому-то подсолнух по сравнению с ними – цветочки в прямом и переносном смысле.
Также в новом варианте проигнорированы семантические ассоциации: если в существующем образе лучи, символизирующие киргизские племена, представляют одно целое, то в новом варианте они разъединены, подчеркивая факт существования в киргизском обществе трайбализма и непрекращающегося противостояния севера и юга.
И вообще менять флаг без веских на то оснований, считают специалисты, неправильно с точки зрения брендинга. К этому должны привести какие-то качественные изменения в стране: например, присоединение штата, как в США, смена государственного строя, как в Испании, или хотя бы победа над смогом, разъедающим легкие бишкекчан. А нынешняя инициатива, по мнению киргизского историка Табылды Акерова, – не более чем попытка властей «скрыть свои недочеты, ошибки, которые были допущены за три года». «Прошло три года, – подчеркивает ученый, – однако до стабилизации экономики далеко, цены растут и кусаются, народ против контрольно-кассовых машин. Некоторые проекты не начаты, а те, что начаты, не завершены. Однако, несмотря на это, власти пытаются показать, что все это не такие уж серьезные проблемы и нет необходимости лишний раз беспокоиться».
Стоит отметить, что ранее в Киргизстане неоднократно предпринимались попытки перерисовать государственный флаг как минимум пять раз и, как правило, в критические моменты истории, когда необходимо было объяснить причину государственных неудач. После Дынной и Тюльпановой революций 2005 и 2010 года в высших эшелонах власти заговорили о «дурном знаке» – изображенных на флаге лучах солнца, напоминающих пламя, сжигающее тундук – символ отчизны. Также «источником кровопролитий и переворотов» был назван цвет флага – красный. В качестве альтернативного колора был предложен светло-синий, олицетворяющий мир, чистоту, вечность, истину и благородство. Однако выяснилось, что на юге республики синий цвет является траурным. «Вдова покрывает себе голову синим или белым платком... Через лоб он повязан, например, черной лентой», – писал в своей книге «Из обрядовой жизни киргизов XX века» российский путешественник Федор Фиельструп.
Звучала также инициатива сделать государственный флаг трехцветным – сине-бело-красным, в соответствии с цветами, обозначавшими левое, правое и срединное крыло киргизов, и даже четырехцветным – черно-зелено-бело-оранжевым. Последний вариант в 2009 году предложил один из кандидатов в президенты страны врач-нарколог Женишбек Назаралиев. Черный, по его задумке, должен был напоминать киргизскому народу о черном периоде в его истории, начавшемся «более 1000 лет тому назад, когда Великая кыргызская империя была вырезана, разрушена, уничтожена объединенными китайскими и тюркскими войсками» и длящемся по сей день. Зеленый символизировал бы исповедуемый киргизами ислам, белый – свободу и независимость, оранжевый цвет – светлое будущее, цвет солнца, созидания, благополучия и счастья.
Но ни одна из ранее предпринятых попыток не вызывала такого общественного резонанса, как в этот раз. Пользователи соцсетей атакуют Instagram-аккаунт Садыра Жапарова. Организован онлайн-флешмоб с призывами «Не трогайте мой флаг!», «Не меняйте флаг!», «Руки прочь от флага!», а на сайте Change.org размещена петиция «Сохраните флаг Кыргызстана без изменений!», собравшая 5500 подписей. Проголосовавшие против законопроекта парламентарии и гражданские активисты призвали президента вынести этот вопрос на референдум и прислушаться к мнению народа. С ними солидарен один из авторов действующего флага Бекбосун Джайчыбеков, мнения которого никто не спросил, как и не оформил за 31 год его авторские права.
Однако итогом этой борьбы пока стал лишь арест 7 декабря текущего года подозреваемого в «призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам» активиста Афтандила Жоробекова, планировавшего провести протестный митинг, и заявление государственного секретаря Суйунбека Касмамбетова о том, что «дискуссия, которая развернулась в обществе, заставляет задуматься».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram